Новосибирск 10.1 °C

Легких лет не бывает. Бывают особенно тяжелые

04.06.2002 00:00:00

Но город должен жить и развиваться

Приступая к разработке главного финансового документа города на 2003 год, специалисты мэрии на заседании президиума еще раз проанализировали итоги исполнения бюджета и выполнения плана социально-экономического развития Новосибирска за минувший год.

За цифрами - жизнь

 По словам мэра Владимира Городецкого, сделать это необходимо, чтобы за цифрами увидеть конкретные проблемы города и горожан, которые не удалось снять в минувшем году, определить наиболее значимые на предстоящий год и шаг за шагом пытаться продвинуться в их решении. Кроме того, на основе анализа должны быть найдены новые, с учетом изменившихся реалий, подходы к формированию бюджета 2003 года для выполнения главной задачи - повышения уровня жизни людей.




Энерготарифы - проблема «переходящая»

 Минувший год городская власть оценивает объективно как самый тяжелый из всех предыдущих лет. Серьезнейшая для муниципалитета проблема - рост энерготарифов. Именно она стоит в первую очередь за цифрами исполнения бюджета. Традиционно в последние годы доходы удавалось собрать в запланированном объеме и даже больше - так было бы и на этот раз (согласно прогнозу - на 6,4%). Однако в связи с ростом энерготарифов (они повышались дважды за год) расходная часть увеличилась почти на 1 млрд 200 млн рублей, и параметры бюджета-2001 пришлось пересматривать. В результате доходная часть, которая возросла по сравнению с предыдущим годом более чем на треть, была исполнена на 92,1%.

Стремительное возрастание затрат на энергетику стало проблемой «переходящей» - можно говорить о ее влиянии и на бюджет текущего года. Проблема усугубляется тем, что мэрия полностью отказалась от использования в расчетах с энергетиками товарно-материальных ценностей - расчеты идут только в денежной форме. С учетом всего этого при подготовке бюджета 2003 года городская власть попытается найти механизм, который поможет уменьшить негативные для бюджета последствия роста тепло- и энерготарифов.

Центр забирает налоги исправно.
Отдавать долги - не торопится

 Осложнило исполнение бюджета 2001 года и то, что из запланированных доходов выпали 244 млн рублей - компенсация за принятое городом ведомственное жилье. Этот долг городу «висит» на Минфине уже пятый год, но его, несмотря на все усилия, предпринимаемые новосибирской мэрией, федеральные власти не торопятся отдавать.

По данным планово-экономического управления, в 2001 году из собранных на территории города налогов (около 20 млрд) в его собственном бюджете осталось менее 20%, остальное ушло в вышестоящие бюджеты. В этой ситуации мэрии и районным администрациям пришлось приложить еще больше усилий, чтобы выполнить намеченные планы.

Доходы - по крупицам

 Неналоговые доходы (то, что зависит, в первую очередь, от деятельности самой городской администрации) удалось собрать на 33,8%, или на 283,8 млн рублей больше запланированного. Кстати, далеко не во всех городах региона доля неналоговых поступлений столь высока - в Новосибирске она традиционно составляет не менее 10-13% доходов бюджета.

Мэрия постаралась максимально использовать для получения доходов такой резерв, как недоимка по налоговым платежам. В течение года в отраслевых департаментах и районных администрациях работали комиссии по сокращению налоговой задолженности. Прошло около 300 заседаний этих комиссий, на которых было рассмотрено финансовое состояние почти 2 тысяч предприятий-недоимщиков. В результате проведенной работы в бюджет города поступило дополнительно 203,5 млн рублей.

Всего в результате комплекса мер, предусмотренных специальным постановлением мэра, в бюджет города в 2001 году удалось привлечь дополнительно более 430 млн рублей. Еще 192 млн городской и районными администрациями, муниципальными организациями и предприятиями было сэкономлено. Таким образом, в результате целенаправленных действий городской власти по поиску резервов и рационализации затрат бюджет пополнился на сумму более 620 млн рублей. Работа в этом направлении продолжается и в текущем году.

Однако в 2001 году, в связи с большой дополнительной финансовой нагрузкой (удорожание услуг энергетиков, повышение с 1 декабря заработной платы в бюджетной сфере в 1,89 раза), городская власть вынуждена была прибегать и к банковским кредитам.

83% бюджета - ЖКХ и зарплата бюджетников

 Расходная часть уточненного бюджета 2001 года исполнена на 93,6%. Наибольший удельный вес в ней - свыше 35% - занимает жилищно-коммунальное хозяйство (львиная доля этих расходов - энергетика). Дело в том, что за последнее десятилетие муниципальный жилищный фонд практически удвоился за счет принятия ведомственного жилья. И если в начале 90-х на ЖКХ расходовалось 9,6% городского бюджета, то в настоящее время эта цифра увеличилась почти в 4 раза. Расходы на жилищно-коммунальную сферу вместе с заработной платой бюджетникам составляют сегодня более 80% бюджета. А это значит, что на все другие отрасли и на решение их проблем остается примерно 17%.

В результате в бюджете города доля капвложений, например, снизилась за последние годы с 25% (в начале 90-х) до 3,1%. Такая динамика диктует определенную политику в расходовании бюджетных средств. В том же жилищном строительстве их целесообразно не распылять, начиная новые стройки, а концентрировать и за счет этого поэтапно вводить в эксплуатацию ранее начатые незавершенные объекты. В 2003 году центр тяжести планируется сместить на развитие инженерной инфраструктуры, необходимой для последующего более быстрого освоения под жилищное строительство перспективных площадок.

Чем крепче производство, тем полнее казна

 В конце минувшего года началось замедление темпов роста промышленного производства, и эта тенденция нарастает. Поэтому в плане наполнения бюджета серьезные задачи сегодня стоят и будут стоять в 2003 году перед департаментом промышленности, науки и технологий и городской властью в целом. В 2002 году в Новосибирске, как и по всей стране, отмечается спад производства, идет сокращение государственного оборонного заказа, от которого зависят многие предприятия, в результате реструктуризации идет ухудшение экономики отдельных хозяйствующих субъектов.

В Новосибирске для преодоления этих негативных тенденций ставка делается на объединение научного и производственного потенциала, создание конкурентоспособной продукции и продвижение ее на новые рынки, прежде всего ресурсодобывающих регионов. Эту задачу городская власть считает важнейшей.

С целью поддержки местных товаропроизводителей и экономии бюджетных средств продукция для нужд городского хозяйства должна закупаться посредством размещения муниципального заказа на конкурсной основе. Например, в результате недавно проведенного конкурса на поставку каменного угля для бюджета удалось сэкономить около 5 млн рублей, при конкурсной закупке лекарств в феврале - 3,5 млн.

За нецелевое расходование должен быть спрос

 В условиях нехватки финансовых средств особое значение приобретает эффективность их использования. Поэтому мэр Владимир Городецкий потребовал усилить контроль за целевым расходованием бюджетных денег, а с виновных, допустивших необоснованные либо неэффективные траты, спрашивать по всей строгости.

По словам мэра, при разработке плана социально-экономического развития на 2003 год обязательно должно быть учтено мнение не только специалистов отраслевых департаментов, управлений, комитетов, но и горожан. Прежде всего к этому должны быть привлечены органы территориального общественного самоуправления. Выявленные в ходе совместной работы самые «больные» для горожан проблемы должны найти отражение в плане социально-экономического развития на 2003 год, и их решение будет подкреплено бюджетными средствами.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: