Новосибирск -0.3 °C

Городские леса остались без «крыши»

23.04.2002 00:00:00

Сегодня они гибнут как от огня, так и от топора браконьеров

 Немного городов, которые могут гордиться такой лесопарковой зоной, как Новосибирск. Доехал на троллейбусе до конечной и, пожалуйста, дыши живительными лесными ароматами. В северной части города - Заельцовский бор и памятник природы областного значения Дендропарк. На юге - Бугринская роща. Хочешь - поезжай в парк Сосновый бор. За Первомайкой тянется Инюшинский бор и до самого Академгородка великолепный сосновый массив. По словам лесников, одна десятая всех городских лесов России принадлежит именно Новосибирску. Так уж случилось. Вольно раскинувшийся город наделил нас роскошью, о которой на Западе могут только мечтать. Впрочем, сами мы, побывав там или наглядевшись на цивилизованный мир в телеящик, тоскуем как раз о другом - аккуратных дорожках, ухоженных лужайках и пронумерованных деревцах. Что творится в нашей лесопарковой зоне, известно всем.

- То, что она замусорена - лишь часть беды, - говорит директор Новосибирского лесхоза Виктор Бугаев. - Городские леса принимают на себя промышленные выбросы, через них идут дороги и теплотрассы. Ослабленные насаждения требуют особого ухода: грибковые заболевания, полчища вредителей для них страшней пожара. Есть еще и двуногие вредители. Бомжи в Дендропарке выламывают ветки пихты и ценнейшего дуба, чтобы потом продать веники перед банями. Каждого не поймаешь. Из-за отсутствия финансирования мы были вынуждены сократить штат лесной охраны. Как переживем пожароопасный период, не знаю. Не хватает инвентаря, техника изношена на все сто процентов, закупать ГСМ не на что.

В марте произошло то, что для городских лесов может обернуться катастрофическими последствиями. Новосибирский лесхоз, обслуживающий львиную часть городских лесов, разорвал договор с мэрией. Браконьеры могут торжествовать - руби, грабь - ловить некому. Слава Богу, говорят лесники, весна припозднилась. В прежние годы апрель уже считался пожароопасным сезоном. Но еще неделя, и снег сойдет. Кто будет охранять городские леса от пожара?

Обвинять лесников в пренебрежении профессиональным долгом язык не повернется. Наши леса только на их профессиональном долге последние годы и держались. С самого 1997-го, когда городские леса были выведены из Государственного лесного фонда. Первые два года лесники поддерживали зону городских лесов - охраняли от топора и пожара, проводили рубки ухода и посадки только на чистом патриотизме. Затем стали заключать договоры с мэрией, чем, надо сказать, обе стороны были не слишком довольны. Мэрия сетовала, почему леса вокруг города не засияли парковой чистотой, лесники были недовольны порядком оплаты. Лесхозам бы хотелось, чтобы платежи были ежемесячными, чтобы можно было расплачиваться с рабочими и содержать технику, а не в конце года да еще по большей частью взаимозачетами.

Одно из главных богатств Новосибирска - городская лесопарковая зона. Это роскошь, о которой на западе могут только мечтать
 Тем не менее в городских лесах необходимые работы хоть и по минимуму, но проводились. Больше этого минимума у лесников и возможности не было. Государство, начав заворачивать гайки, в лесном комплексе затянуло их до упора. Лесов ведь у нас много - не обеднеем. Пускай лесники сами зарабатывают деньги. На все - проведение посадок и защиту от вредителей, уборку перестоявших деревьев, обеспечение сохранности лесов от пожара. В бюджет лесных хозяйств на это шли только арендная плата и средства, получаемые при переводе лесных земель в нелесные. То есть дорожники, к примеру, прокладывая трассу, обязаны были заплатить за то, что они повырубят, а лесники на эти деньги компенсировать лесу потери. Наверху, наверное, рассуждали, что, находясь при таком богатстве, лесники и сами не пропадут. В прошлом году зарплата в лесхозе была 1950 рублей - в полтора раза меньше, чем на промышленных предприятиях города. Это при риске, всех лесных неудобствах и лесной специфике. Нынче Министерство природных ресурсов решило, что и того много. С января 2002 года все средства, которые лесхозы получали и зарабатывали сами, должны отправляться в федеральный бюджет. Назад спускаются только «голые» оклады и налоги на них. Причем не на всех работников лесхозов, а только на административно-управленческий аппарат и ИТР.

- Из каких средств мы будем оплачивать труд механизаторов, рабочих, обслуживающих пожарную и лесохозяйственную технику, платить за электричество, коммунальные услуги, горючее не понятно, - говорит Виктор Бугаев. - Так что на поддержание состояния городских лесов возможностей, извините, не имеется.

Чем сейчас занимаются в лесхозе - так это пишут письма - начиная от прокурора области и представителя президента в Сибирском федеральном округе до самого Владимира Владимировича. Городские леса в них даже не упоминаются. Не до них. Речь идет о том, будет ли вообще существовать государственная лесная служба. За три месяца из лесхоза уволились 18 специалистов, остальные носят заявления на увольнение в кармане. На 600 рублей, до которых упала заработная плата в лесхозе, лесникам даже до работы не доехать.

До чего додумались городские власти после разрыва договора с лесхозом, пока не ясно. Здесь уже несколько лет вынашивают идею передать городские леса Горзеленхозу. Правда, что из этого получится, никто не представляет. Горзеленхозу, дай Бог, с парками и газонами справиться, а тут еще подарок в 15 тысяч га.

- Все, что мы могли сделать сегодня - обратиться к райотделам милиции и пожарным частям, чтобы они, насколько возможно, приглядывали за лесопарковой зоной - душа-то болит все-таки, - говорит Бугаев. - На этой неделе подписано соглашение, по которому мэрия обязуется компенсировать лесхозу средства, затраченные на тушение пожаров. Все-таки спохватились. Лес надо растить сто лет. А синим пламенем может пойти в один день.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: