Новосибирск 2.1 °C

Положительному опыту можно поучиться

14.06.2002 00:00:00

Валентин Пысин

 В апреле и мае прошли собрания депутатов Новосибирского городского Совета, на которых состоялся заинтересованный разговор о результатах работы за прошедший год, о том, как более продуктивно и эффективно построить работу Совета. Новосибирцам известно, что, согласно Уставу Новосибирска, в городе действует модель организации власти, при которой мэр является и главой местного самоуправления. Имеется и другой опыт организации местного самоуправления, например, у наших соседей в Томске, Тюмени, других городах, где полномочия исполнительной и представительной властей разделены.

Недавно я побывал в Тюмени, где познакомился с работой представительного органа власти - тюменской городской Думы. Она, в отличие от новосибирского городского Совета, имеет статус юридического лица, что повышает и статус депутата. Таким образом, соблюдается основной принцип закона РФ о местном самоуправлении, принцип самостоятельности органов местного самоуправления и их организационной обособленности от органов исполнительной власти. Работа депутатов становится более эффективной, улучшается контроль за действиями и решениями исполнительной власти.

В тюменской городской Думе - 16 депутатов. Председатель Думы избирается тайным голосованием из числа депутатов и имеет двух заместителей. И председатель, и его заместители работают на постоянной основе.

Деятельность Думы финансируется из городского бюджета. Сотрудники аппарата городской Думы, в количестве 43 человек, являются муниципальными служащими, они занимаются организационным, правовым, информационным и материально-техническим обеспечением работы депутатского корпуса. Им помогают и сотрудники аппарата главы города.

Городская Дума имеет свою счетную палату, что позволяет депутатам контролировать использование средств городского бюджета. О счетной палате в Новосибирске и ее создании депутаты поднимали вопрос давно. Но председатель горсовета предлагал другие варианты. На последней сессии принято решение о создании рабочей группы, которая будет готовить проект документа о счетной палате.

Четыре постоянные депутатские комиссии проводят заседания по мере необходимости, но не менее одного раза в месяц. В этом существенное отличие организации работы тюменских и новосибирских депутатов: каждый из нас работает в двух комиссиях, участвует, как минимум, в двух заседаниях в неделю! И, по-моему мнению, от такой интенсивной работы пользы бывает меньше, потому что многие вопросы, рассматриваемые на заседаниях комиссий, носят справочно-информационный характер, и решений по ним депутаты не принимают. В этом плане тюменские коллеги оказываются в более выгодном положении: вопросы, выносимые на заседания комиссий, проработаны более тщательно, имеют все необходимые реквизиты - заключения юристов, экспертов. Все это достигается также и отлаженной работой аппарата городской Думы, которого новосибирский городской Совет не имеет.

В феврале 2002 года тюменские депутаты приняли решение о порядке подготовки и принятия нормативных правовых актов. Это решение предполагает планирование нормативно-правовой деятельности, научную экспертизу нормативно-правовых документов. План работы готовится председателем Думы и городской администрацией, подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации.

Структура плана нормативной деятельности состоит из разделов: законодательная инициатива, нормотворческая деятельность, контрольная деятельность, анализ плана нормативной деятельности за предыдущий год. Я обратил внимание на контрольную деятельность, потому что в наших планах ее вообще нет. А ведь она так же важна, как само нормотворчество.

Особого внимания заслуживает опыт прохождения правового акта, проект которого за 45 дней до рассмотрения на заседании Думы направляется главе города. За 35 дней до обсуждения проект вносится в Думу (для сравнения можно сказать, что в новосибирском горсовете бывает, что проект документа попадает депутатам перед сессией с внесенными в него поправками, которые могут изменить содержание документа до неузнаваемости). В представительном органе тюменских коллег заключения и предложения юридической экспертизы и консультантов комиссий направляются в постоянные комиссии и разработчику за десять дней до заседания соответствующей комиссии. Если у депутатов возникают замечания и предложения по существу документа, то разработчик проекта в трехдневный срок представляет в Думу таблицу поправок. Нормативный правовой акт обсуждается на заседании соответствующей комиссии городской Думы только при наличии всех заключений, таблицы поправок, отзыва экспертов. И уже по итогам обсуждения в комиссии документ рассматривается на заседании Думы.

Мне предоставили возможность присутствовать на сессии тюменской городской Думы. В зале для заседаний установлено табло для отражения вопросов повестки дня и результатов голосования, а также электронная система голосования для депутатов. Хорошая проработка вопросов, выносимых на сессию, обусловливает их быстрое прохождение, ведение заседания сессии деловое и доброжелательное, хотя острых моментов бывает немало. Принятые решения публикуются в печатном бюллетене городской Думы - «Вестнике», отчет о заседании - в городской газете «Тюменский курьер». На следующий день заседание Думы транслируется по местному телевидению. Депутатам предоставлена возможность комментировать рассматриваемые вопросы и принятые ими решения, но никаких комментариев со стороны ведущего, как это водится на новосибирском телевидении, у тюменцев не допускается. Таким образом, жители Тюмени обеспечены максимально объективной информацией о работе городской Думы.

Думается, что мы могли бы позаимствовать немало положительных и по-настоящему демократичных моментов работы тюменских коллег.

Валентин ПЫСИН, депутат по округу N 3 (Дзержинский район)

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: