Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

А дорога серою лужею вьется...

25.06.2002
Невелики по мировым меркам водные артерии Северного района Тара и Тартас. И глядя летом на сонную, в камышах, речку, трудно поверить, что по весне здесь разыгрываются страсти не хуже описанных Пушкиным в «Медном всаднике».

Пейзаж после речной битвы

Начало нового потопа

 Невелики по мировым меркам водные артерии Северного района Тара и Тартас: речных вокзалов - ноль, промышленного судоходства - ноль, пассажирское сообщение - плоскодонкой, в основном с берега на берег. И глядя летом на сонную, в камышах, речку, трудно поверить, что по весне здесь разыгрываются страсти не хуже описанных Пушкиным в «Медном всаднике».

Заместитель главы администрации Северного района Владимир Степанов: «В этом году, честно сказать, сильного наводнения мало кто ожидал. Еще весной нас собирали в Новосибирске только по вопросам лесных пожаров - о большой воде вообще не говорилось...»

Впрочем, как говорят картежники, - знать бы прикуп... Весенние метеосводки настраивали жителей области на благодушный лад: зима малоснежная, снега 70-80% нормы, ну разве что на севере малость повыше этой цифры. И когда по тихому Тартасу и его притокам понесся водяной вал уровнем 7 метров 24 сантиметра - такое, на памяти местных метеорологов, было последний раз аж в 1947 году, - «северянам» стало не до смеха. Только протекающая по районному центру речка Зункуй, в мирное время воробью по колено, с легкостью слизала часть проходящей через нее дорожной насыпи вместе с трубами, разделив Северное на две части.

В терпящий бедствие райцентр срочно примчалось все руководство по чрезвычайным ситуациям областного масштаба. Спешно начали укреплять построенную еще в прошлом веке и не ремонтировавшуюся много лет дамбу, отделяющую дома «северян» от разбушевавшегося Тартаса, ежечасно отслеживалась ситуация по попадавшим в зону затопления селам - а они здесь не маленькие... Словом, пришла беда - вот тогда и отворили ворота.

Мы едем с Владимиром Александровичем по одной из основных дорог района Северное - Биаза, соединяющей села по берегам Тартаса и Тары. И сегодня, в июне, прямо к дороге, разбитой донельзя, вплотную подступает вода. Тут и там прямо из дорожного грунта сочатся водяные лужицы.

Владимир Степанов: «Дороги - наша боль и наша беда. Большинство - грунтовые, проложенные много лет назад прямо по болотам. Но тогда основным транспортом был гужевой, а сегодня здесь идут машины весом под 30 тонн и больше... Сейчас вот буровую установку везти надо - а это полсотни тонн с гаком».

Похоже на ситуацию из разряда «богатые тоже плачут» - да только вот не до шуток... В Северном районе уже несколько лет идет разработка нефтяного месторождения в Верх-Тарке. А как известно на стандартном примере арабских шейхов, где нефть - там и деньги.

Владимир Степанов: «Может, у шейхов и так. А у нас, если разобраться, нефть сегодня - уже не наше богатство. До этого года нефтяники, согласно закону, оставляли нам 8% от добычи нефти, которые делились в такой пропорции: 40% в федеральный бюджет, 30% - в областной, 30% - в районный. А теперь действует принятый Государственной думой закон: 80% - в федеральный бюджет, 20% - в областной, а району, сами понимаете, остальное...»

Реверансы народных избранников в федеральную сторону - отнюдь не сюрприз, а, скорее, стандартное телодвижение. Только вот за «северян» обидно: транспорт нефтяников уже превратил ведущую в сторону буровых вышек дорогу в непроезжую колею. Дошло до коллективной петиции жителей расположенного на злосчастной трассе старинного села Бергуль в областную администрацию: дескать, полнейший SOS, до населенного пункта не дойти и не доехать!

Сворачиваем на Бергуль - и впрямь, древняя грунтовка буквально «дышит» под нашим «газиком». Местные жители с грустным ехидством называют такое дорожное покрытие «жидкий асфальт» - автобус на нем садится «на брюхо» с гарантией. А в Бергуле - пятьсот человек народа, включая детей и пенсионеров: им-то каково без надежного сообщения с «большой землей»?

Начальник Территориального управления автомобильных дорог Сергей Полещук: «Север области - самая проблемная по климату и природным условиям территория: одно дело жить в кочковских степях, другое - в кыштовских болотах. В том же Северном районе без малого 40% дорог - грунтовые, раскисающие от любой влаги. Просто весенняя распутица, не говоря уже о паводке, способна превратиться в стихийное бедствие.

Как быть? Переселить отсюда народ - тем более, что продукции на душу населения тут производится куда меньше, чем в степной зоне? Так ведь при таком подходе надо переселять людей с половины России - рентабельных регионов, тем более при нашей экономике, явное меньшинство. Альтернативный вариант - создавать для каждой точки свою стратегию выживания, включающую дороги как обязательный элемент. Есть дорога, есть мост - и местный житель никуда отсюда не уйдет. А смоет их паводком - смоет и корни северной жизни, ибо вернуться сюда сложнее, чем отсюда уехать...»

Медленно проползаем мимо сдохшего старенького экскаватора: техника - не человек, ломается первой... Рядом разрытой братской могилой прямо на поле чернеет огромная яма: отсюда брали грунт для спасения проседающей от подступающей воды дороги.

Залитая водой колея бурой змеей вьется в лес. Это нефтяники сегодня строят новую дорогу до своей нефтяной столицы. Десять минут плавания на «газике», и глазам предстает сюрреалистичная картинка: деревья, река Тара, а через нее перекинут железобетонный мост-красавец, подъехать к которому невозможно даже на джипе. Впрочем, нефтяники сами нашли строителей и строят на свои деньги. А хозяин - барин: что где захотел, там то и соорудил...

Что ж, и это тоже север: у Джека Лондона золотоискатели просаживали прибыль в карточной игре в салунах, наши нефтеискатели - на дорогах. Вот только лишних дорог и мостов не бывает по определению - а к такому могучему мосту хоть село пристраивай...

Чавкает под колесами «газика» «жидкий асфальт»: едем еще на одну грунтовую трассу, соединяющую Северное с соседним Кыштовским районом. Здесь беда случилась перед селом Ургуль: поток воды речки Тара образовал промоину трехметровой глубины длиной аж в сорок метров. В итоге без малого пять сотен сельчан- робинзонов плюс смытые кое-где огороды. А что такое северный человек без зарплаты и огорода, пояснять не надо...

Из бесед с жителями Ургуля: «У меня вода прямо в ограде была - сплошное озеро. Уже июнь, а картошку еще не садили: сыро, трактор вязнет... Если бы не дорожники наши - смыло бы все, и как тогда жить?»

Стою на месте размыва и пытаюсь представить, что испытывали те, кто сражался с этим потопом тогда, в конце апреля. Вот непрерывный поток КамАЗов: почти полсотни километров до Северного по грязи и хляби и столько же обратно. В кузовах - бетонные блоки и обломки железобетона. Сегодня ими усеян весь луг около Ургуля, где уже пасется скот - разыгравшаяся Тара растаскивала их, как спички. И сколько сил понадобилось, чтобы вновь соединить дорожные берега, - о том ведомо только самим дорожникам и их добровольным помощникам.

Владимир Степанов: «То, что люди трудились по-геройски - это факт: промедлили бы, и последствия были бы много хуже. Увы, как факт и то, что пока что мы все еще ждем деньги за эту работу, хотя документы давно отправлены. Мне перед моими мужиками неудобно: многое делалось под честное слово районной администрации, поскольку нам четко было обещано - деньги, более двух миллионов рублей по линии МЧС, будут. А пока что было выделено 100 тысяч рублей из резервного фонда районного бюджета, да дорожники через ТУАД поставили 70 тонн дизельного топлива - и все».

Что ж, северный народ можно обрадовать: решение принято, документы подписаны, и в июне деньги должны быть. Осталось еще дождаться обещанного еще в прошлом году при сдаче в эксплуатацию трассы Куйбышев - Северное нового междугородного автобуса: до Новосибирска здесь ездят по-прежнему на перекладных.

Пора и нам прощаться: те самые перекладные ждут. Последняя точка репортажа - высокий берег Тартаса. У ног лениво плещется коричневая болотная вода. Где-то под водой, в ее глубине - старый деревянный мост- утопленник, соединявший с внешним миром две северные деревеньки: Малодеменку и Алексеевку. Над водой - еще не достроенный, но уже выдержавший первое испытание наводнением новый. Поток всего на метр не дошел до проезжей части и остановился: мост устоял, не шелохнувшись.

Въехать на него пока нельзя - строительство продолжается. Но дойти пешком до остальной части России уже можно - значит, и жизнь на Тартасе продолжается тоже...

Резонанс
Новости
От системы подготовки инженеров, новых технологических решений и проекта «Академгородок 2.0» – к созданию цифровой экономики Новосибирской области. Главе региона Андрею Травникову презентовали современные разработки Сибирского университета геосистем и технологий.
Миллиард в одной коробке, вагон измельченных банкнот и императорские монеты показали 300 новосибирцам в самом закрытом здании на площади Ленина – Сибирском отделении Госбанка. Что происходит с грязными и рваными купюрами,  ошибается ли счетная техника, и сколько миллионов рублей может унести в руках один человек, рассказали сотрудники Банка России в День открытых дверей Госбанка.
Рискнувший перебежать площадь Ленина пешеход погиб под колесами Volkswagen Polo. Момент с трагическим исходом был снят на камеру видеонаблюдения и размещен в интернете.

Верблюд, гуляющий по улицам одного из сел Искитимского района Новосибирской области, вызвал шквал эмоций у очевидцев. Животное мирно паслось на травке у дома, а восхищенные автомобилисты его фотографировали.

Столица Сибири вошла в рейтинг наиболее криминогенных городов Земли, составленный сервисом Numbeo. Всего в списке 327 городов, из них три – российских, и Новосибирск в этой тройке – самый опасный.

«Сибирь» из Новосибирска ужасно начала 11-й сезон КХЛ. За девять первых игр команда не набрала ни очка. Генеральный менеджер клуба Кирилл Фастовский нашел объяснения неудачам и рассказал о планируемых шагах по исправлению ситуации.