Новосибирск -1.4 °C

Мавританский газон как альтернатива «памятнику» советского автомобилестроения

18.06.2002 00:00:00

Как остановить свалки,
подступающие к железнодорожным путям?

Фото из журнала "Огонек"

 Венечка Ерофеев, гениально раскрывший душу русского алкоголика в романе «Москва-Петушки», не заострил внимания на одной из ярких особенностей нашего менталитета: наши алкоголики, впрочем не только алкоголики, обладают поразительной способностью масштабно захламлять окружающую среду.

Вот как оно, к примеру, у немцев? Пообедал какой-нибудь немецкий бюргер. Косточки от свиной грудинки, банку из-под пива, прочие отходы в специальный пакетик для мусора сложил. Завязал и в мусоропровод выкинул. И не дай бог, если этот пакетик окажется незавязанным и мусор по мусоропроводу размажется. Вычислят, оштрафуют. Мало того, соседи подвергнут всеобщей глубочайшей обструкции.

А у нас? Выпили, поели. Объедки, где ели, там и бросили. Бутылку... Если это «ликвидная» бутылка, сдадут в пункт приема стеклотары. Но если нет... Самый большой кайф - выкинуть ее с девятого этажа. Или шмякнуть об асфальт, о рельсы или, на худой конец, о стенку гаража - чтоб звон и осколков побольше. Шмякнуть - и испытать чувство исполненного долга.

У Ерофеева, помнится, действие происходило в электричке, следующей из стольного города в подмосковные Петушки. Действие нашей заметки тоже происходит на железной дороге. Мы с начальником Новосибирского отделения Западно-Сибирской железной дороги Виктором Старковым, вице-мэром Владимиром Кривушкиным и главами районных администраций совершаем экскурсию, чтобы посмотреть, в каком санитарном состоянии находятся железнодорожные полосы отвода в черте города.

Выезжаем с Новосибирска-Главного в западном направлении. Справа по курсу - облицованные бетонными плитами откосы. На них криво-косо выведенные углем надписи: «Zемфира», «Мумий Троль», «Машка дура!» и прочие. Чуть дальше - металлические гаражи, обращенные задними стенками к железнодорожному полотну. На них надписи уже другого, отнюдь не политкорректного характера.

Только на одном перегоне от Новосибирска-Западного до Западной площадки пять помоек. Разбитый «запорожец», без колес, зато с госномерами, стоит на въезде в город, словно памятник отечественному автомобилестроению. Глава администрации Ленинского района Михаил Стукало говорит, в прошлом году на территории от моста до ипподрома силами района с железнодорожной полосы отвода было убрано 15 старых кузовов.

Руководство железной дороги поступает в этой ситуации по принципу «бей своих, чтоб чужие боялись». По словам Виктора Старкова, в этом году 50 дорожных мастеров, бригадиров и начальников станций были оштрафованы как минимум на две тысячи рублей каждый за то, что по их вине или недосмотру на путях оказывался мусор. Проводников и вовсе снимают с работы сразу, если видят, что они в неположенном месте вытряхивают мусорные ящики или забывают закрывать туалет во время проезда поезда по санитарной зоне.

Эти драконовские меры резонны постольку, поскольку состояние полос отвода - вопрос не только эстетики, не только «лица города», каким его видит гость сибирской столицы из окна вагона, но и безопасности. Упадет искра с контактной сети, загорится импровизированная свалка у подножия насыпи, что тогда? Был дикий случай, о котором «Вечерка» писала: пацаны натаскали на рельсы старых автопокрышек. Хотели посмотреть, сойдет ли поезд с рельсов. Они ведь эти покрышки не из дома принесли, а поблизости подобрали! Железнодорожники в тот раз сработали четко. Ничего страшного не случилось. Кроме того, что глав районных администраций поставили в ответственное положение за чистоту прижелезнодорожных территорий, поскольку полоса отвода считается территорией города. Соответственно, того района, в котором находится. Таким образом, главы районных администраций тоже несут ответственность за безопасность пассажиров на «жэдэ».

Виновниками загрязнения полосы отвода главы районных администраций называют в первую очередь жителей частного сектора и хозяев гаражей. Пространство, прилегающее к железной дороге, попадает в «зону риска»: там почти всегда безлюдно и много свободного места, куда удобно скидывать старый хлам. «Где появляется хоть небольшая кучка мусора, со временем обязательно возникает несанкционированная свалка», - глава Калининского района Валерий Федоров подмечает еще одну, не самую положительную, особенность нашего менталитета. Нынешней весной администрация Калининки потратила 150 тысяч рублей, чтобы вывезти с территории, прилегающей к стальной магистрали, 12 кузовов мусора.

Владимир Кривушкин оценил санитарное состояние всех районов примерно одинаково - на твердую «четверку». Дать оценку самой железной дороге мы попросили начальника Главного управления благоустройства мэрии Андрея Ксензова. Все-таки видели мы во время своего контрольного объезда и валяющиеся гнилые шпалы, и отработавшие свое ржавые рельсы. «У железной дороги, как у всякого предприятия, есть проблемы, - сказал Андрей Евгеньевич. - Если б она их не решала, можно было бы сказать, что это застойное предприятие. Но она их решает. А так, чтоб все было идеально - так не бывает».

Вот пример решения подобных проблем: в районе станции Речной вокзал на откосе разбили мавританский газон. Стоит такая красота недешево. Тем не менее у руководства местного отделения дороги есть задумка украсить на такой же манер и станцию Новосибирск-Южный. Кроме того, Новосибирское отделение ЗСЖД старается решить проблему поездных туалетов. Экотуалетами уже оборудованы четыре состава фирменного поезда «Сибиряк». На очереди - фирменный поезд «Обь». Разумеется, это вопрос не одного дня, так как один экотуалет стоит 700 долларов.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: