Новосибирск 6.8 °C

Власть стола или власть народа?

25.04.2002 00:00:00

Демократ в обличье бюрократа или наоборот

19 апреля мы опубликовали статью Алексея Васильева под заголовком «Что у Немцова на языке - то у Старикова в голове?!» Эта статья представляет собой лишь часть большого материала. Алексей Васильев посчитал, что принципиально важным для него является часть текста, в которой он говорит о «взаимоотношениях» бюрократии и демократии на примере Ивана Старикова. Размышления нашего автора мы публикуем под названием «Власть стола или власть народа?»

 На эту тему меня натолкнул сам Иван Валентинович Стариков, который в один из очередных приездов в Новосибирск выступал на телевидении и говорил о том, как важна демократия - власть народа, и сколько проблем порождает «власть стола», то есть бюрократия. Если быть совсем точным, то сам термин «бюрократия» нужно переводить как «господство канцелярии», и обозначал он первоначально власть и влияние руководителей и чиновников аппарата правительства - во всяком случае так говорит Большой энциклопедический словарь, выпущенный в 2000 году. В Толковом словаре Владимира Даля бюрократия именуется как «управление, где господствует чиноначалие; степенная подчиненность; зависимость каждого служебного лица от высшего и бумажное многописание при этом». Наконец, Словарь иностранных слов в русском языке считает бюрократом «лицо, выполняющее свои обязанности формально, в ущерб делу».

Если внимательно проанализировать все публичные выступления Ивана Валентиновича Старикова в новосибирских средствах массовой информации, то возникнет стойкое ощущение, что нынешняя власть в Новосибирской области - это, выражаясь словами Старикова, власть стола, а он сам определенно представляет власть народа. Между тем господин Стариков, очевидно, начал путаться в современных политических терминах, и я постараюсь это доказать.

Иван Валентинович Стариков на сегодняшний день является представителем главы администрации Костромской области в Совете Федерации РФ. Совет Федерации - верхняя палата российского парламента, которая за недолгую историю своего существования лишь однажды формировалась путем прямых выборов. В 1993 году депутатами Совета Федерации от Новосибирской области были избраны Иван Иванович Индинок и Алексей Петрович Мананников. В дальнейшем Совет Федерации именно формировался - в него входили по должности главы исполнительной и представительной власти российских регионов. Сегодня мы имеем третью модель - когда главы ветвей власти в регионах лишены возможности быть депутатами, но имеют право выдвигать туда своих представителей. Кандидатура Ивана Валентиновича Старикова была внесена на утверждение законодателей Костромской области главой ее администрации Виктором Шершуновым. В результате голосования большинством голосов предложение прошло.

Можно ли считать нынешнюю систему избрания депутатов Совета Федерации демократической - вопрос весьма спорный. И наверняка подавляющее большинство избирателей - будь то в Новосибирской, будь то в Костромской областях - приняли бы участие в выборах своих представителей в верхнюю палату. Однако такой возможности у них сейчас нет.

Не случайно о новых депутатах Совета Федерации в последнее время написано так много, и не в самом позитивном ключе. Одно дело, когда депутатами Совета Федерации становятся депутаты областных Советов, прошедшие через выборы на местах (в Новосибирске, например, таковым является Виктор Александрович Игнатов - представитель Новосибирского областного Совета в Совете Федерации), и совершенно другое - когда интересы конкретного российского региона представляет человек, всю жизнь проживший и работавший в другом регионе. К сожалению, к последней категории принадлежит и Иван Валентинович Стариков, который, представляя в Совете Федерации Костромскую область, намеревается на следующих выборах стать главой администрации Новосибирской области. Парадокс? Вроде бы да, но при более тщательном анализе становится ясно, что ключом к разрешению этой проблемы является все та же дилемма - власть стола или власть народа. И сенатор от Костромы зарекомендовал себя вовсе не как демократ, хотя он с этим, разумеется, не согласится, поскольку является членом Союза правых сил - партии, которая претендует на звание самой демократической в стране. Но - как истинный бюрократ.

Но прежде чем подробно рассмотреть этот тезис, вспомним путь Старикова в политику. На первых выборах в Государственную думу он с должности директора совхоза в Маслянинском районе действительно самым что ни на есть демократическим путем был избран в Государственную думу по Искитимскому избирательному округу. Однако в дальнейшем еще три раза Иван Валентинович пытался апеллировать к власти народа, но всякий раз это его горячее стремление не находило понимания у большей части избирателей. Так, в 1995 году Стариков одновременно участвовал в двух выборных кампаниях. Но обе проиграл, показав четвертый результат на выборах главы администрации Новосибирской области и третий - на выборах в Государственную думу в своем родном Искитимском избирательном округе. Весьма показательно, что за два прошедших года поддержка кандидатуры Старикова избирателями сократилась с 27,4% до 14,7%.

Последние по времени выборы главы администрации Новосибирской области в 1999 году также не принесли Ивану Валентиновичу успеха. Полагаю, во многом произошло это потому, что ставший фундаментом победы в 1993 году его личностный потенциал во многом был заменен той самой «властью стола», которую сегодня ругает Стариков.

Чтобы понять это, вновь обратимся к биографии нынешнего представителя администрации Костромской области в Совете Федерации. В июле 1995 года он стал заместителем министра экономики, курирующим аграрный сектор. Занимал этот пост до августа 2000 года, когда был освобожден от должности в связи с упразднением министерства. То есть, пять лет Иван Валентинович Стариков занимал высокую должность в правительстве и, что весьма характерно, сохранял ее при лихорадочной смене премьер-министров. Виктор Черномырдин, Сергей Кириенко, Сергей Степашин, Евгений Примаков - люди весьма уважаемые в российской политике, но взгляды, которые они исповедуют, весьма разнятся. То есть получается: чтобы сохранить кресло, нужно было подстраиваться под взгляды хозяина «кресла номер один». А это уже и есть самая настоящая «власть стола».

Еще один аргумент. Не поленитесь, загляните на сайт Старикова: там костромской сенатор много рассказывает о себе. Бросается в глаза, что стиль его речей весьма изменился с депутатских времен. Такие выражения, как «участвовал во встрече», «принял участие в работе», «был назначен» - типичные канцеляризмы, которые охотно употребляют чиновники. И не важно, какого ранга - будь он хоть самым высоким - просто речь у них почему-то получается одинаковой. Можно отметить также, что (и это подчеркивают авторы многих исследований) по мере карьерного роста бюрократ растет в своих глазах, начинает оценивать свою деятельность в ином масштабе. Как-то в эфире популярной радиостанции «Эхо Москвы» Иван Валентинович Стариков рассказал: «Во мне 110 килограмм веса, на меня надавить трудно. Я думаю, что я буду исходить из интересов федерального центра, связанных в данном случае с теми документами, которые приняты, и в послании президента - это базовый документ, и в программе социально-экономического развития России, и из интересов региона».

Каждый представитель «власти стола» не может восприниматься иначе, нежели профессионал высшей квалификации. Вот и Иван Валентинович Стариков, бывая в Новосибирске, обязательно рассказывает, что многие его земляки у него учатся. Обязательно говорит о том, что именно он способен выполнить возложенную на него миссию (страной, президентом). Например, на одной из пресс-конференций Иван Валентинович без ложной скромности заметил: «Я грамотный и подготовленный специалист». Ничего лишнего быть не должно - таково кредо бюрократа. И случай в прямом эфире «Эха Москвы» с Иваном Стариковым - полное тому подтверждение. На просьбу почитать стихи в прямом эфире Иван Валентинович, который в то время занимал пост заместителя председателя комитета по вопросам экономической политики Совета Федерации, ответил: «Я - не поэт, а практикующий экономист».

В заключение еще об одном. Демократ, как правило, ссылается на мнение людей, а бюрократ - на авторитеты. На сайте сенатора от Костромы Ивана Старикова можно прочесть слова об Иване Валентиновиче лидера «Союза правых сил» Бориса Немцова: «К сожалению, когда Стариков работал заместителем министра экономики Российской Федерации, его многие предложения не воплощались в жизнь из-за того, что правительство РФ не было заинтересовано в развитии страны».

Страна, конечно, может быть, не права, правительство тоже. Но мне почему-то кажется, что представитель власти народа постеснялся бы таких слов. А для представителя «власти стола» - это нормально. Ненормально только, что «власть стола» иногда пытаются назвать властью народа. Но это уже дело вкуса.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: