Новосибирск 0.4 °C

Ольга Кравченко: «Здесь сложилась команда»

21.06.2002 00:00:00

Позавчера у Ольги Васильевны Кравченко был день рождения. Поздравляем!

 Главный врач дорожной клинической больницы Ольга Васильевна Кравченко - хрупкая миниатюрная женщина. Остается только удивляться, как ей удается справляться с грузом многочисленных хлопот, забот и проблем.

- Ольга Васильевна, около корпуса на Владимировской улице заметил груду ржавых и новых труб. Видимо, к зиме готовитесь, отопление в порядок приводите. Что, главный врач и хозяйственными вопросами занимается?

- Естественно. Но не только сама. Для этого есть помощники. А команда здесь давно еще до меня сложилась. Огромный вклад в ее становление внес мой предшественник Михаил Семенович Бернштейн. Сейчас он в Москве руководит Центральной клинической больницей МПС.

- Будьте добры, несколько слов о структуре вашего, как я догадываюсь, гигантского медицинского учреждения...

- Мы - дорожная больница, и поэтому обслуживаем всю Западно-Сибирскую железную дорогу. Большинство пациентов у нас, конечно, из Новосибирской области. И в основном из Новосибирска. А всего с линии у нас около 17-20 процентов в год проходит лечение.

В нашу систему входит семь поликлиник. Они на местах осуществляют предрейсовый и послерейсовый осмотры, оказывают неотложную медицинскую помощь и в случае необходимости направляют на лечение в стационары, которых у нас три. Мы также располагаем двумя крупными, оснащенными самой современной техникой амбулаториями. Стационар имеет 1200 коек. А общее количество работающих в больнице 2500 человек.

- Как на крупном предприятии!

- А мы и есть предприятие, только медицинское. Это огромная система здравоохранения, созданная для железнодорожников, но обслуживающая не только их, но и очень многих жителей города и области.

Больница хорошо оснащена самой современной аппаратурой и техникой, у нас работают прекрасные специалисты, с нами сотрудничают многие кафедры медицинской академии и институты. В частности, на нашей территории находится Институт терапии, который возглавляет академик Юрий Петрович Никитин.

У нас хорошая диагностическая база. Приобрели два компьютерных спиральных томографа. Что существенно расширило наши возможности. Мы можем определить почти любое заболевание и лечить его. У нас довольно крупное анестезиологическое и реанимационное отделение, 12 хирургических и 12 терапевтических подразделений. Мы располагаем 15 операционными и в год делаем около 12 тысяч операций.

- Впечатляет. Этакий гигантский механизм здоровья. Но, Ольга Васильевна, не кажется ли вам, что врачи чеховской эпохи были несколько ближе к пациенту, они наблюдали больного много лет и даже десятилетий? А тут компьютеры, рентгенохирургия, томографы...

- Мне очень близка боткинская идеология отношения к больному - личный контакт с человеком прежде всего, без этого не может быть медицины вообще. Это на века и тысячелетия. Но без современных технологий сейчас нельзя, они позволяют лечить многие заболевания без грубого хирургического вмешательства, ставить сложнейшие диагнозы, отслеживать компьютерную историю болезни и т.п.

- То есть, как только больной поступил к вам, на него заводится история болезни в компьютере?

Одна из палат дорожной клинической больницы. Всего больница может сегодня принять 1200 пациентов. Здесь хорошо отлаженная система лечения, реабилитации больных и, что немаловажно, приличного питания
 - Именно так. И лечащий врач следит за своим пациентом длительное время. Но тут есть одна особенность. Допустим, человек перенес тяжелую операцию. Потом перевели его в палату. Но там он не находится несколько недель, как обычно принято. Мы подлечили его, а потом переводим в центр восстановительного лечения. Где с ним уже работают психотерапевт, специалист по лечебной физкультуре и т.д.

Или вот сейчас мы делаем операции рентгенохирургическим методом, без скальпеля. На сосудах головного мозга и почек. Об этом не мог и мечтать врач чеховской эпохи. И таких технологий сейчас очень много. Так что внимание к пациенту очень, разумеется, необходимо, но и без достижений науки сейчас просто не обойтись.

Наша главная задача - организовать системный подход к больным. Поэтому большое внимание уделяем созданию в больнице обстановки доброжелательного отношения к пациенту. И если вдруг узнаем о случае небрежного отношения к делу того или иного нашего сотрудника, что бывает крайне редко, так как сама обстановка нашего учреждения располагает к совсем обратному, то разговор получается очень жесткий.

- Техника и технология у вас прямо-таки космические. Но скажите честно: бинтов и шприцев хватает? Самого элементарного?

- Хватает. И мы никогда не заставляем пациентов-железнодорожников самих покупать лекарства.

- Но откуда деньги-то берутся? Из чего складывается бюджет больницы?

- Деньги прежде всего надо уметь считать. А у нас есть специалисты, которые считать умеют. Сейчас с бюджетом, конечно, трудно. Но бывало и хуже. Мы тоже пережили очень тяжелые времена. Но огромное спасибо руководству и прежнему, и нынешнему железной дороги: оно всегда относилось и относится к здоровью железнодорожников с большим вниманием. Дорожные средства - основной источник финансирования. Кроме того: так как мы обслуживаем очень много граждан, а в Первомайском районе - почти все население, то у нас с мэрией сложились цивилизованные договорные отношения. Власти тоже помогают. Ну и, к сожалению, мы вынуждены практиковать платные услуги. Не от хорошей жизни, конечно. То есть привлекаем средства граждан и предприятий на медицинское обслуживание.

- У вас стационар на 1200 коек. Это же тьма пациентов. Их надо не только лечить, но и кормить. Не секрет, что в последние годы питание в больницах стало очень условным. Сам лежал. Как обстоит дело у вас?

- В денежном выражении у нас в сутки на человека приходится столько же, как и у других. Но не все зависит от денег. Главное - все же в кадрах, в человеке. У нас есть Виктор Григорьевич Фролов, который возглавляет этот участок. Замечательный человек, трудяга, сам он сумел подобрать и сплотить таких людей, которые и деньги считать умеют, и готовят буквально по-домашнему. Нормальное у нас питание. И еще раз подчеркну: очень многое зависит от руководителя. А руководители подразделений, и лечебных, и хозяйственных, у нас очень неплохие люди.

- А как ваше влияние распространяется на другие лечебные учреждения дороги?

- Мы - головное предприятие, и самое крупное, конечно. По существу - дорожный организационно-методический центр. Все конференции, медицинские советы проводятся на нашей базе.

Всех «сложных» и тяжелых больных лечебно-профилактические учреждения, поликлиники и амбулатории направляют к нам.

Вообще железнодорожная ведомственная система медицинского обслуживания за десятилетия хорошо показала себя. Всегда можно опереться на ведомство, получить конкретную помощь. И потом: когда существует стройная централизованная система, всегда легче решать многие организационные задачи, которых в нашей практике возникает немало. Преемственность в традициях, подчинение одному руководителю - все это оправдывает себя. Наша больница -мини-модель самой железной дороги. И слава Богу, что в МПС удалось сохранить традиции даже в самые трудные девяностые годы.

- Огромный коллектив может рассыпаться по подразделениям. Как удается сохранять дух коллективизма? Я заметил, что у вас очень гордятся своей больницей?

- Есть чем гордиться. И тут свои традиции, заложенные еще нашими предшественниками. Традиционно сильна профсоюзная организация. Как и на всей дороге. У администрации прекрасные отношения с профкомом. Подписан коллективный договор, который хоть немного, но облегчает жизнь людям в наше нелегкое время.

У нас прекрасный артистический коллектив, который работает почти профессионально. Все праздники отмечаем очень весело и дружно.

У нас много спортсменов очень приличного уровня, которые защищают и честь дороги, и честь больницы. Еще раз подчеркну: больница - мини-модель дороги, и традиции, присущие дороге в целом, так уж повелось, привились и у нас.

- А как в целом с кадрами? Говорят, зарплата врача оставляет желать лучшего? Или, может быть, у вас какие-то особые зарплаты?

- К сожалению, нет. Есть, конечно, кое-какие особенности. Врачебный состав у нас стабильный. А вот средний и младший персонал, имея небольшую зарплату, меняется чаще, чем хотелось бы. И если бы не любовь к нашей профессии, не самоотверженность людей, не знаю, что было бы с медициной вообще.

А дорожная медицина держится вообще на приличном уровне благодаря пониманию наших проблем со стороны руководства дороги, за что и пациенты, и мы им бесконечно благодарны.

Подготовил Алексей НАДТОЧИЙ

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: