Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Лев Толстой в мои года не читал такого

07.05.2002
Столица Сибири не хуже Северной Пальмиры. Отныне Новосибирск тоже можно считать колыбелью русской революции. Правда, образовательной.Состоялась презентация принципиально новых учебников русского языка для начальных классов. Специалисты полагают, что новый методологический подход новосибирских авторов - Александры Бондаренко и Ирины Гурковой - произведет коренное переустройство самих принципов обучения русскому языку в российских школах.

Столица Сибири не хуже Северной Пальмиры. Отныне Новосибирск тоже можно считать колыбелью русской революции. Правда, образовательной.

 В Институте повышения квалификации учителей состоялась презентация принципиально новых учебников русского языка для начальных классов. На презентации присутствовали представители престижного московского издательства «Просвещение» - оно непосредственно курирует выпуск и распространение учебников. Специалисты полагают, что новый методологический подход новосибирских авторов - кандидатов наук, доцентов Новосибирского педуниверситета Александры Бондаренко и Ирины Гурковой - произведет коренное переустройство самих принципов обучения русскому языку в российских школах.

Русские школьники не любят русский язык, - гласят результаты статистики, проведенной преподавателями Новосибирского педуниверситета. Отвращение к нему как к предмету плавно перерастает в неуважение к родному языку, имеющее самые печальные последствия в жизни взрослой. Причина, как выяснилось, кроется в программах и учебниках для начальных классов, пытающихся навести хоть какие-то мосты взаимопонимания между ребенком и языком, который уже в первом классе воспринимается школьниками как иностранный. Формулировки правил в рамочках для младшего школьника - это тексты, которые надо бы переводить со словарем. Куда ни глянь - сплошные сложные предложения, начинающиеся словами «чтобы», «если», а внутри еще и придаточные части со множеством «и», «или» и т. д. Эти «головоломки», которые с трудом разбирают мамы с филологическим образованием, дети учат как таблицу умножения. Слова живут сами по себе, грамматика - сама по себе, и в итоге все это имеет чисто символическое отношение к той самой устной и письменной речи, о развитии которой неустанно говорится со всех сторон.

Кандидат педагогических наук Александра Бондаренко. Фото Бориса БАРЫШНИКОВА.
 - Необходимость нового подхода действительно назрела уже давно, - считает один из авторов новых учебников по русскому языку Александра Бондаренко. - Вы посмотрите, насколько государство не щадит малышей! Во многих учебниках для начальных классов встретишь академические стандарты чуть ли не вузовского образца! Разве в состоянии ребенок все это усвоить? А потом мы удивляемся, отчего это и дети больные, и продолжительность жизни так падает. Я год работала в Японии, видела, как там подходят к образовательному процессу в целом - они никуда не торопятся, знания даются дозированно, именно в том объеме, который человек может принять без ущерба для себя, и живут они на 20 лет больше русских. Прямая связь. Беда не в том, что наука пришла в школу, а в том, что она пришла фактически в той же самой «одежде», в какой она существует в учебниках для средних школ и вузов - она не адаптирована к ребенку, к его внутреннему миру, его психологическим особенностям.

- А в чем конкретно состоят различия между «старыми» учебниками и вашими?

- Скорее, даже не «старыми», поскольку учебники Ушинского, к примеру, очень просты и интересны, а современными сомнительными изданиями, которыми сейчас наводнены школы... Комплект наших учебников - это вариант классической традиционной программы по русскому языку для начальных классов, он отвечает требованиям государственного образовательного стандарта. Основная стратегия наших учебников - учить думать над языком, а не заучивать десятки правил и определений. При таком подходе у ребенка появляется интерес к живому языку, он задает вопросы и самостоятельно на них отвечает, а не переписывает сотни упражнений из учебника в тетрадь.

-- Сколько книг входит в комплект на все четыре года обучения?

- 15. В комплекте представлены и материалы для учителей, и книги для учащихся - учебники, словари русского языка, справочник по русскому языку, дидактические материалы - и все это концентрируется вокруг учебника русского языка. Он - главная часть комплекта.

- Такое обилие картинок призвано развивать ассоциативное мышление?

- Да, у нас было много консультантов-психологов. Это же элементарные вещи, о которых почему-то никто не помнит. Внимание ребенка отдыхает на этих картинках, и это очень хорошо, так как сознание при подобных передышках куда лучше работает.

- Результаты уже имеются?

- Да, в апробации участвовало шесть школ. В школе N 200 и в гимназии N 10, например, по этим учебникам уже обучаются. Любопытный факт: вся Тверская область работает с нашими учебниками, а Новосибирская область - выборочно.

- Обидно, правда, - почему не родной город?

- Не знаю... Вот и на презентации были руководители издательства «Просвещение», они тоже удивлялись: почему? Может, потому, что нет пророка в родном Отечестве?

- Но дети, наверное, в восторге?

- Разумеется, да самое главное - они увлечены, они любят русский язык! Один мальчик, например, открывает учебник, когда ему плохо - где вы еще найдете такого ребенка?

- Ну и как вы полагаете, действительно пахнет революцией?

- Я считаю, что революции здесь быть не может, поскольку сам язык развивается медленно. Но в методе обучения революционность присутствует несомненно - хочется надеяться, что это поможет воспитать иное поколение детей - грамотных, любящих и уважающих родной язык, чтобы в их багаже была не только сказка про трех поросят.

Появление принципиально нового учебника как нельзя более актуально. Сегодня, когда одним из ведущих факторов личностного развития считается свободная воля человека, немыслимая без свободы выбора, очень важно воспитать в маленьком человеке привычку к осознанию факта свободы выбора. Ребенок должен научиться выбирать. Новый учебник как раз и учит это делать, ибо он дает право на ошибку - на ошибку, которая ведет к успеху. Ребенок думает и выбирает - правильно или неправильно, плохо или хорошо, можно или нельзя. Выбирая, он отбрасывает неверное, обязательно подкрепляя свое решение аргументами. И в итоге обязательно научится разрешать не только лингвистические конфликты.

Резонанс
Новости
Самой красивой девочке России, которая живет в Новосибирске, сломали нос на уроке физкультуры. Мать ребенка возмутил тот факт, что ее дочери не оказали никакой помощи.
В избиении учеников обвиняют директора сельской школы под Колыванью. Адвокат бывшего директора утверждает, что в деле есть обратная сторона: его подзащитный, назначенный «варягом» в сельскую школу, сам стал жертвой интриг в женском педагогическом коллективе. Бывшему директору, недавно награжденному медалью ГУФСИН, теперь грозит внушительный срок.
Показательный снос незаконных построек устроили в Новосибирске. Как показывает практика, автомойки и шиномонтажки в частном секторе организуют сами жильцы, возводят целые предприятия, только ни с кем не согласовывают.
Этот район можно назвать особенным: на карте области трудно найти другое такое место, которое бы привлекало столько туристов. Но, по словам главы Сузунского района Лилии Некрасовой, живут здесь не только туризмом, хотя эта отрасль весьма перспективна. В районе производят зерно и молоко, перерабатывают сельхозпродукцию, развивают социальную сферу и верят в будущее.
На 25% увеличат размер страховой пенсии неработающим гражданам, живущим в сельской местности и имеющим сельскохозяйственный стаж не менее 30 лет. Новый закон предусматривает перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности неработающим пенсионерам. Об этом сообщает ОПФР по Новосибирской области.
Значительно вырастает количество аварий и травмированных на улицах новосибирцев во время сильного гололеда. В связи с этим МЧС рекомендует тщательно выбирать маршрут следования, брать с собой все необходимое на случай непредвиденной ситуации и выбирать правильную обувь.