Новосибирск 10.1 °C

Праздник, вселяющий надежду

26.04.2002 00:00:00

Почему, когда «иные постились, другие делали пиршества»?

Фото Сергея ПЕРМИНА

 В этом году православная Пасха приходится на 5 мая. Западные христиане - католики и протестанты - Пасху уже отпраздновали месяц назад, 31 марта. А вот в прошлом году православные и католики отмечали Пасху в один день. Удивительное совпадение, что год назад, когда совместились дни празднования Пасхи, намечалось и потепление в отношениях между православными и католиками, что посчиталось многими хорошим авансом в деле сближения христианских церквей. В нынешнем году неожиданное решение Ватикана организовать в России четыре свои епархии, превращая нашу страну в свою церковную провинцию, от радужных надежд не оставило и следа, а более чем месячная разница в днях празднования Пасхи усилившуюся отчужденность между двумя ветвями когда-то единой церкви как бы подчеркивает. А были времена, когда, независимо от догматических расхождений и взаимных упреков в отступлении от истины, все христиане мира отмечали Пасху в один день. Иначе быть и не могло, так как христиане всех конфессий свято чтили постановление Первого Вселенского собора: «Совершать Святую Пасху всем христианам мира в один день». Так Собор решил ликвидировать ситуацию, когда «в одни и те же дни иные постились, а другие делали пиршества, и по истечении дней Пасхи те праздновали и наслаждались покоем, а сии хранили определенные посты», что мы и наблюдаем в этом году. Что же послужило причиной нынешних расхождений и почему возродилась «непохвальная и непристойная» практика первых столетий?

Ко времени Первого Вселенского собора существовало несколько методик расчета Пасхи. На Соборе была одобрена Александрийская пасхалия, как наиболее точная и простая. Расчеты Александрийской пасхалии базировались на датах юлианского календаря - точного относительно звезд, но недостаточно точного относительно Солнца. Расхождение с солнечным кругом привело к тому, что реальный день равноденствия постепенно стал опережать календарный. Так, к XVII веку это опережение составило 10 дней. Нужно было решать: либо все оставить на прежнем месте, либо ситуацию как-то исправлять. Самым разумным решением проблемы было, сохранив юлианский календарь, в течение 40 лет високосные годы считать обычными. Принять такое решение во всех цивилизованных странах можно было бы без особых проблем путем переговоров. Но Римский Папа Григорий XIII решил все в единоличном порядке, разослав буллу о введении нового календаря, названного впоследствии в его честь григорианским. При этом в приказном порядке день 5 октября 1582 года надлежало считать 15 октября. Заодно католики отменили и Александрийскую пасхалию.

Папская булла вызвала бурю негодования среди православных и протестантов, увидевших в этом одностороннем решении очередную попытку навязать христианскому миру папское главенство. Против нового календаря выступил простой народ, подняв так называемые календарные бунты. Возражал и ученый мир, рассматривающий календарь хранителем коллективной памяти народов, его культуры, организатором соборного мышления и усмотревший в календарной реформе покушение на переориентацию коллективного сознания, разрыв с прежней культурой и значительное усложнение хронологических расчетов. Но время сделало свое дело. В течение 350 лет на новый календарь постепенно перешли все страны. Вслед за светскими властями календарную реформу провели большинство церквей, в том числе и православных. Вот только пасхалию все православные церкви оставили прежнюю. И не только православные. Так, русские баптисты в отличие от своих западных собратьев всегда отмечают Пасху по древней пасхалии вместе с православными. И дело тут не только в солидарности. Тот, кто внимательно следит за днями празднования Пасхи, не может не заметить, что католическая Пасха иногда отмечается раньше пасхи иудейской. А это нарушает последовательность евангельских событий, так как известно, что Христа распяли накануне иудейской пасхи, а не после нее. Так что в этом году практически вся Россия будет отмечать Пасху 5 мая.

Уже в субботу, 4 мая, в православные храмы потянутся люди освящать куличи, пасхи и яйца. Чин освящения будет и в воскресенье. Многие в Пасху поедут на кладбище. Обычай посещать могилки близких на Пасху родился в советское время, когда практически все храмы были закрыты и единственным местом, где можно было в праздник безбоязненно помолиться, оказалось кладбище. Сейчас храмы посещают даже те, кто их когда-то закрывал. Но обычай на Пасху посещать кладбище остался, хотя церковными правилами для этого установлен специальный день - Радоница - вторник второй недели после Пасхи (в этом году - 14 мая). А до этого в церкви об усопших не молятся, так как воскресению Христову радуются все - и живые, и усопшие. На Радоницу переносятся и поминки 9 и 40 дней. Те же, кто хочет порадоваться Пасхе вместе со своими усопшими близкими, зайдя в церковь, кануна - прямоугольного подсвечника, на который обычно ставят свечи об упокоении, не увидят - его убирают до Радоницы. Так что свечи в эти дни нужно ставить к любым иконам. А вообще вспоминать о своих усопших близких нужно постоянно, так как святые отцы говорят, что молитва за своих близких - это гарантия, что будут молиться и за тебя. Сам же праздник Пасхи, когда вспоминается воскресение Христа из мертвых, когда празднуется победа жизни над смертью, вселяет надежду, что и мы, когда настанет наше время, не бесследно растворимся в небытие, а воскреснем в жизни вечной.

Подготовил Валерий МЕЛЬНИКОВ

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: