Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Радость страдания

29.06.2002
Есть грустная символика в том, что замечательного русского художника Николая Николаевича Сапунова мы вспоминаем в связи с датой его гибели. Ощущение трагичности бытия, которое лежит в основе любого настоящего искусства, у него сопрягалось с острым осознанием переломного характера конкретной эпохи.

Отмечать юбилей кончины не очень-то принято. Были, конечно, исключения в истории мировой культуры, из которых наиболее памятное - столетие со дня смерти А. С. Пушкина. Но ведь это - Пушкин, которого по любому поводу (а лучше без всяких поводов) чтить и любить надо. И все-таки: есть грустная символика в том, что замечательного русского художника Николая Николаевича Сапунова мы вспоминаем в связи с датой его гибели.

Николай Сапунов. Фото 1897 г.

 Ощущение трагичности бытия, которое лежит в основе любого настоящего искусства, у него сопрягалось с острым осознанием переломного характера конкретной эпохи. Впрочем, видение грядущего распада вселенских масштабов и поиски путей его преодоления вдохновляло творчество многих великих мастеров начала века и, прежде других, - А.А. Блока, чьи глубокие слова мы вынесли в заголовок статьи (не случайно, как видится, Блок хорошо знал, работал и дружил с Сапуновым).

Будущий художник родился 29 декабря 1880 года в Москве. Учился живописи он в мастерской у И.И Левитана. Главное, что воспринял молодой художник у своего гениального учителя, - не манера письма или выбор сюжетов (здесь он искал и нашел собственный путь), а стремление неоднозначно воспринимать и воспроизводить окружающий мир. «Невеселое веселье» царит на изображенных Сапуновым маскарадах и ярмарках. Причем если в картине «Маскарад» (1907 г.) эта тоска скрадывается элегическим туманом сумерек, то в картине «Карусель» (1908 г.) он показывает «гуляние» солнечным днем. Мазки его ярки и сочны - и в то же время не передают движения. Пестрые фигуры словно застыли в неподвижности. Такое противопоставление динамизма праздничных красок и всеобъемлющей, подавляющей статики контуров вызывает ощущение чего-то тревожного, неустроенного.

Чаепитие (трактир) 1911-1912 гг.
 Много больше своих коллег писал Сапунов натюрморты. Для него это отнюдь не рядовые «зарисовки с натуры». На картинах, как правило, изображены роскошные цветы в декоративных вазах, но практически никогда - повседневные вещи. Вдобавок расположение предметов, с которых делался натюрморт, явно организовано рукой искусного постановщика. Таким образом и здесь, в рамках, казалось бы, самого академичного и скучного жанра, художник вольно или невольно продолжает эстетическую полемику с оппонентами, противопоставляя претворенное на холсте прекрасное оставшейся за его пределами обыденности. Однако подчас Сапунов вел дискуссию и «открытым текстом», в резко гротескном стиле изображая неприемлемые для него стороны мещанского быта. Так, чрезвычайно язвительно, с вызовом выполнена картина «Чаепитие» (1912 г.), продолжающая и еще больше заостряющая известную перовскую тему «Чаепития в Мытищах».

Те же настроения характерны и для театральной живописи Н.Н. Сапунова. В эскизах декораций и костюмов, а также в знаменитых картинах по мотивам оформленных им спектаклей, художник обнаруживает всю многозначность своего таланта. (Заметим, что сам этот жанр, столь излюбленный художником, - изображение жизни в изображении театра - подчеркивал как бесконечную глубину иллюзорности наших восприятий, так и особую роль Творца в создании череды иллюзий). От призрачно-холодного стиля в декорациях к «Гедде Габлер» Г. Ибсена он легко переходил к горькой иронии блоковского «Балаганчика», а от добродушной усмешки в оформлении пьески М. Кузьмина «Голландка Лиза» - к трагическому и обличительному пафосу в пантомиме А. Шницлера «Шарф Коломбины».

27 июня 1912 года в результате глупой случайности художник погиб. «Сапунов весной 1912 г. переживал такой глубокий душевный кризис, что, можно думать, принял смерть в мелких водах Финского залива с вожделением, как избавительницу от чрезмерных для живого существа мучений раздвоенности», - вспоминал хорошо его знавший В. Пяст. Не хочется соглашаться с мнением известного литератора. Нам представляется, что в конечном счете Сапунову удалось достичь главного: снимать, преодолевать эту мучительную двойственность в своем искусстве, в радость творчества превращая выстраданную реальность.

Сергей КОМИССАРОВ, кандидат исторических наук.
Резонанс
Новости
Какого числа отмечают День матери-2018 в России, что принято дарить в этот день, а также оригинальные и трогательные поздравления в стихах и прозе – в материале VN.ru.
Очередная коммунальная авария произошла в Бердске Новосибирской области. Зловонная жидкость затопила остановку «Дом ветеранов» на улице Рогачева. Местные жители задолго чувствовали неприятный запах и предполагали, что «тут что-то потечет».
У 41-й армии новый командующий. Президент Владимир Путин подписал указ о назначении на эту должность генерала-майора Якова Резанцева.
19.11.2018 Видео
Последний рабочий день прошлой недели, 16 ноября, тысячи новосибирцев встретили в пробках. Результат ночного снегопада - заторы и аварии. Осадки прекратились только к обеду, когда на проезжей части снега был уже не один десяток сантиметров. К вечеру ситуация на дорогах только осложнилась.
Губернатор Андрей Травников сообщил на оперативном совещании 19 ноября о переизбрании на должность главы Каргатского района Новосибирской области Валерия Флека. Губернатор поздравил главу района с переизбранием.

«Беспредел, ощущение было, что попал в 90-е», – говорит директор частного детского сада, в который в субботу утром ворвались неизвестные мужчины с оружием в руках. Они выкинули охранника на улицу, а здание обвесили замками и цепями. Директор детсада смогла войти в здание только к вечеру, но забрать документацию и компьютеры ей не удалось.