Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Без штурмана летчику никак нельзя

24.05.2002
Николаю Аристову посчастливилось жить на рубеже двух эпох авиации. Он летал на овеянных военной славой По-2 и первых реактивных самолетах. Об авиации мечтал с детства, хотя окружающая его действительность к этой мечте совсем не располагала.
...Налетался Николай Аристов досыта! Фото Сергея ПЕРМИНА

 Николаю Аристову посчастливилось жить на рубеже двух эпох авиации. Он летал на овеянных военной славой По-2 и первых реактивных самолетах. Об авиации мечтал с детства, хотя окружающая его действительность к этой мечте совсем не располагала.

- Я родился на казачьем хуторе, в Сталинградской области. По окончании школы прошел медкомиссию и был направлен от облвоенкомата в Харьковское летное училище. И тут чуть сам все не разрушил. Дело в том, что классе в 10-м я переболел сухим плевритом, о чем честно поведал на медкомиссии. Врачи военного городка, куда я прибыл для зачисления в училище, первым делом спросили о состоянии моих легких. Хотя на здоровье я не жаловался, но врач заявил, что им такие не нужны. И направили меня в училище авиасвязи. Но я отказался сдавать вступительные экзамены. Приводят меня к генералу - начальнику училища, он спрашивает: желаете у нас учиться? Я ему: никак нет, товарищ генерал! Он рассердился и отправил обратно в Сталинград. Идем мы с другом по городу и видим объявление: идет набор в Краснокутское летное училище. Дали телеграмму и вскоре получили ответ: выезжайте со всеми документами.

- Там уже вы про свой плеврит не заикались?

- Конечно. Старые документы разорвал. Сдали экзамены. Меня, имевшего аттестат о среднем образовании, сразу зачислили на штурманское отделение, а друга, у которого была только справка об окончании школы, взяли в класс пилотов. До войны в Краснокутском летном училище обучались Василий Сталин и другие сыновья высокопоставленных товарищей. В послевоенные годы оно первым в стране стало выпускать летчиков гражданской авиации. Красный Кут вообще был интересным городком. Здесь жили советские немцы, сосланные Сталиным во время войны.

- Как у вас складывались с ними отношения?

- Нормально. В первый же год нас, молодых курсантов, послали в немецкий колхоз помочь убрать урожай. Идем по деревне, улицы чистые, ровные, не сравнить с нашими. После работы председатель дал нам хорошую характеристику. Приезжаем в училище, а нам выдают новое обмундирование, брючки диагоналевые. Сначала-то ходили в суконных. Фуражки белые.

- Как вы попали в Новосибирск?

- По распределению. Закончил я училище в пятьдесят третьем году. Как сейчас помню, приезжаю в Новосибирск, на улице мороз 25 градусов. А я в шинели, в фуражечке. К счастью, в тот же день выписали обмундирование - унты, меховую куртку, шлем. И мы с другом сразу пошли на праздничный вечер (близилось 7 ноября), который был в здании облпотребсоюза.

- В унтах?

- Ну да. Оклад еще выдали, как сейчас помню, 640 рублей. Деньги по тем временам немалые. Ведь тогда на десятку можно было в ресторан сходить.

- А что в то время представлял из себя аэропорт Толмачево?

- Да почти ничего. Был только военный аэродром. И никакой связи с городом. Дорога, правда, строилась, но очень медленно. И если бы не приезд Никсона, где-то в шестидесятых годах, мы бы нескоро еще эту дорогу увидели. А перед его прилетом все дорожные работы были уже закончены, и между Толмачево и Новосибирском пролегла первая трасса.

- На каких самолетах вы летали после окончания училища?

- На Ли, Илах. Где-то в пятьдесят шестом году появился первый набор на обучение на Ту-104. Меня было взяли, но потом оказалось, что требуются штурманы не ниже второго класса, а у меня был третий класс. Пришлось еще учиться в школе высшей летной подготовки. А потом в Толмачево появился свой центр по переобучению пилотов на Ту-104. Сюда съезжались со всего Союза.

- Сейчас Ту-104 уже почти прошлое, а каким он вам показался тогда?

- Я в него сразу влюбился. Первый реактивный самолет, он казался просто чудом техники. Одна скорость чего стоила. В три раза быстрее Ила. За одну минуту Ту пролетал 15 километров. Один только у него был недостаток - топлива много «съедал». А перелеты тогда были долгими. Запасных аэродромов, как сейчас, в Кемерове, Томске, Новокузнецке, не было. Ближайший аэродром от Новосибирска только в Омске. У штурманов тогда была главная забота - следить за расходованием горючего и вовремя определить момент (точку возврата), когда самолет еще мог развернуться и полететь назад. Помню один случай. Командиром корабля был ныне покойный Виктор Иванович Дыдыкин. Летели мы из Омска в Новосибирск. Прошли точку возврата. Погода нормальная. Топлива осталось на один час. И уже где-то за Коченево вдруг оборвалась связь. Через какое-то время вызывает северный порт и сообщает, что в Толмачево погасло электричество. А у нас топлива осталось всего на полчаса, на борту пассажиров человек сто. Что делать? Бортпроводница успокоила пассажиров, разнесла шкалики с водкой. Тогда это практиковалось в Аэрофлоте. Летим над городом. Осталось уже несколько десятков метров, и вот видим, внизу бочка пылает, видимо, с соляркой. Хоть что-то. Начинаем снижаться, и в этот момент под нами вспыхивает море огней. Электричество дали. Повезло, в- общем.

- Случалось, что техника в полете отказывала?

- Бывало. Летели мы с тем же Дыдыкиным. Подлетаем к аэродрому, делаем один круг и пролетаем мимо посадочной полосы. Делаем второй круг и опять не попадаем на полосу. В чем дело? Идем-то по курсу. Радиокомпас показывает, все нормально, а вот командные стрелки отклоняются. Потом оказалось, что они неисправны. Но мы-то тогда об этом не знали. Пилот ведет самолет по командной стрелке и не может попасть на полосу. Штурман-инструктор требует - плюньте на стрелку, выдерживайте курс. А пилот его не слушает. Наконец топлива осталось уже на последний заход (мы на каждом заходе тонну тратили). Инструктор сорвал наушники, хрен с вами, бейтесь. Посадил меня на свое место (я тогда еще стажером на Ту-104 был). Смотрю, стрелка опять отклоняется, но внимания на нее не обращаю, иду строго по курсу. И вот она, полоса. Сели нормально.

- Я слышал от старых летчиков, что в полете роль штурмана очень важна?

- Да. Аппаратура нередко из строя выходила, и без штурмана летчику никак нельзя было. Да и сегодня летают со штурманом даже на такой новейшей модели, как Ту-204. На всякий случай.

- Аварии тогда часто были?

- Не скажу, что часто, но бывали. В пятьдесят восьмом была крупная катастрофа под Свердловском. На взлете у самолета задымил один двигатель. Но бортинженер не разобрался и по ошибке отключил рабочий двигатель. А высота уже 100 метров. И тут самолет ныряет под высоковольтную линию и зацепляется хвостом за провода. Машину подбросило, и она, скользнув по замерзшему озеру (была глубокая осень), поднялась над обрывом, но набрать высоту летчики так и не смогли. Сначала самолет сбил крылом домик санаторного типа, потом развернулся и врезался носом в огромную сосну. Пассажиры остались живы, а летчиков буквально выбросило из кабины. Потом их нашли голых. Всю одежду сорвало от удара.

- В газетах тогда об авариях не писали?

- Ни в коем случае. Эта информация была исключительно для служебного пользования.

- Вы сами попадали в аварии?

- Случалось. Но больше всего мне запомнился пожар на борту. Случай исключительный. Раз в сто лет такое бывает. Летим, все нормально, и вдруг в кабине непонятно откуда вспыхивает сноп пламени. Что такое? Оказалось, командир наш вместо пепельницы ткнул спичку прямо в отверстие кислородной маски, которая, как и положено было, висела на подлокотнике кресла. Кислород хоть сам и не горит, но очень даже способствует горению. Вот он и поспособствовал, раздув из тлеющей спички целый пожар. Командир попытался сбросить горящую маску на пол. Не тут-то было. На нем уже брюки горят. Побежали за огнетушителем в салон. Хотя он был и в кабине, но в суматохе о нем позабыли. Пассажиры увидели в кабине огонь и в панику. Наконец на горящую маску догадались набросить салонный коврик и перекрыли кислород. Кабина вся в дыму, у командира руки обгорели так, что кожа клочьями висит. К счастью, на борту оказался врач, который оказал ему первую помощь. А тут новая беда. Свердловск, куда мы летели из Ленинграда, не принимает, погода ухудшилась. Хотим вернуться в Ленинград, и туда нас из-за погоды не пускают. Но тут, на наше счастье, переговоры услышали в Москве и дали указание садиться в столице. Прилетаем. На борт поднимается сам маршал авиации Новиков. Случай-то исключительный. Вот с того дня пилотам и запретили курить в полете. А до этого летчики дымили напропалую.

- Рассказывали, что когда-то наши летчики летали на Дальний Восток через Китай?

- Да. Было такое в 58-59 годах. Летали мы там по «потолкам» на 12 тыс. метров. Тогда сами китайцы на таких высотах не летали. А расстояние по сравнению с рейсом Хабаровск-Владивосток через Китай сокращалось вдвое. Но полетали мы так только год. Потом отношения с Китаем испортились, и летать они нам запретили.

- Говорят, через Толмачево кто только не летал, от Брежнева до французского президента.

- Мне таких высоких гостей видеть не доводилось. Только раз в Новосибирск должен был лететь Косыгин, и наш самолет готовили для него в качестве резервного. Выдали нам новую форму. Сутки ждали, так и не дождались.

- Каков ваш летный стаж?

- Я расстался с небом в 1988 году. Отлетал, как в сказке, 33 года. В семьдесят четвертом мне в Кремле вручали значок почетного штурмана СССР. Я был тогда самым молодым среди «заслуженных». Через два года этот знак получили штурман объединенного отряда Толмачево Ерохин, потом Сергеев. В списке почетных штурманов я шел шестым. Их вообще в стране немного было. Льготы давали. Пенсию персональную. Проезд бесплатный на всем транспорте, кроме такси, льготы по жилищным услугам. И книжечка специальная была на право бесплатного полета. Ее через каждые пять лет обновляли.

- А сейчас?

- Как Союз развалился, так никаких льгот практически не осталось.

- Не скучаете о небе?

- Нет. Налетался я досыта. Мы же тогда летали по 500-600 часов. Устал я от неба, потому и ушел из действующих штурманов по собственному желанию.

- А ваши дети к авиации отношения не имеют?

- Упаси бог. Дочери просились бортпроводницами, но я не пустил. Слишком у них свободная жизнь. Да и ночные полеты не сахар.

- А внуки?

- Один заканчивает строительный университет, внучка в третьем классе, карате занимается. Уже зеленый пояс имеет. Другая внучка увлекается бальными танцами. Недавно вот в Ленинградскую область ездила на соревнования, второе место заняла.

Резонанс
Новости
Спорный вопрос по установке памятника Сталину после публичных слушаний в интернете обсудил художественный совет города 9 ноября. Худсовет единогласно выступил против всех предложенных мест установки: у Дома офицеров, Ефремовского сквера и на площади Сибиряков-Гвардейцев у стелы «Штыки». Заявителям рекомендовали установить бюст Сталина на территории обкома КПРФ на ул. Большевистской.
12.11.2018 Жилье. ДОМ
Незаконно занимаемую комнату в общежитии, принадлежащем «СФБМИЦ имени академика Мешалкина», удалось освободить только после вмешательства судебных приставов и полиции. Бывшая сотрудница отказывалась освобождать помещение после увольнения, сообщает пресс-служба УФССП по Новосибирской области.
09.11.2018
Цены на дилерские автомобили вырастут из-за повышения НДС с 1 января 2019 года. НДС поднимут на 2%. Но специфика этого налога такова, что в цене некоторых товаров он заложен многократно. Новосибирские автосалоны уверены в росте цен после Нового года, но пока не получили новые расценки от производителей. Вероятно, продавцы постараются избежать резкого скачка цен, чтобы не отпугнуть покупателей.
16 тонн овощей,  1000 перепелиных яиц и 15 кг речной рыбы принесли обитателям Новосибирского зоопарка горожане. Тыкву, морковь, капусту и картошку едят даже хищники, а для медведей сварили лакомство - варенье из ранеток, груш и черноплодной рябины.
О сквере Ветеранов жители Ключ-Камышенского плато в Новосибирске мечтали давно. И место подходящее имелось — разбить его намеревались на неблагоустроенной площадке, где скопились металлические гаражи да мусоросборник. Чтобы найти средства на его строительство, решили участвовать в конкурсе грантов: выиграть его можно было бы, подав необходимые документы в прошлом году. Но сквер так и остался лишь мечтой — помешали действия сотрудников администрации Октябрьского района.
За необычным поведением птицы спасатели долго наблюдали в бинокль, и, наконец, не выдержав, отправились посмотреть, что происходит. Инцидент произошел 11 ноября на территории парка «У моря Обского» в Советском районе Новосибирска.