Новосибирск -2.5 °C

Зеркало для...

15.06.2002 00:00:00

К выходу в свет поэтического сборника Николая Красникова
«Отражаясь в зеркале стиха»

 Как признался на презентации своей книги автор, для него поэзия - это прежде всего исповедь и откровение.

- В противном случае вообще не стоит заниматься этим... Поэт должен быть откровенным до наготы...

«Откровенный до наготы» Николай Красников, как и в трех своих предыдущих поэтических книжках, верен себе - та же жажда жизни, неистовство, тот же кураж и готовность отдать «за безумство свой разум»... И многоточие по-прежнему - его «самый любимый и праведный знак». Пока есть недоговоренность - жизнь продолжается, пока есть что сказать, пока чувства не затерты и эмоции свежи - пишутся стихи.

Сколько рассыпано вновь многоточий.
Сколько еще их осталось во мне?

 О чем стихи?

Для мужика важны три вещи:
Друзья, семья, вниманье женщин
Ну и, конечно, ремесло...

Ремесло

 «Ремесло» у автора сборника примечательное. Раскроем карты: Николай Красников - глава администрации без пяти минут наукограда Кольцово. Официально наукоградом поселок станет после подписи президента осенью этого года - пакет документов прошел все этапы и утвержден правительственной комиссией. О многолетних мытарствах наукоградов в стихах тоже есть:

Сколько было сомнений в пути!
Оппонентов какие тирады!..
Но все это смогли мы пройти...
С гордым флагом - Наукограды!

 Впрочем, пересечения административной и лирической стези у Николая Красникова - скорее исключение, чем правило. Стихи - это все-таки отдельно, а «мэрская работа» отдельно. Поэзия - скорее остановка в пути, отдохновение, приведение в порядок чувств, а не фиксация произошедшего за день. Административная жизнь и «написание» стихов разведены как параллельные миры, как телефонная книга или справочник автолюбителя и трагедии Шекспира. В будничной суете часто забывается и теряется самое сокровенное, интимное, нужное и нежное. И лишь в стихах ты можешь позволить себе заняться происходящим в собственной душе. Стихи - это и очищение от того лишнего, что неизбежно накапливается в суете буден, и отдых от гонки жизни, и внутренняя сосредоточенность на должном, подзабытом в суматохе сущего, и повод поговорить о высоком - которое в быту кажется выспренным и лишь в поэзии - гармонично. Одним словом, без стихов он не может. И к каждому своему новому сборнику восходит от суеты бытия.

От неуемной гонки бытия,
От верхоглядства, ложных
напряжений...
...Теперь уж не уснет строка моя
В потоке налетевших вдохновений.

Про любовь

 «Вниманье женщин» в своде приоритетов «для мужика важны три вещи» идет пунктом вторым. Любовная лирика есть в каждой его поэтической книжке - со своими обязательными для каждого влюбленного-любившего-разлюбившего-влюбленного вновь встречами и расставаниями, перронами и вокзалами... Своим сокровенным и интимным - «Две родинки над золотом креста»... «Жар ладошек, пахнущих травою»... И «дым невесомого летнего платья» доводит до безумства, и банальные ягоды черешни, однажды скушанные любимой, видятся священнодейством. Все это понятно, созвучно, все это н е раз «проходили» и все это готовы заново пройти тысячу раз.

О любви много в его горном цикле («Я мудрею на горных снегах»). В горы он ходит каждый год весной, в мае. От ритуала майского восхождения на вершины не отступает добрые полтора десятка лет. Почему горы, лучше не спрашивать...

Небывший в горах, никогда не поймет,
Зачем поднимаются в горы.

 Судя по стихам, в горы ходят за новыми вершинами, свободой, полями тюльпанов, естеством, тишиной, мудростью и еще многими полезными вещами, которые в дефиците у подножия... А еще на вершинах находят ответы на самые трудные вопросы и определяются с любовью - с высоты все настоящее и «неигра» виднее.

Любовная лирика особенно тепло принимается на его поэтических вечерах, и к ней особенно неравнодушны новосибирские композиторы. Режиссер и композитор Елена Сибиркина и исполнитель романсов и композитор, заслуженный работник культуры РФ Александр Орлов написали на его стихи цикл песен. Многие стихи он сразу пишет как песни. На «Горят рябины» в свое время написал музыку и потом исполнял Геннадий Заволокин. В сборнике есть стихи, посвященные ему.

Скоро Николай Красников собирается выпустить диск своих песен в исполнении новосибирских авторов.

Про заграницу

 Не так давно довелось с руководителями будущих наукоградов проехаться по Европе - туманный Лондон, сияющая Ницца, чарующая Вена... Уютные ресторанчики Баден-Бадена, мужской взгляд невольно фиксируется на «смугло-игривом лице по-испански знойной официантки». Мимо этой красоты и этого «обещания с неведанным концом» трудно пройти, но уже не успеть - «завтра покидаем Баден-Баден»...

...А в Лондоне так улицы узки.
Учтивы и спокойны пешеходы,
Строги и аккуратны старики...

 Там все чопорнее и «подстрижено ровнее». А мы другие, и глянцевые порядки не для нас... Может, в том и беда, но в нашей беспорядочности больше души. Одним словом, хотя чужие сани и достойны уважения, но они чужие. А общее незатейливое настроение «заграничного цикла» просто и полно передано в припеве к его песенке с названием «Заграничная грусть»:

В Лондоне и Ницце
Все равно мне снится
Ситцевое платье русских деревень.
И в жару, и в стужу
Мне, как в детстве, нужен
Домик у черемух с крышей набекрень.

 Музыку к этой незатейливой песенке он придумал сам. И сам исполняет на литературных вечерах. Поет, надо признаться, на редкость плохо, но петь любит, и так обаятельно извиняется перед слушателями за несовершенство вокала, что не извинить - невозможно.

***

Заканчивается сборник стихами из записных книжек отца. Отец был журналистом и тоже писал стихи. Так что, если уж говорить о «зеркале для...», то и с генеалогическим древом автора сборника в его стихах тоже познакомиться можно. Из «Семейного альбома» узнаем, что от деда у него бунтарский дух и кураж, от отца - неуемная душа и многоточие в стихах... Долгое время стихи отца он собирался издать отдельной книгой - пока они вышли отдельной главой в поэтическом сборнике сына.

***

Когда все успевает? Этот вопрос возникает неизбежно. Как хватает часов в сутках - чтобы и работать в системе управления, и стихи писать, и в горы ходить... А в промежутках между стихами, горами, работой и семьей закончить аспирантуру Российской академии государственной службы при Президенте РФ, писать диссертацию и сдавать на водительские права? Впрочем, есть мнение, что смена деятельности - это и есть отдых... И все-таки, неужели не устает? Конечно, устает - живой же человек. Один из стихов имеет название «Тихая усталость». Впрочем, это состояние неисправимый оптимист Николай Красников тоже воспринимает без минора. Усталость для него - «младшая сестра покоя», и заканчивается вся печаль замечательными строками:

...Но вот куда-то делась вялость,
Я вновь встаю из-за стола...
Меня спасавшая усталость
Чуть отдохнула... и ушла.

 Новый сборник еще только вышел, а он уже думает о следующем... Пора собирать «избранное» и осваивать новые жанры. Если у Губермана есть «гарики», у Миллера - «миллерунчики», то почему бы у Николая Красникова не быть «коликам» и «приколикам»?

Николай Красников. Лирика

Все бросаю и к тебе лечу...
Почему? - не нахожу ответа...
Просто так пронзительно хочу
Из зимы свалиться прямо в лето.
В утренний туман знакомых глаз.
В жар ладошек, пахнущих травою.
В теплый дождь почти
неслышных фраз...
...Просто захотелось быть с тобою.

***

Отпусти меня на волю, отпусти.
Сделай мне подарок драгоценный.
Ну зачем тебе я нужен на цепи?
Ну зачем тебе я спутанный,
смиренный?
Отпусти меня из плена синих глаз,
Отпусти из клетки добровольной,
Отпусти, прошу в который раз.
Ну зачем тебе я спутанный,
покорный?
Отпусти меня!.. - в отчаянье шепчу,
Отпусти, но сделай сон мой былью...
Я же никуда не улечу...
Ну зачем тебе я спутанный,
без крыльев?
Отпусти меня! Ты слышишь?
Отпусти!
Чуть ослабь незримые объятья...
Отпусти меня! Вослед перекрести...
Ну зачем тебе я спутанный,
распятый?..
...Отпусти меня на волю, отпусти...

***

Я мудрею на горных снегах
Под седыми разводами неба.
Но всегда понимаю в горах:
Есть высоты, где я еще не был.
Каждый год я в цепочке друзей
Лезу вверх сквозь лавины и броды...
Пусть всего лишь каких-то семь дней,
Но живу по законам свободы.
И дышу красотой естества,
Позабыв о туманах сомнений,
И цепляются сами слова
За края каменистых ступеней...

***

Сколько мудрости в солнце,
упавшем в прохладную гладь.
Раскаленность веков
утопившего разом...
Ах, как хочется в жизни вот так же
легко поменять
Плюс на минус... отдав за безумство
свой разум.
Ах, как хочется часто из снега
и прямо в огонь.
Без оглядки, без страха,
без всяких сомнений...
Но несет нас спокойной
судьбой предназначенный конь,
Вверх и вниз поднимаясь
по ровным ступеням.
Ах, как хочется часто из пламя
и прямо в снега.
Без оглядки... и чтобы
мурашки по коже...
Но несет нас куда-то порожняя
жизни река,
И, увы, ничего... изменить
мы не можем.

***

Вот и все. Разом выдохлись строчки
В недописанных нами стихах...
Можно просто оставить точку,
Только надо ли впопыхах?
Пусть они отлежатся, остынут,
Сбросят пену, сомнения муть,
Отгорят языками рябины,
И в осадок выпадет суть
Неизбежного понимания,
Недоступного нам и вчера...
Ах, какое же наказание -
Эта вечная неигра...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: