Новосибирск -2.2 °C

Работа - не волк, но студенту ее не избежать

22.06.2002 00:00:00

 Ученые-социологи СО РАН провели исследование на предприятиях и в организациях Новосибирска, а также в местных университетах и академиях с целью выяснить, сколько студентов дневных отделений вузов работают и почему они это делают.

Как оказалось, в общем и целом в Новосибирске наряду с учебой занимаются общественно-полезным трудом 44 процента студентов. Из них на одном рабочем месте трудятся 31,4 процента. В то время как 8,7 процента молодых людей, совмещающих работу и учебу, работают на двух работах, а 3,6 процента - аж на трех.

Больше всего работающих студентов в НГУ (58 процентов) и НГТУ (56 процентов). В аутсайдерах по данной части оказались учащиеся архитектурно-строительных, экономических и управленческих вузов.

Новосибирский рынок труда, выяснили специалисты, предлагает учащейся молодежи дополнительный заработок в сфере розничной торговли (на этом поприще трудятся 26,5 процента студентов). Применяется студенческий труд в науке и образовании (21 процент). Несколько меньше молодых людей работают на производстве (18,5 процента). На последнем месте оказались услуги и оптовая торговля. Этими видами деятельности занимаются соответственно 14 и 11,5 процента студентов.

Большинство будущих специалистов с высшим образованием - 45 процентов - имеют рабочую нагрузку более 30 часов в неделю, 19 процентов трудятся ровно тридцать часов еженедельно. Примерно такая же нагрузка по КЗОТу у учителей. Нагрузку порядка 10 часов в неделю имеют 22 процента студентов. А 14 процентов перебиваются разовыми случайными заработками.

Более 26 процентов новосибирских студентов подрабатывают в торговле
 Для чего им это нужно? По данным исследования, 63 процента потенциальных «сливок общества» начинают трудовую деятельность раньше, чем получат диплом, ради заработка, поскольку материально нуждаются; 32 процента пытаются таким образом получить производственный опыт, без которого сейчас не попасть на престижное рабочее место; 14 процентов не испытывают особой материальной нужды, но стремятся таким образом к независимости от родителей. Наконец, 5 процентов студентов устраиваются на работу, чтобы найти там новые знакомства, завести новый круг общения.

Разумеется, работодатели не доверяют обладателям студенческих билетов высоких должностей. Поэтому 26,5 процента из них занимаются неквалифицированной подсобной работой. Места квалифицированных рабочих занимают лишь 8 процентов участников исследования. 16 процентов студентов занимаются наукой. Но это только те, кому посчастливилось учиться в вузах, где есть развитая научная база и где студентов допускают к участию в исследованиях вместе с преподавателями. Продвинутых юношей, обучающихся на факультетах информатики, хоть и нечасто, берут работать компьютерщиками (таковых среди исследуемых 8,5 процента). Ну а удел девушек - работа продавца или социолога-интервьюера (12 и 11,5 процента соответственно).

Что еще интересного выяснили специалисты СО РАН? Искали, но не нашли работу 29,9 процента опрошенных студентов. При этом они утверждают, что работодателей смутил их студенческий статус. Таких неудачливых соискателей рабочих мест больше всего оказалось среди будущих управленцев, строителей, экономистов.

Вот она, заработанная денежка
 Дабы узнать отношение педагогов высшей школы к студенческому труду, мы обратились к проректору НГУ по научной работе Геннадию Шведенкову. Как рассказал Геннадий Юрьевич, руководство вуза и научная общественность всячески поддерживают студентов, желающих еще до окончания университета начать работать по специальности. «Существует требование председателя СО РАН Николая Добрецова, чтобы все студенты НГУ после третьего курса трудились на младших научных должностях в НИИ», - пояснил Геннадий Шведенков. Кроме того, внутри университета имеется 260 научных коллективов, в которых будущие ученые работают аспирантами.

Многие студенты, как раз из тех, кто помимо учебы, трудится в двух-трех местах, находят себе источник денежных поступлений и без помощи вузовских преподавателей. Один из таких источников - софтовые компании, коих появилось великое множество в Академгородке. Иные «пожиратели» гранита науки, заметил Геннадий Шведенков, еще не окончив вуз, становятся успешными бизнесменами.

Несмотря на отсутствие централизованного стройотрядовского движения, «универовцы» на лето собираются в бригады и уезжают «заколачивать деньги» в другие города. «Если государство не может дать студенту денег, мы должны помочь ему их заработать», - убежден Геннадий Шведенков.

Причины безработицы среди студентов экономических и управленческих специальностей мы искали самостоятельно, так как с представителями ректоратов соответствующих вузов пообщаться не удалось. Вероятно, объяснений здесь несколько. Во-первых, в очереди на бирже труда сейчас стоят даже опытные бухгалтеры, логистики, финансовые аналитики, коммерческие директора и прочие профессионалы экономического профиля. Поэтому, естественно, никто не берет на работу еще не состоявшихся специалистов. Во-вторых, согласно уже другому исследованию, торговые, экономические и управленческие вузы - самые «мажорные». Если в НГУ учатся ребята из разных регионов и разных по экономическому и социальному положению семей, то торговые университеты и академии управления - традиционные альма-матер отпрысков богатых и состоятельных родителей. Работать в студенчестве им, согласитесь, ни к чему. И, в-третьих, руководство этих вузов вряд ли ведет столь же активную политику по трудоустройству студентов, какую ведут НГУ и НГТУ.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: