Новосибирск 4 °C

Алла Никитина пытается доказать факт своего рождения в фашистском концлагере

26.06.2002 00:00:00

В первом ряду: Алла Никитина с Луизой и Никола Оффман (справа налево)

 Сорок лет назад в «Вечернем Новосибирске» была опубликована статья о девочке, родившейся в фашистском концлагере на территории Франции, о том, как лишь чудо спасло ей жизнь - умирающего младенца немыслимой «контрабандой» удалось переправить на волю. Во французской семье она и жила почти два года, пока узников из освобождённого лагеря смерти не стали переправлять на родину. Семья Никитиных осела в Новосибирске.

Спустя 16 лет внештатный корреспондент «Вечернего Новосибирска» Сергей Вахрушев случайно узнал эту историю. В то время общественное внимание в СССР было приковано к Франции и к перспективе тесного сотрудничества с ней - Никита Хрущев совершил исторический визит в Париж.

На волне острого интереса к Франции тема самоотверженных французских друзей, которые, рискуя жизнью, спасли русского ребенка, была раскручена до всесоюзных масштабов - вслед за Вахрушевым этот материал подхватили чуть ли не все центральные газеты, включая «Правду». Тогда, в 1961 году, о «Вечернем Новосибирске» говорила вся Москва. Однако самой Алле Никитиной эта популярность не принесла никакой пользы. Да, письма со всех уголков Союза сыпались как из мешка, ею интересовались известные публицисты, о ней даже хотели снять фильм, но, как часто бывает, эта история окончилась ничем.

Впрочем, советская ментальность никогда и не предполагала наличия у людей такой практичности, и все же Алла не могла предположить, что именно ее необычное рождение попортит ей впоследствии немало крови.

За полтора года суд три раза не принимал к рассмотрению ее исковое заявление о том, что в связи с рождением на территории концлагеря ей полагаются определенные льготы и соответствующая пенсия. Всякий раз находились новые причины - вплоть до того, что необходимы свидетели - непонятно только какие - узники того же лагеря? Только 31 мая было наконец вынесено решение об удовлетворении иска.

Алла Никитина часто вспоминает Францию - два раза она посещала детей Никола Оффмана - человека, вынесшего ее на руках из концлагеря. Долгое время его дочь Мария-Тереза считала Аллу своей старшей сестрой, искренне переживала, что девочку забрали русские родители. До сих пор все они относятся к Алле как к родной, много раз предлагали остаться.

На вопрос, не жалеет ли она, что вернулась в Россию, Алла промолчала...

Она не забудет французских друзей

 Девочка умирала на руках матери. Молодая женщина не могла ничем помочь крошечной дочурке. Ни о какой медицинской помощи в фашистском концлагере не могло идти и речи. От болезней люди здесь гибли десятками. Мать пыталась было подойти к проволочному заграждению, но всякий раз окрик часового заставлял ее вернуться. Отчаявшись, женщина сидела и плакала. Казалось, ничто не сможет сохранить ее ребенка.

И вдруг она услышала голос. Это был проходивший мимо французский вольнонаемный, один из рабочих лагеря. Он участливо спросил:

- Что случилось? Вам нужна какая-нибудь помощь?

Сквозь слезы женщина объяснила, что у нее заболела девочка.

- Я помогу вам, - мешая французские и русские слова, говорил рабочий. - Пошлю сына, вы ему передайте девочку, а я тем временем постараюсь отвлечь часового. Я скоро вернусь.

И он вышел за ворота концлагеря. Томительно тянулись минуты ожидания. Мать уже боялась верить этому, столь неожиданно блеснувшему лучу надежды, который возник с приходом французского рабочего. Но опасения женщины оказались напрасными.

Вот она снова увидела Никола - так звали француза. Он подошел к часовому и стал что-то громко объяснять ему, усиленно размахивая руками. Тем временем у проволочного заграждения бесшумно возникла невысокая фигура. Это был мальчик. Женщина бросилась вперед. Лихорадочно работала мысль: «Только бы не заметил часовой, тогда - конец».

Мальчишка протянул руки и принял завернутую в тряпье девочку. Затем он быстро побежал назад, к дороге...

С тех пор прошло 16 лет. И хотя новосибирская школьница Алла Никитина, конечно, сама не помнит историю своего чудесного спасения, но она до мелочей подробно знает, что произошло тогда, в 1944 году, в далекой Лотарингии. В семье Никитиных свято берегут память о замечательной французской семье, которая, рискуя своим собственным благополучием, протянула руку братской помощи больной русской девочке и несколько месяцев выхаживала ее, как родную.

Алла живет сейчас в Советском районе, в поселке гидростроителей. Ее отец Сергей Александрович работает начальником отдела труда и зарплаты треста «Новосибирскгэсстрой». Он - ветеран строительства Новосибирской ГЭС. Сначала работал прорабом, затем старшим прорабом. Сейчас С. А. Никитин заочно учится в энергетическом институте. Его супруга - домохозяйка, она воспитывает двух младших сестренок Аллы.

- Как кошмарный сон прошли годы в неволе, - вспоминает С. А. Никитин. - Войну я встретил пограничником. Отступление до Минска, затем часть попала в окружение. В одном из боев был контужен и попал в плен. В концлагере я познакомился с Евгенией Степановной, ее немцы угнали из-под Минска. Позже нас погрузили в товарные вагоны и отправили в северо-восточную часть Франции - Эльзас-Лотарингию. Привезли сначала на сортировочный пункт. Людей сортировали, как скот. Здоровых немцы отправляли на работы в угольную и металлургическую промышленность, а более слабых - в лагеря смерти. Меня и Евгению Степановну отправили в рабочий концлагерь в город Альгринген. Там и родилась наша Алла в 1944 году.

- Евгения Степановна уже говорила, - продолжает С. А. Никитин, - что только французы спасли дочку. Она долго жила у них, как родная. По нескольку недель мы не видели ее. Случалось, правда, что когда нас возили под конвоем на работу, то останавливались как раз около дома, где жил Никола. Тогда нам показывали дочку в окно. Нужно было сидеть молча и ничем не выдать своих чувств. Обидно только, что мы так и не узнали фамилию этой семьи. Всегда звали - Никола, семья Никола, у Никола, а о фамилии даже разговора не заходило... Потом в город вступили американские войска. Сразу же в концлагере стали бывать члены французского общества Красного Креста. Они помогали нам продуктами, оказывали медицинскую помощь. А вскоре мы все втроем были отправлены на родину - в Советский Союз.

Алла Никитина учится сейчас в девятом классе и одновременно занимается в музыкальной школе по классу фортепьяно. В этом году она ее заканчивает. Недавно в жизни девочки произошло большое событие - ее приняли в ряды ленинского комсомола.

В эти дни в семье Никитиных особенно внимательно слушают радио, читают газеты, с большим интересом следят за каждой весточкой о том, как проходит исторический визит Н. С. Хрущева, визит, который еще больше укрепит дружбу двух народов.

С. ВАХРУШЕВ, слушатель школы репортеров «Вечернего Новосибирска».
(«Вечерний Новосибирск», 30 марта 1960 г.)

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: