Новосибирск 3 °C

Дышите глубже от 05.06.2002

05.06.2002 00:00:00

Воздух в Новосибирске сегодня чище, чем тот,
которым дышали горожане 10 и даже 5 лет назад

 В немалой степени это заслуга городского комитета экологии и охраны окружающей среды, который как раз в эти дни отмечает свое десятилетие. По крайней мере, как сказали нам там, в двадцатку самых «грязных» городов России мы уже не входим. Наше интервью с заместителем председателя комитета Анатолием Лежневым.

- Главная причина сокращения выбросов, очевидно, связана с сокращением объемов производств?

- Это лишь одна из причин. За последние десять лет уменьшились ведь не только промышленные объемы, параллельно этому ухудшалось техническое состояние сооружений и оборудования систем очистки технологических выбросов, шло снижение эффективности их работы. Если говорить в целом о структуре выбросов загрязняющих веществ, то промышленные предприятия стоят на третьем месте. Их «вклад» - 13-14 тысяч тонн в год. В то время, как выбросы от тепловых источников, включая частный сектор, составляют около 100 тонн в год, а выбросы автотранспорта - 180-200 тысяч тонн. Вот где основные проблемы и фронт работ. Основное снижение выбросов загрязняющих веществ достигнуто благодаря реализации согласованных мэрией крупных природоохранных мероприятий на электростанциях ОАО «Новосибирскэнерго» в 1993-1998 годах. Прежде всего их целью было снижение выбросов токсичных окислов азота и повышение эффективности систем золоулавливания. Удалось снизить выбросы окислов азота и золы на четверть. Это примерно 11 тысяч тонн в год.

Значительный эффект получен от реализации программы газификации ведомственных котельных, частного сектора и поэтапного закрытия устаревших неэффективных котельных с подключением абонентов к централизованной системе теплоснабжения. Закрыты десять угольных котельных, включая бывшую ТЭЦ-1, переведены на газ 15 крупных производственно-отопительных котельных. Только благодаря этому выбросы снизились почти на 10 тысяч тонн в год. В ближайшие несколько лет должны завершиться работы по переводу на газ крупных угольных котельных на стрелочном заводе и хлопчатобумажном комбинате. С мазута на газ перейдет котельная гормолзавода, находящаяся в центре города.

Однако надо сказать, что принятый несколько лет назад курс на ускоренную газификацию всей городской энергетики сегодня приходится пересматривать. Хотя газ по-прежнему дешевле угля, уже сейчас видно, что он будет дорожать. Да и сжигать такое ценное топливо на крупных ТЭЦ, оборудованных современными системами газоочистки, не по-хозяйски. Поэтому приоритетным направлением остается газификация ведомственных котельных и частного сектора.

Наиболее сложное положение с автотранспортом. Его количество лавинообразно росло в последние годы и сегодня составляет свыше 160 тысяч единиц. В этих условиях городскими властями было принято решение о запрещении использования в городе этилированного бензина, создание системы инструментального контроля за выбросами автомобилей и частичном переводе их на газ. Новосибирск стал третьим городом после Москвы и Санкт-Петербурга, где применялся неэтилированный бензин. Это дало сокращение выбросов свинца, являющегося чрезвычайно токсичным, «долгоиграющим» элементом, влияющим на наследственность. По нашим оценкам, на 30 тысяч тонн в год. Сегодня во всех автохозяйствах созданы контрольно-регулировочные посты. Ни одна машина не выйдет на линию, не пройдя через контроль газоанализаторов. На соблюдение установленных нормативов выбросов особое внимание обращается при проведении техосмотра легкового транспорта. Жители города, наверное, обратили внимание, что машин с черными шлейфами отработанных газов в городе теперь практически не встретишь.

- Планировавшийся перевод автомобильного транспорта на газ, очевидно, все еще из разряда перспектив?

- Вовсе нет. Уже сейчас на газ переведены 6 тысяч автомобилей ведомственного и муниципального транспорта. Кто считает деньги, это уже сделали. Газ гораздо дешевле бензина, даже при учете того, что его цена будет повышаться. Однако надо понимать, что перевод автотранспорта на газ имеет свои пределы.

- Можно ли говорить о «чистых» зонах в Новосибирске?

- К «чистым» можно отнести правобережье Советского района. Имеющиеся там крупные источники выбросов - котельные - переведены на газ. Закрыта работающая на мазуте котельная по улице Демакова. «Чистой» зоной можно считать и Затулинский жилмассив промышленной Кировки. Из-за преобладания юго-западных ветров на него почти не влияют выбросы промышленных предприятий. Кстати, оловянный комбинат, еще не так давно отравлявший воздух выбросами ядовитых газов, сегодня имеет мощную пятиступенчатую систему газоочистки с эффективностью, близкой к ста процентам. Юго-Западный массив в Ленинском районе - тоже «чистая» зона. И тоже благодаря розе ветров.

- А центральная часть города?

- Увы, за все надо платить. В том числе и за удовольствие пользоваться благами городского центра. Хотя и здесь ситуация заметно улучшилась по сравнению с тем, что было пять и более лет назад. Жиркомбинат уже не пугает жителей дымящими трубами. В котельной комбината осталось перевести на газ последний, четвертый по счету котел. Выбросы снизились более чем в три раза. Давно ли в кварталы рядом с аффинажным заводом никто не хотел менять квартиры. Сегодня это образцовое предприятие в плане экологии.

Проблема центра - в перегруженности транспортных магистралей и во все уплотняющейся застройке в связи с ценностью земли. В качестве примера - территория возле цирка. Рядом с уже построенным шестнадцатиэтажным домом идет строительство еще одной «свечки». Напротив, со стороны НПО «Инжгеодезия» и магазина «Гермес», на территории сквера также начато строительство жилого дома и также впритык к автомагистрали.

- Однако на жалобы жильцов в мэрии не реагируют, а городской комитет экологии подписывает экологическую экспертизу...

- Во-первых, мэрия города реагирует всегда. Но при принятии решений специалисты руководствуются не эмоциями, а действующими санитарными правилами и нормами... И если застройка им удовлетворяет, принимаются, естественно, положительные решения. Город нуждается в инвестициях, а аренда земли - немаловажный источник поступления средств в городской бюджет. Вопрос в другом - нужна новая стратегия застройки города.

- Генеральный план, о котором столько говорят, но воз и ныне там.

- Пока ситуация в экономике не определится, работа над ним неперспективна. Прежде, когда Новосибирск был городом мощной промышленности, можно было планировать и на пять, и на десять лет вперед. По прогнозам начала 80-х годов, население Новосибирска в 2005 году должно было составлять 1 млн 750 тысяч человек. Сегодня - 1390-1400 тысяч человек. За последнее пятилетие население Новосибирска сократилось на небольшой городок - 60 тысяч человек. Сколько бы мы ни дискутировали о будущем города - будет ли он торговым центром или мультимодальным узлом, пока определенности нет, нельзя и закладывать параметры развития города в генеральный план. На сегодня есть только предложения по транспортной схеме Новосибирска. Но и по ним видны ближайшие задачи. Что уж говорить о грандиозных планах, когда не можем упорядочить размещение АЗС. Нормально ли, когда в Новосибирске в расчете на 1000 автомобилей АЗС втрое больше, чем в Москве! Мало того, что между ними идет торговая война, есть еще и вопросы экологической безопасности, контроля. Нужно навести порядок в организации транспортных стоянок внутри домовых территорий. Мы любим говорить о богатстве городских лесов, о том, что на каждого жителя приходится почти 100 кв. м зеленых насаждений - больше, чем где-либо в России. Но это все вокруг города. В самом же Новосибирске зеленая зона очень не велика. Да и с городскими лесами - легкими Новосибирска - тоже много проблем.

- Так что свое десятилетие городской комитет встречает «по горло» в проблемах?

- Того, что сделано, не стоит умалять. Кстати, крупные природоохранные мероприятия, благодаря которым воздух в городе стал существенно чище, вряд ли было возможно осуществить, не будь городской комитет экологии в составе муниципалитета. Сочетание прав федерального органа, специально уполномоченного в области охраны окружающей среды, и муниципалитета позволило комитету эффективно воздействовать на предприятия и улучшить экологическую ситуацию в городе. Такая структура действует очень в немногих городах. Независимый контроль - это одно, но когда одновременно ставятся и общими усилиями решаются крупные проблемы - это очень многое значит.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: