На этой неделе в резиденции полномочного представителя президента России по СФО состоялось второе заседание рабочей группы, специально созданной для рассмотрения вопросов реформирования энергосистемы Сибири.
Заместитель председателя исполкома «Сибирского соглашения» Анатолий Зацепин сказал, что в планы участников заседания не входило обсуждение «узкого материала» - подготовка к следующему отопительному сезону, запасы угля и так далее. Эти вопросы будут обсуждаться на координационном совете МАСС и Совете округа 26-27 июня в Кемерове.
Нынешнее же рабочее совещание с участием представителей РАО «ЕЭС» было посвящено рассмотрению концептуальных вопросов законодательного обеспечения реформирования энергетики в целом и энергосистемы Сибири в частности. Анатолий Зацепин подчеркнул, что реформирование энергосистем уже кое-где в России началось, но «пока проходит тихо и несогласованно». По «заказу» правительства в РАО «ЕЭС» была разработана концепция реформирования, с некоторыми основополагающими положениями которой в регионах не согласны.
На заседаниях рабочей группы обе стороны - представители сибирских территорий и РАО - пытаются найти согласующие точки. Установка на это дана лично председателем РАО «ЕЭС» Анатолием Чубайсом, посланцы которого в преддверии второго чтения энергозаконов в Думе прилагают все усилия, чтобы максимально склонить специалистов и депутатов на свою сторону.
Точнее, дискуссии идут сейчас лишь по деталям, а не по стратегическим направлениям. В результате реформирования энергетика разделится на два сектора: жестко регулируемый с максимальным присутствием и контролем государства, который и будет обеспечивать единство и централизацию управления энергетической системой страны, и нерегулируемый - собственно рынок.
Наиболее горячие споры как раз и ведутся вокруг участия государства в регулировании энергорынка. Энергетики настаивают на минимальном присутствии государства в регулировании рыночного сектора. Однако даже в правительстве России есть противники такого подхода, и министр энергетики заявляет, что «государство оставляет за собой право устанавливать предельный уровень цен в условиях полной либерализации в ценовых заявках, которые подаются участниками рынка».
И последний крупный параграф - участие государства в создаваемых коммерческих структурах управления энергетикой - Федеральной сетевой компании (ФСК) и Системном операторе (СО). Правительство предполагает к 2004 году получить контрольный пакет в этих компаниях, который «по праву преемственности» будет принадлежать акционерам РАО «ЕЭС». Но Виктор Христенко и его сторонники считают, что обе компании должны быть полностью государственными. Подготовленный в недрах правительства альтернативный проект продвигался через депутатов Госдумы, был разослан в регионы и в настоящее время на разных уровнях активно состыковывается с «планом Чубайса».
До второго чтения законопроектов в Думе осталось несколько дней. Заседание покажет, насколько миссия посланцев председателя РАО «ЕЭС» удалась и как далеко стороны пошли в компромиссах.