Новосибирск 3.2 °C

Страсти по Доману, или Особенности национальной педагогики

26.06.2002 00:00:00

По мнению Глена Домана, ребенка любого возраста можно обучить практически всему - от иностранного языка до математики

 «Ваши дети - не дети вам. Они приходят в мир, благодаря вам, но не от вас. Вы можете давать им вашу любовь, но не ваши мысли. Вы можете дать пристанище их телам, но не их душам, ибо их души обитают в доме завтрашнего дня».

Эти строки, прозвучавшие на недавней конференции «Дети - наше будущее», стали в какой-то степени ее лейтмотивом. Официальной темой конференции было обсуждение методики Глена Домана, но по сути разговор шел о путях развития дошкольной педагогики. Если раньше подобные дискуссии проходили больше для «галочки», то сегодня - они требование времени. Совсем не потому, что на проблемы детства обратили, наконец, внимание «сверху». Просто человека нового тысячелетия уже нельзя воспитывать по старым педагогическим шаблонам. По мнению организаторов конференции, решить эту непростую задачу и призвана методика американского врача-психолога Глена Домана.

Мировому сообществу она известна уже более 60 лет. Методика ориентирована на чисто семейное обучение ребенка, до 6 лет, т. к. в этом возрасте дети обладают максимальной восприимчивостью. И именно до 6 лет можно выявить присущую всем детям одаренность. По Доману, ребенка любого возраста можно обучить практически всему - от иностранного языка до математики. И, как ни странно, это обстоятельство отнюдь не привело в восторг собравшихся специалистов, педагогов, психологов, врачей, имеющих, кстати, о методике Домана достаточно смутное представление.

Человек - храм Божий

 Представитель православной церкви отец Георгий, кстати, кандидат медицинских наук, поведал собравшимся, что главное - это приобщение ребенка к традиционным духовным ценностям, к Богу, а всякие там методики - не более чем подспорье в духовном процессе, каковым является воспитание человека. Несмотря на внушительную аргументацию, подкрепленную цитатами из Библии, выступление священнослужителя вызвало ощущение какой-то двойственности. Признав, что в 5 лет ребенок уже становится личностью (формируется душа), отец Георгий, по сути, не одобрил попытки развития интеллекта этой личности.

Качество человека в России не улучшилось

 Председатель конференции доктор медицинских наук, вице-президент Международной славянской академии Сергей Казначеев, заверив собравшихся, что ничего против домановской методики не имеет, заметил, однако, что на его памяти в педагогике появлялось превеликое множество методик, которые благополучно канули в Лету, но качество человека в России не улучшилось.

«Вы говорите о том, что методика Домана делает детей эмоциональными и раскрепощенными. Прекрасно, а самим детям это нужно? Практика показывает, что такие раскрепощенные, обгоняющие своих сверстников в развитии дети страдают от одиночества. Со сверстниками им уже неинтересно, а ребята постарше их не принимают».

Кандидат психологических наук Ольга Белобрыкина сравнила дошкольное обучение с дрессировкой, высказав опасение за здоровье обучаемого малыша.

«Да. До 6 лет ребенок действительно обладает обостренной восприимчивостью, но в этот период и его нервная система очень чувствительна. Не случайно именно в этом возрасте мы имеем наибольший процент нервно-психических заболеваний. Обучение повышает порог тревожности ребенка, доводя его порой до нервного расстройства».

Оппонентом Белобрыкиной стал автор образовательной программы Владимир Элиашвили: «Считаю, очень правильным обратить внимание на обучение маленьких детей. Нравится мне и мотивация обучения - родительская любовь (главное требование методики, что обучение должны проводить любящие родители). А ведь сейчас в образовательном процессе до сих пор используется мотивация кнута и пряника, что этически некорректно и развращает будущую личность. Что касается детских неврозов, то это отнюдь не следствие обучения. Невроз у ребенка возникает тогда, когда его родители имеют разные мировоззренческие и этические установки. Попытка выполнить их противоречивые требования и приводит ребенка к нервному расстройству. Развитие же интеллекта, несомненно, способствует общему гармоническому развитию маленького человека.

В своем выступлении Владимир Элиашвили объяснил, почему «качество российского человека до сих пор не улучшилось».

«Современное образование, которое дается в наших образовательных учреждениях, не имеет никакого отношения к реальной жизни. Школьный аттестат зрелости не делает человека зрелым. Не воспитывает этого качества и система высшего образования. Социальный кризис в России тем и обусловлен, что незрелый, по сути, инфантильный человек обладает большими реализационными возможностями. Он и составляет абсурдные, оторванные от жизни программы, вроде поворота рек вспять. Знание должно изменять человека, если этого нет, значит оно не нужно и даже вредно. Нужно учить только тому, что лично значимо и необходимо для жизни. Мы должны научить наших детей и самих себя быть лучше. Только новый, социальный человек создаст новое общество».

Конференция, как зеркало, отразила всю полярность взглядов, имеющих место в нашем постсоветском социуме от патриотических до, как сказали бы раньше, «космополитских». В основном же выступающие стремились не столько оценить предлагаемую методику, сколько довести до сведения окружающих свои собственные теории и методы. При этом в полемическом азарте мало кто помнил о самой «заинтересованной стороне» - маленьком человеке. И лишь единицы выступающих представляли «партию ребенка».

Одной из этих немногочисленных ее представителей была доктор философских наук Валентина Фигуровская.

Вера в ребенка

 «Мы, взрослые, - говорила она, - воспитываем детей в соответствии со своим идеалом и понятиями добра и зла, но всегда ли мы имеем о них четкое представление? Мы используем старые методы воспитания для воплощения будущего. Имеем ли мы на это право? Не спрашивая мнения маленького человека, мы нагружаем его всеми знаниями, какие ему, по нашим представлениям, необходимы. Но детская душа трансформирует их по своему усмотрению, оставаясь для нас «черным ящиком». Мы понятия не имеем, что получим на выходе. Поэтому педагогика до сих пор остается чисто экспериментальной наукой».

Если говорить о главной теме конференции - обсуждении методики Домана специалистами, то его, по понятным причинам, почти не было. Хотя устроители конференции, в том числе председатель домановского клуба «Росток», пытались донести до собравшихся идеи Домана, но трудно сразу усвоить то, о чем ты раньше не слышал. Только заведующая кафедрой офтальмологии Новосибирской государственной медакадемии Ольга Гусаревич дала свою оценку методике: «Вынуждена признать, что эта методика приводит к более раннему и стабильному развитию детского зрения. Объясняется это тем, что развитие интеллекта способствует улучшению кровоснабжения мозга, за счет чего и активизируется зрение. Уже доказано, что развитие любого органа способствует его развитию».

Как ни странно (а впрочем, что ж тут странного, при нынешней американофобии), у части собравшихся заокеанское происхождение методики вызвало неоднозначную реакцию. Причем откровенно антиамериканистские позиции заняли некоторые специалисты. По мнению профессора Международной славянской академии Риммы Зверевой, американцы вообще не имеют своей культуры, и можно ли у такого народа чему-либо учиться. Методике Домана Римма Петровна противопоставила нашу национальную народную педагогику. А вот у «представителей народа» в лице родителей, уже начавших заниматься со своими детьми по «буржуйской» системе, оказалось иное мнение.

Елена Ковылина: «Да не американская это методика. Меня еще в детстве мама учила читать по вывескам. И здесь почти тот же принцип. Да и у логопедов та же система. Так что все это уже давно применяется. Я уже месяц занимаюсь со своей годовалой дочкой по методике Домана. Мы с ней плаваем, рисуем, лепим. Ей очень нравится».

Солидарна с Ковылиной другая мама Инна Швец, тоже уже месяц обучающая своего ребенка по вышеупомянутой методике. По словам Инны, «ничего негативного» она пока не видит, наоборот, удалось решить проблему с речью. Ребенок стал более активным и контактным.

Несмотря на полярность мнений, собравшихся все же объединяло одно - неравнодушие к судьбе подрастающего поколения, к будущему страны. А принимать или не принимать методику Домана, в конечном счете решать самим родителям.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: