Новосибирск 6.3 °C

Троица - праздник жизни

21.06.2002 00:00:00

А также день рождения Церкви Христовой

 Троица в разные годы отмечается в разные дни, так как зависит от дня празднования Пасхи. В этом году Пасха поздняя, а, следовательно, поздняя и Троица. Отмечается она на пятидесятый день по Пасхе, потому имеет и другое название - Пятидесятница.

История же возникновения праздника следующая. Перед Своим вознесением на небо (на сороковой день после Воскресения) Христос обещал ученикам прислать вместо Себя Третью Ипостась Триединого Бога (Троицы) - Духа Утешителя, Который будет пребывать с Церковью вплоть до Второго пришествия. Обещание Свое Христос исполнил на иудейский праздник Пятидесятницы (пятидесятый день после иудейской Пасхи), когда в Иерусалим съехались иудеи со всех концов земли. Были на этом празднике и ученики Христа. По окончании праздника ученики собрались вместе в одной горнице (именно по окончании праздника, как свидетельствует церковно-славянский текст Евангелия, а не как утверждает не совсем его точный перевод на русский язык, согласно которому ученики собрались в сам день праздника, что исторически неверно). Вдруг сделался шум с неба, как бы от сильного ветра, и сошел на учеников Дух Святой в виде огненных языков, и стали говорить они на разных языках и наречиях, которых прежде не знали.

Услышав шум, иудеи собрались перед домом, где были апостолы, и пришли в смятение, так как каждый услышал наречие тех стран, где они проживали. После проповеди апостола Петра крестилось около трех тысяч человек, положив начало первой христианской общине. Поскольку событие это произошло на пятидесятый день после Воскресения, то апостолы по примеру иудейского праздника назвали этот день также Пятидесятницей. День Пятидесятницы считается днем рождения Церкви Христовой. Апостолы, получившие дар говорить на языках разных народов, разошлись по всему свету проповедовать Евангелие.

Дар говорения на языках считался особым знаком Божьего посещения, и посему желание первых христиан овладеть таким даром было велико. Тут-то и начались искушения. В некоторых общинах, особенно в Коринфе, христиане научились, возбуждая себя различными приемами, говорить на языках, смысл которых сами не понимали. Причем слова вырывались самопроизвольно, бесконтрольно, доводя говорящих до исступления. Внешне выглядело все это довольно неприглядно. Смущения от такого поведения христиан были настолько великими, что апостолу Павлу пришлось посылать коринфянам специальное послание, вошедшее позже в канон текстов Нового завета. Апостол Павел увещевал коринфян: «Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер», а «войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?» (1 Кор. 14:19, 23). Постепенно соблазн говорить, лишь бы говорить, исчез. Хотя кое-где возникали секты, где доводили себя до исступления различными приемами, например, секта хлыстов, принадлежность к которой приписывали Григорию Распутину.

В начале ХХ века пастор одной из американских протестантских общин попытался возродить умение говорить на языках, и умение это получил. Правда, в том же виде, что и когда-то древние коринфяне. Новое движение в протестантизме получило название «пятидесятничество». В настоящее время «христиан веры евангельской», говорящих на своих собраниях непонятным языком, насчитывается во всем мире несколько миллионов. В последние годы, особенно среди молодежи, широкое распространение получило движение «неопятидесятников» или «харизматов» (харизма - с греческого «благодать, милость, божественный дар»). Как было написано в одной молодежной газете, харизматы - это те же пятидесятники, только круче. Сегодня служения неопятидесятников собирают целые стадионы, где пляшут, кричат и даже блеют. Все это называется «посещением Святого Духа». Если бы так вели себя первые апостолы в Иерусалимской горнице, то вряд ли бы сейчас была такая религия, как христианство.

А две тысячи лет назад новая вера постепенно стала завоевывать умы народов. Апостолы, миссионерствуя в разных странах, проповедовали Бога-Троицу - Единого Бога в Трех Ипостасях. В основном, человечество в своих верованиях сохранило память о Троице, правда, в искаженном виде - трехликие божества встречаются практически во всех религиях - понятие же Единого Бога в виде Единосущной Троицы было доступно не всем. На заре христианства разгорались жаркие догматические споры, для решения которых собирались Вселенские соборы. Тех христиан, которые следовали решениям соборов, стали называть православными.

Православные христиане исповедовали Бога-Троицу и почитали крест, на котором Христос принес искупительную жертву за все человечество. Свое исповедание христиане уже в первые века стали облекать в виде крестного знамения. Поначалу крестились одним пальцем, демонстрирующим идею Единого Бога, затем появилось двуперстие: два пальца, указательный и средний, символизировали Христа - Бога и Человека, а соединенные три остальных - Троицу. В более поздний период появилось трехперстие. Эти обрядовые изменения проходили плавно, без особых конфликтов в соответствии со сложившейся церковной ситуацией. Исключение составила лишь Россия, где в XVII веке необдуманно резкое изменение обряда привело к расколу, последствия которого Церковь ощущает до сих пор. Справедливости ради стоит отметить, что расхождения в обрядовой стороне являются лишь внешним проявлением более глубинных разногласий, касающихся непосредственно веры, а не обряда. Название «старообрядцы» верующим, не принявшим западных новшеств, дала официальная Церковь. Сами же они называют себя староверами, так как считают, что на Руси в угоду интеграции с западным миром в одночасье была распята древняя русская вера. А старый обряд лишь эту старую веру символизировал.

Но в основном догмате христианства все православные едины, и 23 июня во всех православных храмах и старообрядческих, и новообрядческих, впрочем, как и во многих протестантских церквях, будет отмечаться день Святой Троицы. Храмы в этот день украшаются зелеными ветками березы, зеленой травой застилаются полы. Религиозным чувством зелень лесов и полей воспринимается как символ жизни, обновления, оживотворения. Поэтому праздник Троицы в простом народе всегда любим. А предваряет его Троицкая родительская суббота. В этот день принято посещать могилки живущих в ином мире родственников, делясь с ними радостью праздника. По этому поводу Церковь всегда напоминает, что погост - это нива Божия, и вести себя на кладбище нужно так же благочестиво, как и в храме.

Подготовил Валерий МЕЛЬНИКОВ

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: