Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

В 20-х курить на мостах Новосибирска строго запрещалось

20.04.2002
Представим себе Новосибирск 1926 года. 171 улица протяженностью 282 километра - для главного города Сибирского края, в общем, немало. Но вот мощенных хотя бы камнем - об асфальте тогда и речи не шло! - из них было всего-то 23 километра: около 8%. Еще хуже обстояли дела в Новосибирском сельском районе.Скромная трасса Новосибирск - Карьер Мочище протяженностью восемь километров определила, быть Новосибирску главным сибирским городом или задохнуться в петле бездорожья. По справедливости стоило бы поставить здесь памятник...

К 110-летию Новосибирска

 Дорогами нынешнего новосибирца не удивишь. Три федеральные трассы (омская, кемеровская и барнаульская), три опорные территориальные - на Камень-на-Оби, Ленинск-Кузнецкий и Колывань - и множество дорог рангом ниже. Асфальт, светофоры, от дорожных знаков в глазах рябит: привыкли мы к этому, и кажется, что иначе и быть не может.

А было...

Из постановления томского губернатора от 10.04.1901: «Начать работы по изысканию и проложению почтовой дороги от поселка Ново-Николаевского до села Бердского».

Можно ли считать трассу Новосибирск-Бердск первой для нашего города? Вряд ли - в то время это была скромная грунтовая колея, почти непроезжая в сырую погоду. Не случайно и полтора десятка лет спустя дорожные инженеры-изыскатели отмечали, что «сибирские дороги на 100% могут быть приравнены к полевым». А полевых дорог у нас и при Ермаке Тимофеевиче хватало, да и главный наш - Московский - тракт принадлежал тогда к этой же непрестижной сегодня категории.

Представим себе Новосибирск 1926 года. 171 улица протяженностью 282 километра - для главного города Сибирского края, в общем, немало. Но вот мощенных хотя бы камнем - об асфальте тогда и речи не шло! - из них было всего-то 23 километра: около 8%. Еще хуже обстояли дела в Новосибирском сельском районе: из 320 километров дорог 303 километра пребывали, как отмечалось тогда, в естественно-грунтовом состоянии.

Под стать дорогам был и транспорт. В городском архиве сохранилась ведомость на выдачу государственных номеров. За 1927 год предки нынешней ГИБДД распространили среди новосибирцев 3500 собачьих номеров (не удивляйтесь: выгул собственного Бобика без номера тогда грозил нелицеприятным общением с милицией), 2550 номеров для извозчиков, 1400 - для велосипедистов. А вот годовое количество номерных знаков для новосибирского автомототранспорта составило лишь 190 штук: на 150 автомобилей и 40 мотоциклов.

Дороги городской окраины.
 Приказ по новосибирскому Горкомхозу N34 от 27.05.1926: «Каждый сотрудник, нуждающийся в разъездной лошади по делам службы, должен за день дать заявку зав. хозяйством. Пользование лошадью - не более одного часа, в случае задержки - письменное объяснение. Все три лошади должны быть у здания ГКХ к 9 утра; задержка кучеров свыше 6.5 часов рабочего времени не допускается».

Так что даже тогдашняя мэрия передвигалась на гужевом транспорте - хоть и не быстро, зато надежно. Коэффициент использования автомобильного парка в городе в те годы редко превышал 40%: иначе говоря, два дня ездишь по новосибирским улицам - три дня потом стоишь на ремонте. И это в краевом центре. А в районах Сибирского края после хорошего дождика путешествие на сотню километров могло затянуться на пару недель.

Для Новосибирска, транспортного и торгового центра по своей природе, отсутствие дорог было особенно тягостно. Речники и железнодорожники работали с перегрузкой, зато такой резерв, как автомобильный и даже гужевой транспорт, использовался лишь на малую часть своих возможностей. Два основных тракта, ведущих в Новосибирск, - Бердский и Сталинский (Ленинск-Кузнецкий) имели грузонапряженность соответственно 100 и 25 тысяч тонн в год: первая, самая внушительная цифра, примерно соответствует проезду трех современных грузовиков в сутки, вторая не дотягивает и до одного. По-русски говоря, кошкины слезы, и отнюдь не потому, что нечего было возить. «Естественно-грунтовая» дорожная сеть не позволяла ни развивать промышленность, ни активно торговать продуктами сельского хозяйства, что было тогда главным источником доходов Сибирского края.

Вот в таких условиях пришлось брать старт дорожникам края и города. Поворотным стал год 1926, в котором была создана первая организация, чьей задачей явились строительство и реконструкция автомобильных дорог, - Сибирское окружное управление местного транспорта (СибОМЕС) во главе с пока еще не профессиональным дорожником - юристом Владимиром Алексеевичем Ветровым. Примерно в то же время - точных данных не сохранилось - при новосибирском Горкомхозе организуется Гордорконтора, ведавшая состоянием городских улиц.

Таким катком уплотняли дорожное покрытие.
 Работы - непочатый край. Орудий в избытке - кирки да лопаты. Начали появляться первые, пусть еще примитивные, но уже машины: дорожные катки, моторные грейдеры. Но не было ответов на два вопроса: КАК строить дороги и улицы и ИЗ ЧЕГО?

Начальник Территориального управления автомобильных дорог Сергей Полещук: «Первопроходцу всегда тяжко. Одно дело - мостить трассу около Москвы: мягкий климат, твердый скальный грунт, только трудись и радуйся. И совсем иное - в Сибири: годовой перепад температур в 70 градусов и пропитанное водой болото. Опыта сооружения благоустроенных дорог в таких суровых условиях в двадцатые годы в нашей стране просто не было, да и вряд ли у кого в мире он был...»

Худо складывалась ситуация и с материалами, точнее говоря, без них. Это сегодня мы без проблем возим щебень из-под Тогучина или Черепаново, а теперь представьте себе стокилометровый рейс груженной камнем подводы 20-х годов по разбитой грунтовке, ибо иного транспорта и других дорог не было тоже.

Вот мы и подошли к той самой первой дороге - в полном смысле слова «дороге жизни» для столицы Сибири. Не думаю, что нынче ее кто-нибудь вообще угадает, хотя по справедливости стоило бы поставить здесь памятник: это скромная трасса Новосибирск - Карьер Мочище протяженностью восемь километров. Именно она определила, быть Новосибирску главным сибирским городом или задохнуться в петле бездорожья.

Из протокола N 1 заседания Комиссии по постройке опытной дороги Новосибирск-Мочище от 26.02.1927 года: «Считать весьма необходимым устройство опытной дороги. Намеченное направление Новосибирск-Мочище признано отвечающим условиям опыта. Намечены следующие варианты: булыжная мостовая из неокругленных каменных глыб, щебеночное шоссе, гравийное шоссе, шлаковое покрытие».

Реконструкция Центральной площади. 1934 год.
 Почему «опытной»? Первая дорога должна была послужить - и послужила! - своего рода полигоном для отработки одного из главных моментов: какая дорожная одежда оптимальна для свирепых сибирских условий? Разумеется, об асфальте тогда не упоминалось - первая установка по его производству появится в Новосибирске только спустя восемь лет. Но все доступные тогда варианты были оттестированы на той самой мочищенской трассе - насколько удалось понять по косвенным упоминаниям, решили остановиться на гравийном шоссе.

А почему направлением главного дорожного удара было выбрано неприметное с виду Мочище? Еще в царские времена здесь были разведаны немалые запасы камня, и даже работал небольшой карьерчик. Производство есть, точка от города сравнительно недалеко - это, похоже, и перевесило.

Сегодня строительство восьми километров гравийной дороги без проблем одолеет любой подрядчик средней руки. Три четверти века назад это было серьезной работой. Сохранилось сочное описание старого пути до Мочищенского карьера: «полевая проселочная дорога, совершенно непроходимая даже в летний период дождей». О проходимости весной и осенью никто и не заикался - ноль, он и есть ноль. Только крутых оврагов, из которых даже порожняя гужевая транспортная единица выбиралась еле-еле под густой мат извозчика, на старой Мочищенской дороге насчитывалось три штуки - так что у груженной камнем телеги не было абсолютно никаких шансов доехать до города. Выбоин, ям и ухабов никто не считал по причине их немереного количества. И так далее.

Из того же протокола N 1: «Производство земляных работ на дороге Новосибирск-Мочище провести машинным способом. Проработать вопрос о выполнении некоторых (особенно земляных) работ бесплатным трудом населения, заинтересованного в благоустройстве дороги Новосибирск-Мочище. Для ознакомления саперов с производством машинно-дорожных работ войти в связь с военным ведомством о предоставлении саперов. Выяснить возможность организовать автосообщение с Мочище при условии выполнения минимума работ».

Центральная автобусная станция. 30-е годы.
 Так что строили первую дорогу Новосибирска, без преувеличения, всем миром. Строили дорожники - от десятников и прорабов до кучеров и машинистов катков и грейдеров. Строили горожане на десятках субботников. Строила армия - стратегическое значение дорог объяснять не надо. Строил могущественный наркомат внутренних дел - трасса шла мимо нынешнего аэропорта Северный, тогда именовавшегося просто аэродромом НКВД. Речки направлялись в водопропускные трубы, росла насыпь в оврагах, мостилась проезжая часть. И по крупицам копился опыт - тот самый, без которого ездить бы нам и сегодня по дорогам, «на 100% могущим быть приравнянными к полевым».

Ориентировочное окончание строительства Мочищенской дороги - 1931 год. Вслед за этим карьер в Мочище был выведен на почти небывалую для Сибири тех лет проектную мощность в 200 тысяч тонн камня в год.

Сергей Полещук: «Это тот случай, когда дорога ложка к обеду - именно в 1931-1932 годах дорожники края начали реконструкцию двух опорных для Новосибирска дорог: правобережного Сталинского тракта и левобережного Каменского. И первый камень, который лег в их основание, скорее всего, был как раз из Мочище».

А Гордорконтора вплотную занялась новосибирскими улицами: теперь появились обкатанные на «опытной» трассе кадры дорожников, которые уже знали, как вести работы и откуда брать материалы. Если за первые 39 лет существования города было замощено 417 тысяч кв. м проезжей части улиц, то один только год - 1932-й - дал прибавку сразу в 160 тысяч кв. м - почувствуйте, как говорится, темпы роста. Причем они сохранились и дальше: сдерживало, как и сегодня, только финансирование.

Тем же 1932 годом датирован и первый дошедший до нас новосибирский кодекс поведения на дорогах: постановление Горсовета N 55 от 15.03.1932. В нем появляются новые понятия: землеотвод, полоса отчуждения. Теперь дорога и дорожные сооружения охраняются законом - так, за «расхищение и уничтожение перил, свай, столбиков, болтов, гаек, шайб и других частей мостов и дорожных сооружений» виновные привлекались к уголовной ответственности. Была даже специальная статья 79 УК «Умышленное повреждение дорог и дорожных сооружений».

Из постановления N 55: «Запретить сваливать на полотно дороги мусор, снег, грязь, вообще нечистоты. Запретить обгон и езду по мостам рысью, а для автомобилей - движение со скоростью свыше 5 км/час, езду левой стороной или серединой моста. Также запретить устройство гуляний на мостах, скопление на них людей и курение табака».

Можно представить, как бы это выглядело сегодня: Димитровский мост, к примеру, и ограничение скорости до 5 км/час - при таком раскладе доходы ГИБДД превысили бы доходы любого коммерческого банка...

Можно улыбнуться, примеряя документ ровно семидесятилетнего возраста к нынешней реальности, но доброй улыбкой - у каждой эпохи свои проблемы. И не просто можно, а нужно помянуть добрым словом тех наших земляков, которые проложили ее - первую дорогу города Новосибирска. Их имена забыты, возможно, навсегда - помнят в лучшем случае полководцев, а не рядовых. Но частичка их труда есть в каждой сегодняшней трассе.

Благодаря им чуть позже появятся в сибирской столице и асфальт, и светофоры, и даже дорожные знаки, которых на первой дороге еще не могло быть. Но это уже другая история...

Подготовлено по материалам городского архива (фонд 331)

Резонанс
Новости
Первый построенный в Новосибирской области кирпичный храм объявили памятником культурного наследия. В Легостаево Искитимского района по этому поводу устроили массовое ликование. После закрытия церкви в храме были склад зерна, мельница, хотели даже сделать кинотеатр или вовсе разобрать на кирпичи.
Почти на 10% больше преступлений было совершено в Новосибирской области в первые десять месяцев 2018 года. Повысилось и количество тяжких и особо тяжких преступлений. Однако есть и позитивные моменты – так, из 151 убийства пока нераскрытыми остаются два эпизода.
Формулировку «за совершением порочащего проступка» экс-начальник ГИБДД Новосибирской области попросил поменять на «в связи с выслугой лет, дающей право на пенсию». С такой просьбой уволенный Сергей Штельмах обратился в Новосибирский суд.
9 баллов: город стоит в пробках. Автомобилисты Новосибирска негодуют – пятничный вечер испорчен. Много аварий. Только на Большевистской улице произошло четыре ДТП. Красный проспект превратился в гигантскую пробку от площади Калинина до ул. Фабричной.
Потерял зуб воспитанник новосибирского хоккея Владимир Тарасенко в матче НХЛ «Сент-Луис» – «Чикаго». Несмотря на боль, бывший игрок «Сибири» воспринял инцидент с улыбкой. Он подобрал зуб и передал его доктору своей команды.
Наконец-то получили свои квартиры в доме №5/3 по улице Вертковская обманутые дольщики. Дом должны были сдать еще 15 лет назад. За прошедшие годы у многих родились и выросли дети, другие отчаялись получить вожделенные метры и купили квартиры в других домах. Но вот 16 ноября была перерезана красная ленточка на последнем подъезде дома.