Новосибирск 1 °C

Когда в товарищах согласья нет...

07.06.2002 00:00:00

Заметит ли отряд КПРФ потерю испытанных бойцов?

 Пожалуй, самым ярким событием последнего времени в политической жизни страны остается решение пленума ЦК КПРФ об исключении из партии трех коммунистов, имена которых известны всей России.

Геннадий Селезнев всем знаком, что называется, по должности - он уже во второй раз возглавил нижнюю палату российского парламента. Впрочем, кое-кто знал его и по редакторству в «Комсомольской правде» и «Учительской газете».

Николай Губенко - знаменитый актер театра и кино, народный артист России. Миллионы людей знают его в качестве режиссера-постановщика и помнят о том, что он был последним министром культуры Советского Союза.

Светлана Горячева - парламентарий со стажем. Начинала сборщиком-клепальщиком и кассиром, затем работала в прокуратуре, стала известна всей стране, когда выступила против Бориса Ельцина - это было во времена, когда Государственная дума еще не существовала.

В общем, имена, как сейчас принято говорить, «знаковые» - и именно на эти имена обращают внимание многие избиратели, когда приходят, чтобы сделать свой выбор. Сегодня пути-дороги этих людей и партии, которой они всегда были преданы, разошлись. Суть конфликта проста - Селезнев, Губенко и Горячева, если уж выражаться совсем просто, посчитали государственные интересы выше партийных и решили продолжать работу на тех постах, куда они были избраны своими коллегами-депутатами. Геннадий Селезнев остался председателем Государственной думы, Николай Губенко - председателем комитета по культуре и туризму, а Светлана Горячева - по делам женщин, семьи и молодежи. Пленум ЦК КПРФ собрался, чтобы обсудить эту ситуацию, и в результате бурной дискуссии принял решение исключить всех троих из партии. На что имел полное право. С точки зрения организационно-технической - вопросов нет никаких. Вопросы есть с точки зрения политической: на пользу ли КПРФ пойдет этот шаг?

Мнения, в отличие от КПСС, в КПРФ обнаружились разные. Геннадий Зюганов неоднократно комментировал принятое решение. По его мнению, «никаких расколов и отколов в КПРФ не произойдет». Он рассказывает, что на местах коммунисты полностью поддерживают решение пленума. Уход Геннадия Селезнева в самостоятельное политическое плавание, по словам Зюганова, проблем для партии не представит, поскольку, «чтобы создать партию, надо десять лет». Максимум, что предрекает один Геннадий другому, - два-три процента на ближайших думских выборах.

Просвещает «про трудное, необходимое решение» и рупор ЦК КПРФ газета «Советская Россия». В качестве тяжелой артиллерии используется выступление весьма известного, а некогда и популярного социолога и философа Александра Зиновьева. Зиновьев в своих выражениях предельно откровенен: «Их использовали... Настоящее предательство... Сыграли недостойную роль». По мнению Зиновьева, Геннадий Зюганов сегодня - это не просто личность, а ни много ни мало символ и знаковая фигура. А кто этого не понимает - извините... Главный вывод философа оптимистичен: решение принято верное, бояться не надо, поскольку «чем быстрее партия избавится от предателей, тем лучше будет и для нее, и для Истории и для мира в целом». В общем, что-то очень знакомое про всемирно историческое значение...

Что же думают сами исключенные, которые играли в партии немалую роль? Не случайно и цифры выглядят следующим образом: за исключение Губенко проголосовали 56 человек, против - 38; за исключение Горячевой - 64, против - 35. Оба депутата Государственной думы получили поддержку от центристских фракций. Горячева, например, прямо говорит, что получила пять-шесть предложений, но решила остаться независимым депутатом, поскольку «уже не девочка, чтобы бегать по партиям». И если Николай Губенко избирался по списку КПРФ, то Светлана Горячева была избрана в Думу избирателями Уссурийского округа. Но и в списке она тоже бывала - например, в 95-м ее фамилия стояла второй сразу же после фамилии Зюганов.

Горячева считает, что решение пленума глубоко ошибочно, поскольку создает в партии прецедент, который может стать началом «охоты на ведьм». Сейчас она произносит слова, которые еще год назад невозможно было представить слетающими с ее губ. Непримиримый оппонент Бориса Ельцина, яростный обличитель «антинародного режима» сегодня констатирует: «Это плохо для компартии и для ситуации в России, потому что на самом деле народ прагматичен. Я это знаю. Я встречаюсь с избирателями. Словам уже никто не верит. И, научившись выговаривать одно словосочетание «антинародный режим», к власти прийти фактически невозможно. Я это понимаю как политик».

Под этими словами сегодня наверняка подпишется любой серьезный политик. И Светлана Горячева действительно знает что говорит. Поэтому следует обратить внимание на ее прогноз о том, что влияние Геннадия Зюганова будет падать, а влияние Геннадия Селезнева будет расти. Идет ли речь о партии или о стране в целом.

Геннадий Селезнев, естественно, высказал свое мнение, которое прозвучало достаточно резко. Говоря о своих принципах, он отметил, что они «абсолютно противоположны принципам Геннадия Андреевича Зюганова: как я сказал, так и будет».

Селезнев принял решение создавать мощную левоцентристскую партию. Ему даже не обязательно было объясняться: «После случившегося я не мог оставаться на политической обочине». Тем более что путей к отступлению в общем-то не было: есть процедура восстановления членства в КПРФ, но, говоря о ней, Геннадий Селезнев заметил: «Это бесполезно, так как опять все будет срежиссировано». Той же точки зрения, кстати, придерживается и Светлана Горячева, которой в Приморье восстановиться в партии предлагают многие райкомы КПРФ.

Кстати, о райкомах: Геннадий Селезнев рассказал журналистам, что два райкома пришли в движение «Россия» «со своими печатями и сдали их».

13 июля «Россия» будет решать, стоит ли и дальше входить в НПСР, в котором абсолютно все решают коммунисты. Но уже сейчас ясно, что какой бы вариант ни выбрал Селезнев, движение «Россия» превратится в полноценную политическую партию. Вопрос только в том, каким образом это все произойдет. Первый вариант - создать левую социалистическую партию на базе Партии самоуправления трудящихся и второй - на основе блока идеологически близких партий. Что получится из этой затеи - сейчас сказать трудно. Многое будет зависеть от того, кого Геннадию Селезневу удастся привлечь под свои знамена. На самом деле его эпопея может завершиться двояким образом: либо в соответствии с прогнозом Зюганова кануть в политическое небытие, не пробившись даже в Думу, либо всерьез побороться за лидерство среди левых. То, что Селезнев в любом случае отберет проценты у Зюганова, это очевидно. Но сможет ли он отобрать их столько, чтобы сыграть самостоятельную партию, - вот в чем вопрос. Союзники у Селезнева, естественно, найдутся, а он, напомним, три года назад говорил о том, что к 2004 году придет его черед избираться президентом...

Тем временем появляются первые оценки политологов. Так, президент фонда «Общественное мнение» Александр Ослон уверен, что рейтинг КПРФ понизится. И дело тут не в деталях: «Любой конфликт снижает у избирателей симпатии к партии». Оказывается, избирателей не очень интересуют детали, им просто не нравится, что возникают проблемы. А проблемы у Геннадия Зюганова, судя по всему, еще впереди.

Серьезным ударом по КПРФ стало решение нижегородского губернатора Геннадия Ходырева, который и стал губернатором благодаря поддержке коммунистов, покинуть ряды партии в знак протеста. Победа Ходырева в Нижнем Новгороде была серьезным достижением для КПРФ, о ней не уставали твердить все это время. И вдруг услышали такое: «Я давно не удовлетворен стилем и методом, которые сложились в руководстве КПРФ и лично у Зюганова. К сожалению, в последние годы присутствует такой негодный стиль, как кулуарность принятия решений. Порой они принимаются под диктовку председателя, который не терпит никакого инакомыслия и критики как в личный адрес, так и в адрес президиума ЦК и ЦК вообще. Решение ЦК навязано именно председателем партии и его личным окружением. Эта ситуация объясняется еще и тем, что Геннадий Андреевич расчищает вокруг себя конкурентов, которые могут претендовать на лидерство в партии».

Вслед за Ходыревым вышел из КПРФ председатель Законодательного собрания Нижегородской области Евгений Люлин. Надо полагать, он не последний...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: