Новосибирск 4.7 °C

Неделя без виз и границ

28.05.2002 00:00:00

На пространствах развалившегося СССР осталась,
как минимум, одна трогательная и добрая тропинка в прошлое

 Лет шесть тому назад, помнится, довелось мне спутешествовать в заграничный город Павлодар через отечественную деревню Кулунда. Граница: с нашей стороны огромный ангар, вертолетная площадка и еще много всяких сооружений, а с казахстанской - строительный вагончик под государственным флагом и все. Обращаюсь к водителям автобуса: так, мол, и так, почему такой контраст? Ответ, что называется, впечатался в душу: «Э, знаешь, президент Назарбаев сказал - рано или поздно эту границу отменят, так что ж мы в степи-то строиться будем?»

Не отменили. Но мало кто знает, что, как минимум, одна тропинка в прошлое, трогательная и добрая, осталась. И, как это ни странно, благодаря науке химии.

Аж с шестидесятых годов в бывшем СССР проводились Всесоюзные олимпиады школьников. И когда рухнуло могучее государство, казалось бы, и общесоюзные детские форумы должны были исчезнуть. Так оно и произошло, но один-единственный все же сохранился: Всесоюзная химическая олимпиада, переименованная ныне в Менделеевскую.

Шесть долгих лет велась отчаянная борьба за ее выживание. Кружились в поганом хороводе реформаторы всех новых стран, возводились границы и визовые барьеры, изгонялся единый язык общения. А горсточка ученых и педагогов Московского университета год за годом обзванивала бывшие республики: приезжайте, присылайте школьников, остальное мы обеспечим! И обеспечивали: даже в самые черные времена гайдаровского бартера спонсоры олимпиады неизменно находились.

Долгожданный прорыв произошел в 1997 году: юных химиков бывшего Союза впервые приняла иная страна - Армения. Затем были Белоруссия, Азербайджан, Киргизия... И вот совсем недавно, 3 мая, участники ХХVI Менделеевской олимпиады - и среди них два новосибирца и ваш покорный слуга в качестве шефа команды - собрались в южной столице Казахстана Алма-Ате.

Ей-Богу, было на что посмотреть. Огромный темный зал национального оперного театра имени Абая. Называют очередную республику - и в разных концах светлячками вспыхивают огоньки в руках ее участников, а на глаза наворачивается непрошеная влага. Четырнадцать стран, девяносто три соревнующихся школьника - что добавить к этим цифрам? Да и пятнадцатая, Латвия, отсутствовала чисто случайно: на предыдущих олимпиадах латвийские участники выступали, и очень неплохо.

Удивительное, странное чувство: будто и не было ни прибалтийских страстей, ни пресловутого беловежского шабаша на троих под водочку... Вот обмениваются рукопожатиями и улыбками делегации Азербайджана и Армении: чихать им в эти дни на все нагорные и подгорные карабахи. Вот произносит очередной тост мой сосед по гостиничному номеру, руководитель грузинской команды Виталий Мачарашвили: и пусть себе спорят о возникших между нашими странами трениях политики, то вводя, то отменяя визы.

Всего семь коротких дней - но все мы, как когда-то, одна семья, и в этом немалое счастье. Три ночи подряд грузин Виталий встает по моему российскому будильнику и едет переводить задачи для своих ребят на грузинский язык. Формально мы - конкуренты, проспи он разик, и сидеть его команде в глубоком низу таблицы, но... И когда на закрытии его и мои школьники выходят получать дипломы, мы аплодируем одинаково - мы ж не канадских фигуристов тренируем, чтобы искать победу ниже пояса.

А вокруг нас - красавица Алма-Ата, один из самых симпатичных городов бывшего Союза. Снежные вершины Заилийского Алатау, окаймляющие город с юга, фиолетовый океан сирени с белыми островами цветущих яблонь... И обычная городская жизнь - естественный предмет внимания репортера «ВН» в свободное от олимпиады время.

Алма-Ата для Казахстана - примерно то же самое, что Москва для России: парадная витрина страны. Современные европейские здания, по улицам - сплошные иномарки (и ни одной с правым рулем!), в пригородах - коттеджи «новых казахов», куда более «крутые», чем у «новых новосибирцев». Да и мэр Алма-Аты, по-местному аким, Виктор Храпунов - коренной «русак», правда, женатый на казашке.

Впрочем, как минимум, в одном Алма-Ату с Москвой не сравнишь - дышится тут легче. И не только горный воздух тому причина. Здесь не увидишь мрачных людей в погонах, чья основная работа - сшибать паспорта в поисках приработка к зарплате. Местные полицейские приветливы и ненавязчивы, к тому же в Казахстане нет ни внутренних паспортов, ни прописки, как во всех цивилизованных странах. Казахстанские граждане обходятся сделанным в виде пластиковой карточки удостоверением личности, а паспорт, оформленный по европейским стандартам, получают при выезде за границу. И честное слово, наши российские документы с тусклыми фотографиями и кучей информации для компетентных органов на фоне казахстанских смотрятся как милицейский «воронок» рядом с «Мерседесом».

К местной валюте привыкаешь быстро и уже на второй день все автоматически делишь на пять: один рубль на сегодня - пять тенге. Обменных пунктов в Алма- Ате - как бродячих собак в Новосибирске: черный валютный рынок, как таковой, не существует. Цены примерно те же, что и в России. Существенно, в несколько раз, дороже только связь - почта, телефон и Интернет. Один наш российский руководитель, не сориентировавшись, от души пообщался со своими алма-атинскими же друзьями прямо из гостиничного номера - от пришедшего наутро счета бедолагу чуть кондратий не хватил.

Что поражает в Алма-Ате, так это транспорт - пересечь из конца в конец более чем миллионный город, не имеющий метро, проблем не составляет. Проезд - 4 рубля (если перевести на родную российскую валюту) на автобусе, троллейбусе и трамвае и 6 рублей - на любое расстояние на «маршрутке». Автобусы - в основном немецкие и южно-корейские, троллейбусы - чешские. Одних только маршрутных «Газелей» - более ста маршрутов, причем остановка у них в любом месте по желанию пассажира: просто вышел на газон, поднял руку и уехал. Впрочем, та же система сегодня действует и в Кемерове с Барнаулом - один Новосибирск благодаря согласованной политике мэрии и ГИБДД остается проклятой в этом плане для пассажиров территорией.

Есть в Алма-Ате свой Арбат - пешеходная улица Жибек Жолы («шелковый путь») с десятками магазинов и магазинчиков. Есть и супермагазинище - супермаркет «Рамстор» с залитым внутри настоящим ледовым катком для детей. Бережно сохраняется мемориал Победы в парке имени 28 панфиловцев. А недалеко от него проходит оживленная улица Кунаева - многолетнего первого секретаря ЦК компартии Казахстана...

Но лицо сегодняшней Алма-Аты определяют, пожалуй, учебные заведения - одних университетов здесь несколько десятков. Городок национального университета имени аль-Фараби не уступает, пожалуй, городку МГУ. Работает казахско-американский университет и даже такие экзотичные для нас точки, как университет имени Кунаева или Египетский мусульманский университет. Приятно осознавать, что на этом фоне по-прежнему высоко котируется российское образование: многие небедные казахстанцы отправляют детей на платные факультеты вузов Барнаула, Новосибирска и даже Москвы с Питером.

Всего не опишешь, да и пора прощаться: снова оперный театр, торжественное закрытие XXVI Менделеевской. В зале, помимо школьников и учителей, полномочные представители всех стран бывшего Союза, чьи посольства аккредитованы в Казахстане. Один за другим под аплодисменты торжественно встают посол Азербайджана, первый заместитель посла Армении, генеральные консулы Украины и Узбекистана... И ей-Богу, когда объявляют ранг представителя нашей державы «третий секретарь посольства России», от стыда хочется провалиться в театральный подвал - по дипломатическому статусу это чуть выше первой уборщицы того же самого посольства...

Ладно, краснеть за Россию нам не привыкать - вспомним хотя бы дирижерские упражнения президента Ельцина в Германии. А вот за наших школьников краснеть не пришлось: из шести золотых медалей олимпиады четыре - у юных российских химиков, причем одна из них у сибиряка, барнаульца Ильи Глебова. Одна из девяти серебряных - у новосибирца, ученика выпускного класса СУНЦ при НГУ и будущего студента НГУ Олега Лякина. Да и второй новосибирец, девятиклассник СУНЦ при НГУ Евгений Кабин, сражался достойно - бронзовая медаль и приглашение на международные сборы российской команды.

Сорок медалей победителям. Девяносто три приза всем участникам. Торжественная, с невесть откуда берущимся комом в горле, передача эстафеты от города Алма-Аты городу Киеву, будущей столице XXVII Менделеевской олимпиады. И будь наши полтора десятка держав хоть трижды независимыми, это место встречи изменить уже никому не дано, ибо есть все-таки что-то на нашем бывшем пространстве выше гонора, амбиций, да и просто дури разваливших все, что можно, политиков...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: