Новосибирск 12.1 °C

«Большое кольцо» скоро сомкнется

22.06.2002 00:00:00

Репортаж с трассы, которая даст новый импульс
развитию экономики области

Одна тысяча сто двадцать семь километров пути. Четырнадцать районов области из двадцати девяти, нанизанные на цепочку убегающей вдаль дороги. Прямые выходы на Омскую область, Алтайский край и теперь уже независимый Казахстан. Так оно выглядит в проекте вот уже больше тридцати лет - «большое кольцо», маршрут Новосибирск - Барабинск - Татарск - Купино - Карасук - Кочки - Ордынское - Новосибирск, замыкающий в единое целое все основные новосибирские трассы на левом берегу Оби.

 Начальник Территориального управления автомобильных дорог Сергей Полещук: «Что такое «большое кольцо» для дорожников? Еще легендарный новосибирский дорожник Михаил Александрович Чирков, ушедший от нас в 1985 году, считал его главным делом своей жизни. Он и его поколение провели огромную работу, но смогли построить лишь примерно треть этого пути - южную часть Карасук - Новосибирск. Продолжило работу следующее поколение, а завершать придется нам, уже в этом веке.

Что такое «большое кольцо» для области? Не секрет, что по сей день западные районы области у нас уступают по уровню жизни и экономического развития восточным - и главным образом из-за отсутствия необходимого количества дорог с твердым покрытием. Грунтовая дорога в сибирском климате, что называется, до первого дождя, а дальше в ней вязнет все, от молоковоза до «скорой помощи». Всего пару лет назад, к примеру, Чистоозерный район - а это 49 населенных пунктов и 32 тысячи человек населения - несколько месяцев в году был, по сути дела, отрезан от области: расстояние в несколько десятков километров можно было преодолевать сутки и больше. Гибнет экономика, разъезжаются кто куда специалисты, да и просто прожившие большую часть жизни в этих краях люди, - вот что такое отсутствие «большого кольца»...

Вот и родилась идея совершить полный круг по этой трассе - от Новосибирска до Новосибирска. А заодно и оценить, как оно выглядит сейчас - «большое кольцо», мечта дорожников нескольких поколений. Да и не только их - большинства жителей области тоже.


 1. Курс на запад (Новосибирск - Татарск, 1-500 км)

Этот участок «большого кольца» - не что иное, как федеральная трасса М-51 «Байкал» Новосибирск - Омск. Сейчас ехать по ней одно удовольствие, правда, немного скучноватое. А еще не так давно все смотрелось совсем иначе...

Южное направление старинного Московского тракта, как и сохранившееся северное (через Усть-Тарку - Венгерово - Куйбышев) в сырую погоду на большей своей части представляло жидкую кашу, в которой машины трепыхались, как мухи на липучке. Строительство твердого покрытия на нем в течение нескольких десятков лет все откладывали до лучших времен: дескать, есть рядом рельсы Транссиба, а без автодороги худо-бедно проживем. В итоге тракт захирел окончательно, и неудивительно - еще тридцать лет назад из 706 километров от Новосибирска до Омска 584 километра представляли собой профилированную «грунтовку». Вместе с ним скатился в экономическую яму и запад области: следовавшие из Европы водители предпочитали катить через Казахстан, где уже в семидесятые годы все без исключения районные центры были связаны асфальтированными магистралями с областными городами.

И не видать бы нам дорожного счастья на этом участке «большого кольца» еще добрых лет сто, да независимость помогла. Когда поборы за проезд наших водителей по независимой казахстанской территории зашкалили за все мыслимые нормы, проблема нормального проезда по Московскому тракту из экономической переросла в политическую. В итоге в 1994 году областью были приобретены высокопроизводительные немецкие бетоноукладочные комплексы «Wirtgen», позволившие резко ускорить темп строительства Московского тракта, а 16 октября 1998 года была разрезана заветная для сибирских дорожников ленточка: северный участок «большого кольца» наконец-то заработал в полную силу. Сегодня здесь ни проезд, ни питание, ни ночлег, ни заправка проблем не представляют.

2. Курс на юг (Татарск - Карасук, 501-739 км)

Такие дороги в военное время называли рокадными: вдоль границы сперва с Омской областью, потом с державой Казахстан. Именно она до последнего времени мертвой удавкой сдерживала развитие наших западных районов, в первую очередь многострадального Чистоозерного...

Зам. главы администрации Чистоозерного района Анатолий Семеренко демонстрирует асфальт, уложенный шабашниками 20 лет назад
 Глава администрации Чистоозерного района Юрий Бабин: «Самый тяжелый участок, строительство которого активно ведется сегодня нашими дорожниками, - 75 километров от Чистоозерного до Карасука. Дело в том, что наш район по поставкам больше ориентирован на Омск: до него вдвое ближе, чем до Новосибирска. Прошел ливень - и чистоозерцы, образно говоря, садились на голодный паек: что выросло, то и съел... Основной профиль района - молоко и мясо, а перерабатывающие точки в Купино и Татарске: попробуй довези! Бывало, что молоковозы тракторами К-700 таскали...

И потом, через Чистоозерное идет транзитный транспорт из Казахстана и Алтая на Омск. Прошла одна фура по грунтовке в сырую погоду - и колея такая, что «Жигули» утонут... Так вот и жили, пока областная администрация не приступила всерьез к «большому кольцу».

К тому же на севере кольца как-никак есть мощная транспортная альтернатива - Транссиб. А на этом его участке в параллель автомобилистам еле-еле работает одноколейная веточка Татарская-Карасук, которую сами железнодорожники не раз грозились закрыть из-за нерентабельности. Мы побывали на экскурсии на станции Савкино Баганского района: разобранные пути, искореженная, заросшая травой платформа, забитые ржавой жестью окна капитального каменного вокзальчика... Тут все просто - нет дохода, разобрали, заколотили и ушли. А у дорожников нет права уйти, бросив сельчан: вот и приходится вгрызаться в местные солончаки и болота изо всех людских и машинных сил.

Сергей Мамонтов, начальник Татарского ДРСУ ОАО «Новосибирскавтодор»: «В план этого года заложено 10,6 километра щебеночной дороги в сторону Чистоозерного - уверен, что не подведем. Для нас, на мой взгляд, это направление сегодня главное, для области - тоже».

Стоит побывать в гостях у татарских дорожников, чтобы убедиться - работать здесь умеют. Еще месяца полтора, если не подведет погода, - и щебеночное покрытие подойдет к границе с чистоозерцами. На следующий год останется десятикилометровый участок у села Казаткуль - и на этой территории «большое кольцо» будет завершено.

Сергей Полещук: «Вообще-то, «большое кольцо» еще при Михаиле Александровиче Чиркове в далекие семидесятые было запроектировано в асфальтобетонном варианте. Но жизнь заставила это скорректировать, прежде всего отчаянное положение чистоозерцев. Вот и было принято решение - ускоренными темпами строить щебеночную дорогу, по которой можно проехать в любое время года, а потом постепенно переводить ее в железобетон. В 2000 году транспортная блокада района была снята: был сдан 20-километровый участок Чистоозерное-Купино. Сегодня строится не менее необходимый выход на Татарск».

Дорожники Чистоозерного встретили нас незапланированным сюрпризом: прямо на середине дороги тоскливо лежал на боку многотонный КамАЗ с омскими номерами и казахстанской картошкой. Как оказалось, водитель, слава Богу, живой, не справился с управлением на ямах «большого кольца»...

«Главный дорожник» Чистоозерного района Николай Копылов: «В этом году дойдем до границы»
 Николай Копылов, начальник Чистоозерного ДРСУ ОАО «Новосибирскавтодор»: «Не туда повернул руль - пока бывает... Чтобы такое реже повторялось, сегодня нами одновременно ведутся работы на 11 километрах трассы от границы района до села Табулга - за ним новая трасса сольется с уже готовым в прошлом году участком. Конечно, в перспективе необходимо асфальтобетонное покрытие: большая нагрузка, много грузового транспорта. Но и то, что сегодня делается, большой шаг вперед - я хорошо помню, как здесь даже КамАЗы по самые мосты вязли...»

Трасса строится. Трасса работает: сданный два года назад перегон Чистоозерное - Купино мы прошли со средней скоростью за 90. Впрочем, эта, западная часть «большого кольца» еще ощерит кариесные зубы: после вполне терпимой асфальтобетонной дороги мимо Купино и Багана на последних пятнадцати километрах до Карасука некстати расслабившегося автомобилиста ждет проваленная «полущебеночная» дорога. Единственный ее объезд через село с симпатичным названием Благодатное - вообще ухмылка судьбы: асфальт типа «яма на яме», а между ямами - аккуратно нанесенные линии разметки. По-моему, именно здесь у нашей «Волги» выбило сайлент-блок амортизатора: единственная потеря на всем более чем тысячекилометровом пути «большого кольца».

Но вот и пограничные ворота области - город Карасук. Отсюда кольцо в очередной раз меняет направление.

3. Курс на восток (Карасук - поворот на Ордынск, 740- 1006 км)

Крепче за баранку держись, шофер!
 Про эту часть путешествия - ничего, кроме хорошего. Все-таки старые дорожники свое дело знали на все пять: по трассе, отдельные участки которой построены чуть ли не во времена первоцелинников, и сегодня можно мчаться на полном газу, притормаживая лишь перед постами ГИБДД.

Сергей Полещук: «Роль «большого кольца» опять же отнюдь не ограничивается прогулкой с ветерком. Есть благоустроенная дорога - от нее неизбежно возникают «отростки», связывающие все больше населенных пунктов в единую транспортную сеть. Вот дорога Кукарка - Немки - Здвинск: выход на «большое кольцо» для находящегося в его середине Здвинского района. Вот строящаяся нами сегодня трасса Карасук - Октябрьское - граница Казахстана: международные ворота области с большим грузопотоком. Вот перспективная дорога Карасук - Михайловка - Алтайский край: у соседей - сельхозпродукция, у нас, в Карасуке, - переработка...»

Впрочем, это можно оценить уже сегодня - по десяткам могучих фур с казахстанскими номерами, табунами прокатывающихся по этому старинному, но качественному участку кольца.

4. Курс на север (Ордынский поворот - Новосибирск, 1007-1127 км)

Об Ордынской трассе пусть говорят дачники и отдыхающие. Да и что о ней говорить: год сдачи - 1972-й, скорость движения, как и тридцать лет назад, за сотню километров в час... Это, пожалуй, единственное здесь препятствие для автомобилиста - еще жива в памяти трагедия Геннадия Заволокина. Увы, как справедливо отмечают инспектора ГИБДД, чем лучше дорога, тем больше число серьезных аварий...

И вот опять надпись «Новосибирск» и приветливо машущий полосатой палочкой гражданин в форме. Кругообластное путешествие закончено. Строительство «большого кольца» заканчивается. А жизнь - жизнь продолжается и будет продолжаться с каждой новой дорогой...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: