Новосибирск 9.7 °C

А дорога серою лужею вьется...

25.06.2002 00:00:00

Пейзаж после речной битвы

Начало нового потопа

 Невелики по мировым меркам водные артерии Северного района Тара и Тартас: речных вокзалов - ноль, промышленного судоходства - ноль, пассажирское сообщение - плоскодонкой, в основном с берега на берег. И глядя летом на сонную, в камышах, речку, трудно поверить, что по весне здесь разыгрываются страсти не хуже описанных Пушкиным в «Медном всаднике».

Заместитель главы администрации Северного района Владимир Степанов: «В этом году, честно сказать, сильного наводнения мало кто ожидал. Еще весной нас собирали в Новосибирске только по вопросам лесных пожаров - о большой воде вообще не говорилось...»

Впрочем, как говорят картежники, - знать бы прикуп... Весенние метеосводки настраивали жителей области на благодушный лад: зима малоснежная, снега 70-80% нормы, ну разве что на севере малость повыше этой цифры. И когда по тихому Тартасу и его притокам понесся водяной вал уровнем 7 метров 24 сантиметра - такое, на памяти местных метеорологов, было последний раз аж в 1947 году, - «северянам» стало не до смеха. Только протекающая по районному центру речка Зункуй, в мирное время воробью по колено, с легкостью слизала часть проходящей через нее дорожной насыпи вместе с трубами, разделив Северное на две части.

В терпящий бедствие райцентр срочно примчалось все руководство по чрезвычайным ситуациям областного масштаба. Спешно начали укреплять построенную еще в прошлом веке и не ремонтировавшуюся много лет дамбу, отделяющую дома «северян» от разбушевавшегося Тартаса, ежечасно отслеживалась ситуация по попадавшим в зону затопления селам - а они здесь не маленькие... Словом, пришла беда - вот тогда и отворили ворота.

Мы едем с Владимиром Александровичем по одной из основных дорог района Северное - Биаза, соединяющей села по берегам Тартаса и Тары. И сегодня, в июне, прямо к дороге, разбитой донельзя, вплотную подступает вода. Тут и там прямо из дорожного грунта сочатся водяные лужицы.

Владимир Степанов: «Дороги - наша боль и наша беда. Большинство - грунтовые, проложенные много лет назад прямо по болотам. Но тогда основным транспортом был гужевой, а сегодня здесь идут машины весом под 30 тонн и больше... Сейчас вот буровую установку везти надо - а это полсотни тонн с гаком».

Похоже на ситуацию из разряда «богатые тоже плачут» - да только вот не до шуток... В Северном районе уже несколько лет идет разработка нефтяного месторождения в Верх-Тарке. А как известно на стандартном примере арабских шейхов, где нефть - там и деньги.

Владимир Степанов: «Может, у шейхов и так. А у нас, если разобраться, нефть сегодня - уже не наше богатство. До этого года нефтяники, согласно закону, оставляли нам 8% от добычи нефти, которые делились в такой пропорции: 40% в федеральный бюджет, 30% - в областной, 30% - в районный. А теперь действует принятый Государственной думой закон: 80% - в федеральный бюджет, 20% - в областной, а району, сами понимаете, остальное...»

Реверансы народных избранников в федеральную сторону - отнюдь не сюрприз, а, скорее, стандартное телодвижение. Только вот за «северян» обидно: транспорт нефтяников уже превратил ведущую в сторону буровых вышек дорогу в непроезжую колею. Дошло до коллективной петиции жителей расположенного на злосчастной трассе старинного села Бергуль в областную администрацию: дескать, полнейший SOS, до населенного пункта не дойти и не доехать!

Сворачиваем на Бергуль - и впрямь, древняя грунтовка буквально «дышит» под нашим «газиком». Местные жители с грустным ехидством называют такое дорожное покрытие «жидкий асфальт» - автобус на нем садится «на брюхо» с гарантией. А в Бергуле - пятьсот человек народа, включая детей и пенсионеров: им-то каково без надежного сообщения с «большой землей»?

Начальник Территориального управления автомобильных дорог Сергей Полещук: «Север области - самая проблемная по климату и природным условиям территория: одно дело жить в кочковских степях, другое - в кыштовских болотах. В том же Северном районе без малого 40% дорог - грунтовые, раскисающие от любой влаги. Просто весенняя распутица, не говоря уже о паводке, способна превратиться в стихийное бедствие.

Как быть? Переселить отсюда народ - тем более, что продукции на душу населения тут производится куда меньше, чем в степной зоне? Так ведь при таком подходе надо переселять людей с половины России - рентабельных регионов, тем более при нашей экономике, явное меньшинство. Альтернативный вариант - создавать для каждой точки свою стратегию выживания, включающую дороги как обязательный элемент. Есть дорога, есть мост - и местный житель никуда отсюда не уйдет. А смоет их паводком - смоет и корни северной жизни, ибо вернуться сюда сложнее, чем отсюда уехать...»

Медленно проползаем мимо сдохшего старенького экскаватора: техника - не человек, ломается первой... Рядом разрытой братской могилой прямо на поле чернеет огромная яма: отсюда брали грунт для спасения проседающей от подступающей воды дороги.

Залитая водой колея бурой змеей вьется в лес. Это нефтяники сегодня строят новую дорогу до своей нефтяной столицы. Десять минут плавания на «газике», и глазам предстает сюрреалистичная картинка: деревья, река Тара, а через нее перекинут железобетонный мост-красавец, подъехать к которому невозможно даже на джипе. Впрочем, нефтяники сами нашли строителей и строят на свои деньги. А хозяин - барин: что где захотел, там то и соорудил...

Что ж, и это тоже север: у Джека Лондона золотоискатели просаживали прибыль в карточной игре в салунах, наши нефтеискатели - на дорогах. Вот только лишних дорог и мостов не бывает по определению - а к такому могучему мосту хоть село пристраивай...

Чавкает под колесами «газика» «жидкий асфальт»: едем еще на одну грунтовую трассу, соединяющую Северное с соседним Кыштовским районом. Здесь беда случилась перед селом Ургуль: поток воды речки Тара образовал промоину трехметровой глубины длиной аж в сорок метров. В итоге без малого пять сотен сельчан- робинзонов плюс смытые кое-где огороды. А что такое северный человек без зарплаты и огорода, пояснять не надо...

Из бесед с жителями Ургуля: «У меня вода прямо в ограде была - сплошное озеро. Уже июнь, а картошку еще не садили: сыро, трактор вязнет... Если бы не дорожники наши - смыло бы все, и как тогда жить?»

Стою на месте размыва и пытаюсь представить, что испытывали те, кто сражался с этим потопом тогда, в конце апреля. Вот непрерывный поток КамАЗов: почти полсотни километров до Северного по грязи и хляби и столько же обратно. В кузовах - бетонные блоки и обломки железобетона. Сегодня ими усеян весь луг около Ургуля, где уже пасется скот - разыгравшаяся Тара растаскивала их, как спички. И сколько сил понадобилось, чтобы вновь соединить дорожные берега, - о том ведомо только самим дорожникам и их добровольным помощникам.

Владимир Степанов: «То, что люди трудились по-геройски - это факт: промедлили бы, и последствия были бы много хуже. Увы, как факт и то, что пока что мы все еще ждем деньги за эту работу, хотя документы давно отправлены. Мне перед моими мужиками неудобно: многое делалось под честное слово районной администрации, поскольку нам четко было обещано - деньги, более двух миллионов рублей по линии МЧС, будут. А пока что было выделено 100 тысяч рублей из резервного фонда районного бюджета, да дорожники через ТУАД поставили 70 тонн дизельного топлива - и все».

Что ж, северный народ можно обрадовать: решение принято, документы подписаны, и в июне деньги должны быть. Осталось еще дождаться обещанного еще в прошлом году при сдаче в эксплуатацию трассы Куйбышев - Северное нового междугородного автобуса: до Новосибирска здесь ездят по-прежнему на перекладных.

Пора и нам прощаться: те самые перекладные ждут. Последняя точка репортажа - высокий берег Тартаса. У ног лениво плещется коричневая болотная вода. Где-то под водой, в ее глубине - старый деревянный мост- утопленник, соединявший с внешним миром две северные деревеньки: Малодеменку и Алексеевку. Над водой - еще не достроенный, но уже выдержавший первое испытание наводнением новый. Поток всего на метр не дошел до проезжей части и остановился: мост устоял, не шелохнувшись.

Въехать на него пока нельзя - строительство продолжается. Но дойти пешком до остальной части России уже можно - значит, и жизнь на Тартасе продолжается тоже...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: