Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Образы Ричарда Олдингтона

06.07.2002
Мировая война 1914-1918 годов оказала чуть ли не самое значительное воздействие на все последующее развитие западного искусства.Уже в самые первые недели перемирия Олдингтон начинает писать и свое самое значительное прозаическое произведение, закончить которое, однако, ему удается только в 1929 году. Роман «Смерть героя», названный последующей критикой классическим образцом литературы «потерянного поколения», показывает две стороны войны.

Юбилеи великих

 Мировая война 1914-1918 годов оказала чуть ли не самое значительное воздействие на все последующее развитие западного искусства. Первый опыт массового убийства людей с помощью новейших технических средств вызвал - не мог не вызвать - чувство ужаса, отвращения и протеста у всех честных участников и очевидцев этой бойни. Причем ни у одной из воюющих сторон не было сколько-нибудь благородной цели. Поэтому ура-патриотические «творения», до которых порой опускались и талантливые мастера, забылись почти сразу, а произведения художников, на своем опыте испытавших войну и правдиво о ней рассказавших - рисунки М. Пехштейна и О. Дикса, стихи У. Оуэна и З. Сассуна, проза Э. Хемингуэя, Э. М. Ремарка, А. Барбюса, - стали значительным этапом в развитии мировой литературы и живописи. К этому кругу относится и Ричард Олдингтон.

Он добился литературной известности еще до войны в качестве одного из основателей и лидеров (совместно с Томасом Хьюмом и Эзрой Пандом) нового течения в английской поэзии - имажизма (оказавшего, кстати, значительное влияние на становление такого яркого направления, как имажинизма в советской поэзии 1920-х годов). Стихи имажистов отличались яркой, но в то же время подчас слишком вычурной и малопонятной образностью, и исходно предназначались слишком узкому кругу читателей (в пределе - только самому автору). Характерно название журнала, который редактировал Олдингтон в то время: «Эгоист». Кроме того, он создавал утонченные переводы из древнегреческих антологий. Первый период его творчества прошел под знаком литературной изысканности.

Положение круто изменилось после того, как в 1916 году Олдингтон добровольцем отправился на фронт. Непосредственное столкновение с жизнью - причем в ее крайних проявлениях, с жизнью на грани смерти - изменило его нравственные ценности и, неизбежно, творческие принципы. Стихи, выпущенные им в свет сразу после войны, отличались особой, почти разговорной ясностью ритма и точностью впечатлений. Он не стыдится просто говорить о вечном (огромное и часто непреодолимое испытание для каждого поэта). Характерно в этом плане стихотворение «Интерлюдия мгновения», взятое из сборника «Образы войны» (1919):

Однажды брел я один, покинув пристанище друзей. В теплом тумане вечера мягко стрекотали кузнечики; листы папоротника манили из темноты своими изящными и хрупкими зелеными пальцами; дриады нежно шептались обо мне, а вдалеке добродушно прогромыхал поезд.

Я был так счастлив своим одиночеством, настолько полон любви к этой великой безмолвной земле, что мог бы с головой зарыться в траву и губами ласкать твердое жилистое тело Земли, этой заботливой госпожи ожесточенных любовников.

Уже в самые первые недели перемирия Олдингтон начинает писать и свое самое значительное прозаическое произведение, закончить которое, однако, ему удается только в 1929 году. Роман «Смерть героя», названный последующей критикой классическим образцом литературы «потерянного поколения», показывает две стороны войны: как бесцельно, хотя и довольно мужественно, гибнут солдаты на фронте, и как упоенно разлагается интеллигентско-торгашеское отребье в тылу. В предисловии автор называет свой роман «джазовым». Такое определение вполне оправданно, поскольку охватывает и «раскачивание» в темпе повествования, и разнообразие в тематике и способе изложения. Однако вся умело организованная разноголосица подчинена главной задаче: страстному обличению «великой бессмыслицы войны». Обличительный пафос «окопной правды» не утратил, к сожалению, своей актуальности и в наши дни.

Ричарда Олдингтона нельзя назвать «писателем одной книги». Только за период с 1929 по 1939 годы, самый плодотворный в его творчестве, было опубликовано еще шесть романов (таких как «Дочь полковника», «Все люди - враги», «Сущий рай» и другие) и два сборника рассказов («Дороги к славе» и «Короткие ответы»). Крупные произведения создавались и в последующие годы, хотя ни одно из них не достигло мощи первой книги. Например, в комедии-фарсе «Семеро против Ривза» (1938) с большим знанием дела показаны снобизм и творческое бессилие деятелей модернистского искусства. Однако выполнена она несколько однолинейно и поверхностно, без должной социальной и психологической глубины. Поневоле приходят на ум мысли о соразмерности чувств испытанных и отображенных. В последней большой работе «Лоуренс Аравийский» (1955) он пытался развенчать легенду об английском суперагенте, причем, на наш взгляд, не всегда справедливо. В зрелом возрасте писатель больше занимается переводами из своих любимых античных авторов, а также, подводя итоги, дает довольно критическую оценку раннему модернистскому творчеству - как своих друзей, так и собственному. Но сколь бы ни был сложен и противоречив путь Олдингтона, он всегда сохранял искренность в литературных и жизненных исканиях.

Сергей КОМИССАРОВ, кандидат исторических наук
Резонанс
Новости
Номерные знаки по новому ГОСТу начнут выдавать в России с 1 января 2019 года, говорится в приказе Росстандарта. Изменения в первую очередь затронут мотоциклетные номера – они станут меньше в размерах. Знаки для праворульных авто примут форму, приближенную к квадрату.
Незаконные действия при переезде в Австрию стали поводом для возбуждения уголовного дела в отношении Натальи Юрченко – супруги бывшего губернатора Новосибирской области Василия Юрченко, который ранее также получил приговор.
Лягушку с необычайно ярко-желтым окрасом встретили на улице жители Новосибирска.   Специалисты предположили, что земноводное мимикрировало под цвет осенних листьев.
На Михайловской набережной Оби появится «Комната запахов». Так архитекторы проекта называют небольшую площадку под открытым небом, которая находится в парке «Городское начало». Вокруг нее высадили ароматные растения.
Новосибирская команда рискует установить антирекорд КХЛ. За восемь первых матчей команда не набрала ни очка. В клубе поменяли главного тренера, расстались с несколькими игроками, однако все тщетно. В чем причины ужасного старта – в материале VN.ru.

Отец шестерых малолетних детей ненадлежащим образом исполнял возложенные на него обязанности по их воспитанию, не заботился и часто избивал. Именно горе-родитель признан виновником пожара, который унес жизни его детей. После трагедии циничный папаша сбежал в Москву для участия у телешоу.