Новосибирск -1.8 °C

Автограф на Уставе караульной службы

06.07.2002 00:00:00

Снимок, на котором он изображен с Александром Вертинским, Казимир Лисовский хранил как одну из самых дорогих реликвий.

 В далекой молодости я был знаком с известным новосибирским поэтом Казимиром Лисовским. Как-то, будучи у него в гостях, обратил внимание на фотографию, что стояла на его рабочем столе. На ней были запечатлены двое мужчин. Один из них - знаменитый русский певец и композитор Александр Вертинский. Другой - Казимир Лисовский. Этот снимок он хранил как одну из дорогих реликвий.

Меня заинтересовал этот снимок. На мой вопрос поэт рассказал о том, что они встретились с Вертинским в 1945 году в Москве и до последних дней жизни артиста сохранялась их дружба. Были встречи, были письма. Где бы ни бывал Александр Николаевич, он давал о себе знать, делился своими впечатлениями о местах, где выступал с концертами, о том, как принимали его зрители, размышлял об искусстве.

В одном из писем Вертинский писал: «Дорогой Казимир, милый дружище! Совершенно случайно на три дня попал в Москву. Меня отпустили на праздник. Закончив гастрольную поездку, я улетел в Киев. Дома пробыл всего неделю, и снова в Киев. Здесь снимаюсь в двух картинах: «Костер бессмертия» и «Фата-Моргана».

А теперь о своих впечатлениях о городе, где родился и учился азам жизни. Во время прогулки по Киеву на меня нахлынули воспоминания. Тут была кондитерская, где мы, гимназисты, воровали пирожные. Вот и купеческий сад, в который я лазил через забор. Вот и первая гимназия, где я учился в подготовительном классе...».

Хранились у Лисовского более десятка фотографий. На одной из них певец снят во время шествия демонстрантов. На плечах шестилетняя Марианна и младшая Анастасия. А на оборотной стороне написано: «На память обо мне и моих доченьках в день праздника Первое мая. А. Вертинский. 3 июля 1949 г., гор. Москва».

О встречах с Вертинским Лисовский вспоминал:

- Он был человеком неповторимого таланта. Александр Николаевич рассказывал о том, как выступал с концертами в Румынии, Польше, Германии и во Франции. Затем на его пути были подмостки театров Англии, Соединенных Штатов Америки, затем Китая. И всюду за ним шла постоянная спутница - тоска по Родине. Как вам известно, в сорок третьем году по разрешению министра иностранных дел Молотова Вертинский с семьей вернулся в Россию.

...Многое я узнал в тот раз о Вертинском. Слушая Лисовского, мне вспомнилась мимолетная встреча с прославленным артистом. Шел сорок седьмой год. В то время мне довелось служить в Чите. В учебном автобате из нас готовили автомобилистов для войск Забайкальского военного округа. Как-то на вечерней проверке старшина роты объявил:

- В город приезжает знаменитый певец Александр Вертинский. Он будет выступать в Доме офицеров. Желающим побывать на его концерте - два шага вперед, марш!

Почти вся рота захотела послушать концерт. Только около десятка курсантов остались на месте. В их числе был и я. По правде сказать, о Вертинском никогда не слышал. Призвали в армию из глухой сибирской деревни. Там не было радио и телефонной связи, а немая кинопередвижка приезжала раз в полгода.

...Продолжая свой монолог, старшина роты заявил о том, что личный состав будет заниматься по распорядку дня, а те, что не захотели быть на концерте, пойдут приводить в порядок зрительный зал.

На другой день наша команда прибыла в Дом офицеров. Вооружившись ведрами и швабрами, приступили к делу. Часа через два работа была закончена, и мы сидели на перекуре.

В это время в зрительный зал вошли двое мужчин почтенного возраста. Как оказалось, один из них был Александр Вертинский, другой - его аккомпаниатор. Они подошли, и между нами завязался разговор. Некоторые из курсантов попросили Вертинского оставить на память свой автограф. Он охотно подписал поданные солдатами листы бумаги. В свою очередь, я раскрыл Устав караульной службы, что был в моем кармане. На обложке певец оставил такие строки: «Сибиряку с добрыми пожеланиями в воинской службе. А. Вертинский».

О себе Марианна Вертинская рассказывала скупо.
 С того случая прошло немало лет. В июне 1971 года в Новосибирске гастролировал театр имени Евгения Вахтангова. В составе творческой труппы была старшая дочь певца Марианна Вертинская. Она к тому времени уже успела сняться в кинофильмах «Високосный год», «Мне двадцать лет», «Город мастеров» и других.

Мне довелось встретиться с ней. О себе Марианна рассказывала скупо. В основном разговор велся о ее отце - Александре Николаевиче. Дочь знаменитого артиста вспомнила любопытную историю о том, как впервые тот снимался в кино.

- Это было в 1912 году, - рассказывала Марианна. - Вскоре после смерти Льва Толстого его сын задумал поставить для кинематографа один из рассказов отца «Чем люди живы». В нем говорилось об Ангеле, изгнанном небом и попавшем в семью сапожника.

Илья Толстой ставил картину сам в Ясной Поляне. Актеры были подобраны. Свободной оставалась роль Ангела. Его никто не хотел играть. По ходу действия он должен был упасть голым в снег. Тогда Толстой предложил эту роль отцу. Он согласился. Сговорились в цене - ста рублях. Наметили встречу на следующий день. В Ясной Поляне все было приготовлено для съемок. Вертинский надел парик с золотыми локонами и, раздевшись, выпил бутылку коньяка. Потом влез на крышу сарая и прыгнул оттуда в снег. Съемки продолжались несколько минут. Затем его закутали в шубу и повели в деревню. Там его оттирали снегом и отпаивали коньяком.

- Вот такая история произошла с моим отцом, - закончила рассказ Марианна Вертинская.

Пока я беседовал с ней, наш редакционный фотограф запечатлел этот момент на фотопленку.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: