Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Маршрут в никуда?

14.06.2002
Застывшие без электричества троллейбусы. Промороженные зимой салоны трамваев. Вот и выходит, что пассажиру такой транспорт нужен лишь, поскольку нет другого, а также нет объекта для сравнения - не так часто мы сейчас разъезжаем по иным городам.Пассажирам хреновато, транспортникам - худо. Невыплаты зарплаты, мордобои на совместно обслуживаемых, а стало быть, бесхозных линиях - не домыслы, а печальная реальность. Как ни крути, а комбинация из двух пальцев, частного и муниципального, на одном маршруте - только у нас.

Муниципальная система транспорта
все более напоминает тришкин кафтан

По расчетам чиновников, новосибирские трамваи до полного износа должны проработать еще... 583 (!) года. Фото Сергея ПЕРМИНА

 Для начала - один серьезный документ отнюдь не моего авторства.

«Мы, работники городского пассажирского муниципального транспорта, крайне возмущены отношением к нам со стороны городских властей. Причина вызвана продолжающимся развалом городского пассажирского муниципального транспорта: полностью изношено 35% автобусов, 63% троллейбусов и 2% трамвайного парка. Срок эксплуатации на 01.01.2002 г. составляет для автобусов 7,7 года, троллейбусов - 9,7 года, трамваев - 11,6 года. Технологическое оборудование изношено. Запасных частей, инструмента, спецодежды не хватает. Условия охраны труда оставляют желать лучшего. Текучесть кадров, сверхурочные часы не снижаются.

Пределом возмущения стала систематическая задержка заработной платы - несмотря на то, что «рабский труд», согласно Конституции РФ, запрещен. Уровень зарплаты, несмотря на тяжелый труд, остается низким. Неоднократные обращения во все ведомства положительных результатов не дали, а обещания на всех уровнях, как правило, не выполняются. Так, заверения мэра В.Ф. Городецкого на совещании с руководителями предприятий и председателями профсоюзных комитетов 15.04.2002 и выступления других ответственных работников в СМИ о погашении задолженности по заработной плате за март до 18 мая с. г. так и остались словами. На деле идет прямой обман работников муниципального транспорта.

Значительный урон предприятиям наносят льготы, предоставляемые пассажирам, число которых постоянно возрастает. При этом никто не задумывается, из каких источников они будут возмещаться - пока что получается, что из кармана водителей и бюджета их семей.

Развитие частного извоза, безусловно, помогает городу решить транспортные проблемы. Но зачем при этом губить созданный трудом многих поколений муниципальный транспорт? Сегодня практически идет узаконенное выживание муниципального транспорта с маршрутов. На линиях одновременно работают муниципальные и частные машины, что нередко приводит к случаям драк между водителями автобусов разных форм собственности.

Непонятно, на каком основании идет ежегодное снижение бюджетного финансирования. В этом году оно предусмотрено в размерах существенно ниже расчетной потребности. Проводимая мэрией реорганизация предприятий ощутимых положительных результатов не дала и нам ничего не дала тоже.

Мы требуем незамедлительного решения наших проблем - есть предел любому терпению. Для начала все перевозчики должны быть поставлены в равные условия: пусть частный извоз возит тех же льготных пассажиров и получает на них дотацию через свои некоммерческие объединения и партнерства. В противном случае мы будем вынуждены с 1 июля с.г. прекратить перевозку льготных пассажиров, а также не приступать к работе согласно ст.142 Трудового кодекса РФ, до полного погашения задолженности по заработной плате.

Подписи прилагаются».

Итак, все возвращается на круги своя?

Транспортные забастовки мы уже проходили, и не раз, на примере ПАТП-3 и ПАТП-10 в Советском районе. Мало тогда никому не показалось - ни жителям, ни самим муниципальным транспортникам, потесненным на маршрутах вездесущим частным извозом. Сегодня источник этого письма иной - но тревога та же, ибо под ногами те же грабли.

Ну, допустим, погасим мы этот разгорающийся пожар - возьмем очередной кредит на зарплату или просто напечатаем купюры с портретом уважаемого Владимира Филипповича, не суть важно. Просто останется ждать, где полыхнет в следующий раз. А не дай мэр, полыхнет не на словах и письмах, а на деле, то и частник, сколько бы он ни плодился и размножался, не спасет: нет худшего электората для мэра и горсовета, чем разъяренные льготные пешеходы поневоле.

По долгу службы и просто по раскладу судьбы мне часто приходится бывать в других городах, от России до зарубежья. И буквально везде приходится исходить в болотной тоске, сравнивая их транспорт с новосибирским. Вот только некоторые точки.

Новгород Великий. Частного транспорта как такового нет - хватает муниципального. Автобусы - почти исключительно немецкие «МАНы» и «Мерседесы» плюс немного старых «Икарусов». Машины хоть и явно б/у, но в приличном состоянии и куда комфортабельнее новосибирских пазиков.

Якутск. При жутко дорогом бензине (92-й - 11,50-12,00 за литр!), немыслимо для нас высоких ценах в магазинах и достаточно длинных маршрутах (сам город здорово вытянут вдоль реки Лены) проезд на частных коммерческих пазиках и «Газелях» - всего 5 рублей и ни рублем выше. А у нас?

Алма-Ата - или Алматы, как кому нравится. Транспорта море, и частного, и муниципального: одних «Газелей» больше сотни маршрутов. Трамваи чешские, не новые, троллейбусы тоже чешские, новые - в России таких нет. Автобусы, как частные, так и муниципальные, в основном южно-корейские «Хенде», пазиков буквально два-три маршрута. На коммерческом транспорте вход и выход пассажиров в любой точке маршрута по их желанию, независимо от официальных остановок: раз платишь больше, то и имеешь больше, чисто рыночный принцип. И жесточайшее разделение маршрутов: одна линия - один хозяин, хоть частный, хоть муниципальный!

Сравниваешь, анализируешь и соображаешь: для кого, черт возьми, мы выстроили нашу убогую на этом всемирном фоне новосибирскую транспортную систему?

Для пассажиров? Отнюдь. Сегодня, к примеру, я плачу за проезд до Академгородка 15 рублей (в Алма-Ате на такое же расстояние - 30 тенге, или 6 рублей) и при этом полперегона по улице Демакова шагаю пешком хоть в дождь, хоть в мороз: Советское ГИБДД за мои же, налогоплательщика, деньги обвесило эту прямую, как стрела, улицу со стопроцентной видимостью знаками, запрещающими для меня остановку. Да и там, где знаков нет, наши (и только наши!) водители-коммерсанты под прессингом той же ГИБДД просто отказываются останавливаться там, где это надо новосибирцу, заплатившему за проезд намного больше, чем алмаатинец или мексиканец.

Впрочем, и муниципальный транспорт для пассажира в этом плане - как тот хрен, сопоставимый с редькой. Так, вообще нет остановок у таких точек, как Центральный рынок (633-й, 635-й маршруты), метро «Красный проспект» (маршрут 714), метро «Речной вокзал» (все маршруты, следующие из центра на Октябрьский мост) и так далее. Приходится унижаться, уговаривая водителей за свои же деньги тормознуть в необходимом для пассажиров бойком месте, хотя от лица наших читателей вопрос об остановках ставился перед транспортным руководством города больше года назад... О драных салонах автобусов со снятыми сиденьями - как муниципальных, так и частных - я уже не говорю: проблема, похоже, нерешаема просто от отсутствия желания ее решать.

Застывшие без электричества троллейбусы. Промороженные зимой салоны трамваев. Вот и выходит, что пассажиру такой транспорт нужен лишь, поскольку нет другого, а также нет объекта для сравнения - не так часто мы сейчас разъезжаем по иным городам. Так, может, мы эту систему создавали для транспортников?

Опять же отнюдь - что видно и из прилагаемого письма. Невыплаты зарплаты, мордобои на совместно обслуживаемых, а стало быть, бесхозных линиях - не домыслы, а печальная реальность. Как ни крути, а комбинация из двух пальцев, частного и муниципального, на одном маршруте - только у нас.

И за лукавыми цифрами до бесконечности не спрячешься. Вот, к примеру, задачка по арифметике для младших классов средней школы. Средний возраст новосибирского трамвая - 11,6 года. По оценке мэрии, его износ за это время составил 2%, или одну пятидесятую часть. Спрашивается, сколько лет должен прослужить трамвайный вагон в городе Новосибирске до полного износа с последующей заменой на новый? Мой калькулятор выдает, что пахать ему и пахать без малого 583 (прописью - пятьсот восемьдесят три) года - жалко, однако, трамвайчик-то, с такой перспективой...

К тому же коварство средних цифр - вещь известная. Вроде бы автобусам нашим муниципальным всего в среднем 7 лет с хвостиком. Но здесь в одну кучу свалены мелкие пазики трех-четырехлетней давности и крупные ЛИАЗы с «Икарусами», которым уже лет по 10-15 - и это при том, что еще древние утверждали, что живая собака дохлого льва не заменит.

Ну и плюс набившая изрядную оскомину проблема льготного проезда. Не так давно довелось мне работать с архивами по истории транспорта. И знаете, что поразило больше всего? Тот факт, что в довоенные годы новосибирские автобусы и трамваи работали с немалой прибылью: не было проблем ни с зарплатой, ни с обновлением подвижного состава. Правда, тогда бесплатно ездили только «зайцы»...

Понятно, что наша мэрия не виновата в нищенском уровне жизни немалой части горожан, и прежде всего пенсионеров и ветеранов: это всего лишь закономерный итог одобренного большинством россиян курса отечественных реформ. И не наша областная администрация виной тому, что сегодня, к примеру, весь годовой бюджет Новосибирской области - чуть больше двух миллиардов рублей, в то время как годовой бюджет одного города Москвы - 243 миллиарда.

Но понятно и другое: при таком финансовом раскладе мэр Лужков может возить бесплатно всех, кого захочет, - денег при этом хватит и на зарплату водителям, и на новые автобусы с троллейбусами. А мэр Городецкий, как это ни грустно признать, может только делать вид, что может возить бесплатно всех, кому положены льготы, - реально это неизбежно будет осуществляться за счет зарплаты водителей и отсутствия новых автобусов с троллейбусами и, в конечном итоге, за счет сведения муниципальных перевозок к нулю и тем самым льготных перевозок к нулю тоже.

Пассажирам хреновато, транспортникам - худо. Так для кого же создана система городского транспорта в городе Новосибирске? Если есть идеи - подскажите мне, несведущему...

P.S. На этой неделе проезд до Академгородка на частной «Газели» подорожал еще на два рубля. Мэрия «частникам» больше не конкурент - из ежедневно выходивших на линию 30 автобусов легендарного маршрута 8«Э» сегодня осталось не больше десятка. Комфорт для пассажиров тот же самый - 15-16 человек вместо положенных 13 в «Газели» и остановки не там, где надо, а там, «где положено»...

Резонанс
Новости
На 58 тысяч километров скручивают пробег машин в Новосибирске. У машин 2017 года выпуска скручивают в среднем «всего» 21 547 километров, у «трехлеток» — почти 40 000 километров. Сайт бесплатных объявлений о купле-продаже автомобилей изучил информацию о скрученных пробегах машин, выставленных на продажу.
Юрий Петухов рекомендован кандидатом для назначения на должность первого заместителя губернатора Новосибирской области, Виталий Голубенко – министра финансов и налоговой политики, Ярослав Фролов – министра труда и социального развития регионального правительства. Им предстоит согласование на сессии Законодательного собрания области.

Сразу три маршрута исчезли утром 18 сентября с левобережья Новосибирска. Советский район частично остался без муниципальных маршруток №5, 6 и 7. Минтранс Новосибирской области взял под контроль ситуацию с общественным транспортом, напомнив мэрии о необходимости тщательней информировать горожан об изменениях в движении маршрутов.
Сто крутых призов за креативные фото в день выборов нашли своих законных владельцев. Итогом фотоконкурса от Издательского дома «Советская Сибирь» в Новосибирске стала церемония вручения подарков за творчество, обаяние и изобретательность. Победители раскрыли секреты, как им удалось покорить фотографиями сердца жюри.
20.09.2018
Количество вариантов квартир стоимостью от 0,9 до 1,1 миллиона рублей в Новосибирске за год выросло на 30%  – с 863 до 1119 объектов. Такие данные получили аналитики портала по выбору недвижимости N1.RU.
В зоне рискованного земледелия безродное зерно хорошего урожая не дает. Минсельхоз региона направляет миллионы рублей хозяйствам, приобретающим элитный семенной материал. В 2018 году на этот вид господдержки выделили почти на 20 миллионов рублей больше, чем в предыдущем. Доля площадей, засеянных элитными семенами, посто­янно увеличивается, но не так быстро, как хотелось бы.