Новосибирск 2.8 °C

У муниципальной торговли появился шанс выжить и набрать обороты

11.06.2002 00:00:00

Департамент потребительского рынка и земельных отношений мэрии предложил новую концепцию перспективного развития МУП торговли и бытовых услуг.

 Ее основные принципы обсуждались на совещании с заместителями глав районных администраций и руководителями муниципальных предприятий торговли и бытового обслуживания. Предложения департамента были в целом поддержаны работниками торговли.

Сегодня в Новосибирске всего 42 муниципальных унитарных предприятия торговли (это 95 магазинов и комбинат общественного питания в Калининском районе), а также 19 МУП бытового обслуживания (прачечные, химчистки, бани, ритуальное хозяйство и др.).

Товарооборот МУП за прошедший год повысился на 15 процентов и составил около 900 млн рублей. Однако в общем товарообороте городской торговли их доля составляет всего два процента. Финансовое положение ряда предприятий продолжает ухудшаться. И на то есть объективные причины: отсутствие оборотных средств, устаревшие формы организации труда, слабая техническая оснащенность. К тому же муниципальная торговля ориентирована на выполнение социального заказа и вынуждена сдерживать цены на свою продукцию. Только в прошедшем году социально незащищенным горожанам было продано с 10-процентной скидкой товаров на сумму свыше 82 млн рублей.

Сегодня муниципальная торговля обслуживает более 150 тыс. малообеспеченных горожан. Для ее поддержки использовались прямые договоры с производителями продукции и заниженные ставки арендной платы, что позволяло удерживать сравнительно низкие цены в сети магазинов «Ветеран» и в хлебных магазинах. Но сегодня эти экономические стимулы, по мнению директора департамента Валерия Марьясова, себя исчерпали.

Чтобы повысить эффективность муниципальных предприятий, не допустить их банкротства и сохранить при этом выполнение ими социальных функций, предложено усилить взаимодействие с уже имеющимися оптово-розничными сетями и производителями продукции. В частности, сеть хлебных магазинов предлагается закрепить за хлебокомбинатами на основе уже сложившихся хозяйственных связей. Сейчас такие договоры рассматриваются в мэрии. По условиям соглашений хлебокомбинаты будут оказывать помощь магазинам в техническом оснащении, определять лимиты кредитования собственной продукцией и расширять ее ассортимент. На первом этапе предполагается включить в эту схему все муниципальные хлебные магазины, кроме фирменных, поскольку последние работают со многими производителями хлебобулочной продукции.

Для других муниципальных продовольственных магазинов будет разрабатываться вариант интеграции с уже существующими в городе сбытовыми сетевыми системами социальной направленности, такими, как «Трешка», «Копилка» и др. У магазинов появится возможность увеличить товарооборот, снизить издержки и сохранить при этом социальные функции.

Для малообеспеченных горожан предполагается ввести индивидуальные дисконтные карты, по которым они смогут получить утвержденный перечень товаров в любом из магазинов, входящих в объединенную сеть, причем со скидкой в 5-10 процентов. А у городских властей появится шанс расширить на 20-30 процентов сеть магазинов, обслуживающих льготников, и при этом усилить адресность в оказании социальной помощи малоимущим.

Для предприятий бытового обслуживания предлагается другой вариант. Муниципальные бани будут объединены в единый комплекс. Федоровские бани, «Бодрость», баня N 23 войдут в состав банного хозяйства «Сибирячка». Уже подготовлен соответствующий проект постановления мэра. Такая же судьба ожидает четыре муниципальных фотоателье. Объединившись, МУП станут сильнее - появятся условия для их развития и повышения конкурентоспособности.

Все эти меры свидетельствуют о том, что мэрия не собирается отказываться от муниципальных унитарных предприятий торговли и бытового обслуживания. Они не ликвидируются, а получают новую организационную форму и стимул для более эффективной работы.

На совещании зашла речь и о необходимости генеральной схемы размещения крупных торговых объектов городского значения. Это позволит, по мнению Валерия Марьясова, в будущем перейти к комплексному и рациональному освоению территорий отдельных жилмассивов и микрорайонов. Уже на этот год ставится задача разработать информационно-нормативную базу, которая бы регулировала соотношение стационарной, рыночной и мелкорозничной торговли в каждом жилмассиве, на каждой автономной территории. По мере развития стационарной торговли городские власти намерены сокращать количество временных торговых сооружений, микрорынков, не отвечающих современным требованиям, бороться с неорганизованной торговлей, контейнерную же - запретить вовсе. Горожане вправе рассчитывать на покупку качественной продукции и высокую культуру обслуживания, а городу давно пора стать центром цивилизованной торговли.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: