Новосибирск 6.5 °C

Если хочешь летать - будь здоров!

25.06.2002 00:00:00

Терапевт Татьяна Трескина ведет прием

 Летчики побаиваются врачей. Повысилось вдруг давление, температура, ни с того ни с сего проявился остеохондроз или радикулит - любая болячка может стать поводом для временного отстранения от полетов или, куда страшнее, может поставить крест на дальнейшей карьере. Но такая уж это профессия: вместе с романтикой полета, чистого неба, незабываемых встреч и ощущения мощного лайнера идут вполне прозаические, «нудные» обязанности - регулярные медицинские осмотры и комиссии. И никуда от этого не деться - ответственность за жизни сотен пассажиров обязывает быть всегда в форме и на высоте.

Сегодня наша встреча - с главным врачом больницы аэропорта Толмачево Геннадием Демиденко, который заботится о здоровье не только пилотов и бортпроводников, но и всех тех, кто связан с авиацией и живет в городе авиаторов Оби.

- Геннадий Федорович, какова общая смета расходов и сколько медработников в вашем распоряжении?

- Общая смета составляет 14 миллионов в год. 90 процентов из них вносят примерно поровну авиакомпания и аэропорт, остальные «Запсиб- аэронавигация» и «Толмачевотерминал-сервис» - по 600 тысяч. Всего в больнице в настоящее время 126 сотрудников, которые работают в стационаре на 35 коек, поликлиническом отделении, в подразделениях и службах на территории аэропорта. Кстати, именно у нас проходят врачебно-летную экспертизу летные составы из тех городов Западной Сибири, где находятся филиалы авиакомпании «Сибирь», - Кемерова, Новокузнецка, Томска, Барнаула. Ежегодно после врачебно-летной экспертизы мы выдаем пилотам сертификат годности к летной работе. Бортпроводники и авиадиспетчеры проходят комиссию один раз в два года, но через каждое полугодие - обязательное медицинское обследование. Наши врачи также несут круглосуточную вахту в аэровокзале по обслуживанию пассажиров и обследуют более двух тысяч авиаработников очередной смены и после нее. В общем, работаем в интенсивном режиме, но с высокой степенью эффективности.

- Скажите, бывали в вашей практике случаи, когда действующий летчик скрывал свою болезнь, а потом вдруг выяснялось, что у него серьезное заболевание?

- Вы задали интересный вопрос. Я был во многих странах, в том числе и в США. Там охрана здоровья летного состава поставлена на высочайший государственный уровень, защищена и контролируется законодательством. Так, если пилот скрывает свою болезнь, то это считается государственным уголовно наказуемым преступлением, и человеку грозит суд и тюремное заключение. У нас такого в законе нет. Но наши пилоты относятся очень ответственно к своему здоровью, а мы помогаем им продлить летное долголетие. Ведь мы понимаем, что на подготовку профессионала, приобретение им мастерства и опыта были затрачены колоссальные средства. Поэтому к состоянию их здоровья, а также инженерного состава, всех диспетчеров и рабочих мы подходим весьма деликатно и осторожно.

- Какие мероприятия проводятся по реабилитации пилотов, попавших в экстремальную ситуацию, перенесших психологический стресс?

- Ну, для примера. В январе 2000-го у Ту-154, совершавшего рейс Нижневартовск-Новосибирск (Толмачево), при подлете на посадку отказал вначале один, затем второй и, когда уже вошли в створ взлетно-посадочной полосы, - третий двигатель. Самолет летел с пассажирами на борту. Профессионализм, опыт и хладнокровие помогли командиру Михаилу Долгову и его экипажу совершить посадку благополучно. В подобных ситуациях все члены экипажа немедленно попадают в руки врачей и проходят тщательную проверку и анализ на наличие алкоголя, наркотических, психотропных и других веществ. На следующий день летчики и бортпроводники проходят внеочередное углубленное комплексное медицинское обследование. Анализом инцидента одновременно занимаются компетентные комиссии.

В данном конкретном случае выяснилось, что отказ двигателей произошел не по вине экипажа Долгова - самолет был заправлен некондиционным топливом, засорились фильтры, отчего и произошла остановка двигателей (благо, что уже при подлете к аэропорту!). Врачи никаких запрещенных веществ, алкоголя и отклонений по здоровью у экипажа не обнаружили. Командир и его коллеги за проявленное мужество получили благодарность от руководства и через короткое время приступили к работе.

Кстати, во время Чернобыльской трагедии в апреле 1986-го там, рядом, в Гомельской области на сельхозхимработах было 60 наших экипажей малой авиации. Они сразу после аварии были отозваны из зоны заражения в Новосибирск, проведен дозиметрический контроль и дезактивация, и все же по настоянию специалистов мы были вынуждены уничтожить их личные вещи и одежду. Все были поставлены на учет, медицинский контроль и сейчас находятся под нашим наблюдением.

- Геннадий Федорович, спасибо за беседу, и от лица потенциальных пассажиров примите нашу благодарность за вашу многотрудную, кропотливую работу.

- Спасибо. Приглашаем в полет, и будьте уверены, что наши экипажи по состоянию здоровья и летной подготовке находятся на высоком уровне.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: