Новосибирск -16.5 °C

Анастасия Заволокина: по дороге отца

07.06.2002 00:00:00

 Мало кто верил тогда, в те мрачные дни, что Настя потянет всю громаду текущих дел и планов, которую взвалил на себя при жизни ее отец, Геннадий Заволокин. Она выплакала, выстрадала трагедию и не впала в отчаяние, расправила плечи и достойно продолжает дело отца.

Предлагаем беседу корреспондента «ВН» с Анастасией Заволокиной, состоявшуюся перед выступлением ансамбля «Частушка» на концерте, посвященном Дням славянской письменности и культуры.

Анастасия Геннадьевна Заволокина. Родилась в Новосибирске. Закончила Нижегородское театральное училище. Снялась в фильме «Не валяй дурака, Америка». Замужем, имеет двоих детей. Является руководителем телепрограммы ОРТ «Играй, гармонь любимая!», художественным руководителем и солисткой ансамбля «Частушка», редактором журнала «Играй, гармонь!». Живет и работает в Новосибирске.

- Здравствуйте, Настя. Наконец удалось с вами встретиться: то вы в разъездах на гастролях, то в студии на записи очередной песни, то в монтажной телепередачи. Как сейчас складывается ситуация с «Играй, гармонью»? Похоже, программа стала нестабильно выходить?

- Нет, нормально. Если не ставят передачу в одну из суббот, это значит, что ее перенесли на какой-то праздничный день. Дело в том, что раньше договора подписывались на год, и в них четко указывались дни и время в эфирной сетке. Теперь контракт заключается только на полгода и на определенное количество программ. Руководители ОРТ таким образом подстраховываются от разных неожиданностей, ведь эфирное время стоит безумных денег.

- Потому и реклама появилась в программе?

- Да, но нам пошли навстречу и предупредили, что примерно в середине программы будет идти рекламный блок, и мы теперь подстраиваемся: уже во время монтажа композиционно подводим сюжет к промежуточному итогу - ставим песню, например, заключающую первую часть. Таким образом, программа стала состоять из двух равновременных отрезков и не прерывается неожиданно для телезрителя. Так что все идет пока в соответствии с контрактом. Как дальше сложится - не знаю.

- Не «наводите мосты» на всякий случай на других каналах: «Культура» или РТР, например?

- Пока нет, и для этого нет серьезных оснований. Но предложения и приглашения поступали всегда. На ОРТ не могут просто так отмахнуться от сотен писем, которые идут в адрес редакции.

- Сведущие люди на ТВ утверждают, что «Эх, Семеновна» была слеплена в пику «Гармони». Видимо, кому-то очень хотелось задушить «Гармонь». Но ничего не вышло: программа выдохлась и теперь не может найти себе места ни на одном серьезном канале.

- И это нас нисколько не удивляет. Люди ведь уже не те, что были десять лет назад, когда бросались на солененькое, скабрезненькое, матерщинненькое. Мы же всегда стояли на своем и не отступали от главного - через гармонь, песню, частушки показывать широту души и характеры наших героев. Для нас гармонь - только средство, чтобы раскрыть лучшие черты и способности человека. Мы не наряжаем и не «украшаем» своих героев, как новогоднюю елку, убедительно просим обильно не гримироваться, а детям, девчонкам вообще запрещаем краситься.

Да, и у нас соревнуются гармонисты и плясуны. Но не ради очков-баллов, наград и призов, как у «Семеновны». «Выпендреж» НАШИХ друг перед другом заквашен на естественности и простоте самовыражения, на сиюминутном рождении чего-то нового и необычного. Перед съемками, когда камера еще не была включена, отец всегда «заводил» народ, чудил сам и предлагал дурачиться всем вокруг - предлагал немыслимые ситуации, затевал толкотню, круговорот. Потом, когда чувствовал достаточный накал, незаметно толкал под бок оператора и шептал: «Включай, Виталий! Скорей! Вон того чудика сними: смотри, как отчебучивает!» Из таких импровизаций, незапланированных и незапрограммированных чудо-моментов получались наиболее удачные кадры, которые большими кусками шли в передачу.

Как рассказывают, на старинных вечерках так и происходило - не ради приза плясали и пели, а для забавы, веселья, куража. И дрались, бывало, не от злобы лютой или ненависти, а от обиды, что не удалось-таки переплясать и «переострить» частушкой соперника. На этот случай у гармонистов была даже игра такая «забойная» - «под драку». А вот хамства и матерщины на «молодых» посиделках не допускалось, это все старики подтверждают, где бы мы ни бывали в России. Хотя в застолье, на гуляньях всякое было...

Короче говоря, на ТВ пока все нормально. Может, недавняя встреча с министром культуры повлияла, а может, в кулуарах выше. А на самом деле я думаю, что все решается ТАМ - по воле Божьей.

- Вы принципиально отказываетесь от спонсоров или не устраивают их условия?

- Если откровенно, то серьезное спонсорство никто и не предлагает. Если бы кто позвонил порядочный и сказал: давайте мы будем с вами - отныне и навсегда. Тогда я, может быть, и задумалась: а почему бы и нет? Но таких предложений нет. А потому лучше оставаться независимым и... спокойным, пусть будет как есть... Для меня, как всегда было и для отца, самым главным спонсором был и остается яркий, самобытный исполнитель, гармонист или частушечник. Именно он - душа праздника и играет все заглавные роли. И только он способен украсить и сделать программу интересной, зрелищной, а значит, популярной и... рейтинговой. Куда деваться сегодня от этого словечка.

- Какие ближайшие планы, куда ведут маршруты гастрольные?

- С 8 по 13 июня в Иванове состоится традиционный Всероссийский фестиваль гармонистов. Свои заявки на участие в «съезде гармонистов» уже прислали более 200 исполнителей. 17-го вылетаем в Якутск на фестиваль гармонистов Сибири и Дальнего Востока. После короткого отпуска в июле едем в Пермскую область. В сентябре - Алтай и Краснодарский край. В конце года планируется Ленинградская область, город Выборг. Интересная география получается, правда?

- А как же родной Новосибирск? Неужели в этом году мы вас уже не увидим?

(Смеется) - Извините, совсем забыла. Осенью обязательно состоятся 2-3 больших концерта в Новосибирске, посвященные 15-летию ансамбля «Частушка». Возможно, соберем всех артистов первого состава ансамбля, а также наших друзей из Москвы, с Кубани, Перми, Кирова...

- За короткое время вы дважды побывали в Москве. Что это были за поездки и как они прошли?

- В первый наш приезд в марте на меня «бзик» нашел - захотелось знаменитую Триумфальную арку снять: посадить под нее гармонистов и залимонить по полной программе на весь чопорный, респектабельный, весь из себя такой Кутузовский «прошпект». Но не удалось, времени не хватило. Зато во второй раз, когда мы приехали по приглашению Лужкова, съемки состоялись. Да еще какие! Что там творилось - это надо было видеть! Играли и плясали камаринскую. Собрался народ, машины останавливаются, сигналят, люди повылазили из транспорта, завелись все, как дети, хороводы давай водить, вокруг шутки, смех. Мы с «Частушкой» совсем отключились и не ощущали, что «шуткуем» в столице на главном правительственном и «новом русском» проспекте...

- Ломать сценарии и стереотипы на съемках было любимым фокусом Геннадия Дмитриевича. Это и вам передалось?

- А как же! Вот, недавно в Коломне на праздновании Масленицы организаторы додумались отдалить зрителей от сцены метров на пятьдесят и поставить их за «железный занавес». Милиции понагнали видимо-невидимо - как на рок-шок. Мы это быстренько так (не без конфликта, правда), «завернули», смели барьеры и все сделали по-нашему - зритель рядом, мы видим их глаза, их улыбки, их реакцию на происходящее, и всем тепло и хорошо.

Но были два концерта особенно замечательные и знаменательные, которые надолго останутся в памяти. Выступали в замечательном Королевском концертном зале в Останкино. На наше приглашение участвовать в программе откликнулись народные артистки России Александра Стрельченко и Валентина Толкунова, любимая наша композитор Александра Пахмутова, друг отца Михаил Евдокимов. Сказать, что концерты прошли здорово, сильно, мощно, - значит ничего не сказать. Зрители были в восторге. Все было снято на камеру и частями войдет в программы, посвященные годовщине смерти отца, - в июле, под названием «Заволокина гармонь». Приоткрою секрет: так, наверное, и будет в дальнейшем называться телепередача...

А хотите анекдот про гармониста? Нам его рассказал композитор Альфред Мирек, у которого мы были в Москве в гостях. Он дружил с Юрием Никулиным, и они соревновались по этой части. Мирек нам обещал «целую тонну» анекдотов про гармошку для нашего журнала. И для затравки рассказал. Одна женщина полюбила вора-карманника и вышла за него замуж. Была она женщина культурная, интеллигентная и позвала его как-то на концерт виртуозов-гармонистов. После концерта она его и спрашивает: «Ну, как впечатление? душевно?» Тот отвечает: «Да-а, такие пальцы и такой хренотенью занимаются».

- Хорошо!.. Но давайте продолжим, если позволите, «песню о главном»... Примерно год назад во время концерта в Новосибирске вы впервые применили не характерные для «Частушки» новшества: поставили в углу сцены проекционный экран, где шли кадры из передач «Играй, гармонь», и затемняли на некоторых песнях зрительный зал. В эти минуты зрители плакали. Я со многими говорил тогда после концерта и убедился, что впечатление осталось у людей самое благоприятное. Применяете ли вы эти «ходы» на гастролях?

- Нам и самим тогда понравилось. Трогательно получилось... Но, по правде говоря, Геннадий Дмитриевич терпеть не мог и наотрез отказывался от всяких спецэффектов: экспериментов со звуком, светом, цветом, дымами-туманами. Но мы решили пойти на это и рады, что добились желаемого, - усилили восприятие всего действа. На экране шли великолепные пейзажи - чудные закаты, блики на речной воде, белая церковь во мраке, а на этом фоне звучала проникновенная и жизнеутверждающая песня. И, наоборот, иллюстрацией к задорной, залихватской песне был видеоряд бесшабашного веселья и праздника, в центре которого был живой, смеющийся папа...

К сожалению, экран в поездки мы с собой не берем. Во-первых, потому, что летом выступаем в основном на больших открытых площадях, стадионах, в цирках. Во-вторых, все просто - кнопки видеомагнитофона нажимать некому. Не брать же в коллектив специального человека для этого. Нам нужно постараться так построить программу, чтобы какой-то наш артист высвобождался на время и сидел у пульта. Думаю, что мы эту проблему решим.

- Скажите откровенно, Настя, вам трудно? Ведь вы еще жена и дважды мама?

(После долгой паузы) - Трудно... Бывает так тяжко, так подступит, что плакать хочется. Но подумаешь-подумаешь и потом скажешь себе - это хорошо, это правильно, так надо... Кажется, Гоголь сказал, что человек, предавшийся унынию, есть дрянь во всех отношениях, каковы бы ни были причины уныния, потому что уныние проклято Богом.

И, конечно, помогают мне и во всем поддерживают мой муж Володя, мама, артисты «Частушки», брат Захар - они всегда со мной рядом. Что бы я делала без них! А еще без благодарных наших зрителей, их писем, звонков, телеграмм со всех концов России.

Я знаю, что в Интернете есть страничка «Вечернего Новосибирска», поэтому, пользуясь случаем, хочу передать всем друзьям неиссякаемого народного творчества, гармони, славянской песни из разных уголков России и зарубежья огромную и искреннюю благодарность. Пишите нам на ОРТ. Ваша поддержка неоценима и очень важна для нас. Только благодаря отзывам и письмам на ТВ чиновники не рискуют разделаться с программой.

Недавно позвонила деду Дмитрию Захаровичу в Бердск, поздравила его с праздником Победы, а он сказал: «Ты, Настя, главное, не трусь». Вот на том и стоим. Так и живем: по заветам Божьим, со Словом стариков и с талантищем народа.

- Спасибо, Анастасия. Новых побед вам и вашим соратникам.

- А я хочу пожелать друзьям «Вечерки» обретения Веры и обретения счастья в Ней.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: