Новосибирск 6.3 °C

«Союз наук и вольности веселой»

05.06.2002 00:00:00

 Говорят, что в 1737 году король Ганновера Георг Август повелел двум своим городам, Целле и Геттингену, построить университет или тюрьму, кому что нравится. Жители Целле были богаче и благоразумнее: поразмыслив, они решили соорудить хорошую тюрьму, ибо ничто не стоит так долго и не приносит столько пользы самым разным правительствам и режимам, как хорошие тюрьмы, ничто так не способствует правосудию и воспитанию молодежи, как неизбежность наказания и очевидность его. Студенты же, напротив, своими непочтительными мыслями будут смущать нравственность, а песнями - покой и благополучие города. Так думали жители Целле, уверенные в своем благоразумии, и просчитались. О существовании города Целле вряд ли многие слышали. Геттинген же, на долю которого выпало построить университет, стяжал всемирную славу.

Эту историю очень хорошо знает четвероклассник Сережа из 130-й школы города Новосибирска. Его дедушка, ученый с мировым именем Юрий Борисович Румер, работал и учился в Геттингене. О нем рассказывает книга М.П. Кемоклидзе «Квантовый возраст». Вместе с тысячами других научно-популярных изданий она всегда доступна любому учителю или школяру в уютном читальном зале 130-й. Здесь могут сразу работать два класса. Дети постоянно пишут свои доклады, смелые проекты, готовятся к олимпиадам. Любой вопрос «почемучек» библиотекарь Г.Ф. Королева заносит в свою тетрадку «спроса», чтобы потом предложить несколько вариантов путешествия в незнаемое. Галина Федоровна раньше работала в ГПНТБ и теперь обучает детей организации научного поиска: как работать с каталогом, с библиографией, книгой. В том, что среди победителей различных олимпиад ежегодно есть воспитанники 130-й, огромная заслуга библиотеки.

Но здесь блестяще развивают не только интеллект, а сердце, душу, добрые чувства. Учат главной науке - науке понимать друг друга, дорожить дружбой и верностью.

Судьба физика Ю.Б. Румера была драматична: политзаключенный, репрессированный, лишенный возможности заниматься любимой наукой. Но при этом он говорил: «Судьба всю жизнь баловала меня друзьями: я ушел в физику и попал к Борну и Эйнштейну, ближайшим моим другом был Ландау. Даже в тюрьме я сидел с Туполевым и Королевым».

Сегодня, когда степень агрессии и нетерпимости велика, мир готов взорваться. Что может школа? Учить понимать иную культуру, чужую правоту, уметь договориться, учить толерантности. Школа N 130 не противопоставляет нравственность и знание. Учебный процесс строится так, чтобы мораль присутствовала в научном исследовании непременно: ведь нет ничего страшнее талантливого, образованного террориста или негодяя. Чтобы мораль не слишком отставала от знания, 130-я одной из первых в городе ввела экспериментальный курс «Система правового образования в школе и воспитания гражданина России».

Читаю на красиво оформленном стенде: «Учащиеся имеют право на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, на свободу информации, на свободу выражения собственных взглядов и убеждений». И вот что существенно - каждый имеет право на защиту со стороны всего школьного сообщества от дискриминации по признаку пола, расы, национальности, по политическим или религиозным убеждениям. Это выделено особым шрифтом: ЗАЩИТА!

Все возникающие в детской жизни споры разбирает конфликтная комиссия. В ее составе - учителя и ученики, психолог, социальный педагог. Коллегиально вырабатываются правила: как вместе жить и сотрудничать. Школьный психолог рекомендует: не комплексуй, не отчаивайся, не таи обиду - договаривайся! При входе в школу можно увидеть стенд с такой яркой информацией для детей: как договариваться с родителями? с милицией? как летом заработать деньги? Зарабатывать здесь тоже учат. Старшеклассники изучают профессии лаборанта-оператора ЭВМ и технического переводчика. Когда в районе не хватало учителей английского в других школах, то учащиеся 130-й вели уроки иностранного.

Уникальный экспериментальный курс «Система правового образования» очень разнообразен по формам и методам и любим детьми. В начальных классах курс называется «Я и мой мир». Ребята читают в интересном новом учебнике различные притчи, стихи, анекдоты, истории, анализируют их, находят много параллелей с собственной жизнью. Им предстоит освоить сложные моральные ценности. Но главное - они учатся уважать человеческое достоинство. В школе есть дети с различными особенностями: разных национальностей, социальных категорий. Но никто не дразнится. Такова школьная традиция - школа для детей оказывается защитой в этом мире. И потому ей - пылкая любовь.

Ребята сочиняют стихи о школе («Гордись и помни свято, что ты из 130-й!»), поют гимн:

«Так славься, школа наша дорогая,
Живи в веках, традиции храня,
И, если жизнь мою качнет судьба
лихая,
Я верю, что поддержишь ты меня».

 Социальная практика - в такой форме ребята средних классов изучают курс «Система правового образования». Формы занятий различны, но все оригинальны и увлекательны: диагностические игры, тренинги, конкурсы, семинары, диалоги, сценки, защита социальных проектов, дебаты. Два раза учащиеся 130-й становились победителями Всероссийских соревнований по дебатам.

Какое государственное устройство лучшее? Зачем человек живет на земле? Что такое любовь? Вопросов для размышления много.

Занятия очень популярны: непринужденная обстановка, оценок не ставят. В этом курсе ребята проводят свои первые исследовательские работы. Например, «История России через историю семьи». «Как отдыхали ваши родители?» - на этот вопрос школьники с удовольствием искали ответ, опрашивая своих близких и дальних родственников. А представляли результаты опроса... в виде комиксов.

Папа сидит у костра, играет на гитаре и поет красивую, незнакомую нынешнему поколению песню «Солнышко лесное». Мама с рюкзаком поднимается в горы. Молодой дедушка обливается ледяной водой в сугробе. Бабушка с восторженной улыбкой катится в Горной Шории со снежной горы.

Оказывается, дети совсем не знают своих родителей. Они удивлены! Прервалась связь времен, произошел разрыв поколений. Но и родители не понимают, почему их мальчишки и девчонки с радостью смотрят «Шрек» и «Покемонов», читают «Гарри Поттера», а не Диккенса. Что они нашли в Децле и «Hi-Fi»?! Родители и дети стали инопланетянами друг для друга. Школа ищет способ познакомить их! Для представителей поколения next открылась яркая планета родителей. Можно восстановить связь поколений: теперь она проявляется в совместных школьных праздниках, пикниках, карнавалах, спартакиадах. В конце учебного года каждый класс отправляется с родителями на Обское море.

Старшеклассники обсуждают такие нравственные проблемы, как самоубийство, эвтаназия. Учатся думать, слушать друг друга, воспринимать «чужие» ценности, не отчаиваться, если совершил ошибку. «Мы все совершаем ошибки, - говорит учитель, - главное - уметь исправлять их». Школа открывает в ребенке лучшее и учит самоуважению: есть, например, диплом «За прыгучесть, веселость и любимость».

Что сделать, чтобы ребенок не был обижен? Не унижать его! Это - обязанность N 1 учащихся и учителей 130-й, закрепленная в школьном Уставе. Уважение личности, человеческого достоинства - основа всех воспитательных программ.

Чтобы лучше понимать и уважать чужой мир, надо знать свой собственный. Познай себя, чтобы понять другого.

«Какой он, мой мир?» О себе, своих поступках, чувствах ребята размышляют в школьном альманахе «Петух».

«Я обыкновенная девочка. Нет, я необыкновенная, потому что обыкновенных людей не бывает». В сознании юного автора этих строчек заложены основные принципы морали. Мир разнообразен, все в нем необходимо. Каждый человек уникален, неповторим - вот что поняла второклассница. Вероятно, эта девочка никогда не унизит человеческого достоинства.

Многие выпускники школы пишут стихи, рассказы, сказки в альманах «Петух». Петух предвещает начало дня. Творчество детей - рассвет новой жизни. Для них мир прекрасней всякой сказки: так учат их смотреть на жизнь в студиях лепки, рисунка, витража и различных росписей по ткани, в трех школьных театрах. Для театров и ежегодных карнавалов есть роскошная костюмерная, полная тайн и образов. Директор школы Татьяна Вячеславовна Дельфонцева любит повторять, что ребенок - это всегда Праздник, значит, и в его жизни должно быть побольше коллективных праздников.

Дети погружаются в ту творческую жизнь, что интереснее компьютерных игр. Компьютерные чудовища отступают перед красотой и чудом. А чудо творят сами дети в школе, где работают талантливые художники (например, Александр Шорин, создавший для школьного музея оригинальное родословное древо, ведет студию дизайна), музыканты, ученые - всего 50 факультативов. Все - бесплатно для семьи.

О знаменитом Геттингене писали, что он - «математическая Мекка мира». 130-я школа - «союз наук и вольности веселой». Не случайно среди ее основателей - академик Михаил Алексеевич Лаврентьев, невероятно талантливый человек, чья добрая улыбка освещает теперь школьный музей.

130-я стала недавно многопрофильным лицеем, и ей присвоено имя академика М.А. Лаврентьева. Дух научного поиска здесь по-лаврентьевски неукротим и, вероятно, бессмертен: ведь образование - нескончаемое развитие.

Галина КАЗАРИНА, студентка НГУ

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: