Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Пожалуйте на досмотр, самолет!

09.07.2002
Авиационная безопасность - понятие особое, а в связи с известными мировыми событиями эта тема сегодня волнует многих. А поскольку одним из крупнейших авиаперевозчиков в нашем регионе является авиакомпания «Сибирь», то мы и решили выяснить, каким образом здесь обеспечивается безопасность полетов.
О том, чтобы полет был безопасным, на земле заботится специальная служба

 Авиационная безопасность - понятие особое, а в связи с известными мировыми событиями эта тема сегодня волнует многих. А поскольку одним из крупнейших авиаперевозчиков в нашем регионе является авиакомпания «Сибирь», то мы и решили выяснить, каким образом здесь обеспечивается безопасность полетов.

Не знаю, как у вас, но лично у вашего покорного слуги при слове «безопасность» воображение сразу рисует портрет чекиста с холодным сердцем, серо-стальными глазами и железной хваткой. Сергей Степанищев, заместитель гендиректора авиакомпании «Сибирь» по авиационной безопасности и режиму, внешне ничем не напоминает рыцаря безопасности. Человек на вид вполне светский, любящий пошутить, тем не менее по каким-то едва уловимым признакам (пристальный взгляд, внутренняя собранность) в нем чувствуется профессионал с головы до ног.

- Как давно организована в авиакомпании ваша служба?

- Практически с самого основания «Сибири». Когда она еще только выделилась из Толмачевского объединенного авиаотряда. Кстати, в свое время я был заместителем командира авиаотряда по авиационной безопасности. Работа, в принципе, похожа, хотя имеются и определенные отличия. В Толмачево нужно было обеспечивать безопасность в основном наземного комплекса, а в компании приходится акцентировать внимание на безопасности воздушных судов и авиационно-технической базы.

- Что входит в понятие авиационная безопасность?

- Этот спецтермин трактуется как состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в ее деятельность.

- Под этим вмешательством подразумевается воздушный терроризм?

- В том числе. Вмешательство может быть и ненасильственным. Например, те же звонки с угрозами взорвать аэропорт или воздушное судно. Когда я еще работал в Толмачевском авиаотряде, поступила информация, что на борту одного самолета, находящегося в воздухе, взрывное устройство. Экипаж принял решение сесть в Толмачево, самолет отвели на дальнюю стоянку, пассажиров удалили, вызвали представителей милиции и КГБ. Самолет обыскали сверху донизу с металлоискателями, собаками, но информация не подтвердилась.

Приблизительно в то же время в аэропорту был найден бесхозный чемодан. Просветили его интроскопом, содержимое оказалось похоже на взрывное устройство. Осторожно вскрываем, а там лежит топор с какими-то проводами. А потом и хозяин чемодана нашелся, плотник, кажется. Эти, казалось бы, пустяковые случаи показывают бдительность служб безопасности в авиации. В чемодане ведь могло оказаться что угодно.

- Каковы функции вашей службы в авиакомпании?

- Прежде всего, мы разрабатываем и выполняем программы авиационной безопасности, охраняем объекты авиакомпании в Толмачево и Внуково. Тесно сотрудничаем со службами безопасности аэропортов, в том числе и в Толмачево. А вот в Домодедово авиабезопасность обеспечивает местная фирма «Ист лайн авиэйшн секьюрити». Мы с ней также взаимодействуем. Например, перед вылетом идет обязательный досмотр самолета. И наши представители присутствуют при досмотре. Сложнее ситуация во Внуково, где остался ряд объектов, принадлежащих компании, - авиационно-техническая база, материальные ценности, которые нужно охранять, иначе их просто растащат. Такие попытки, кстати, были, и неоднократно.

- Ваша служба сотрудничает с ФСБ?

- Мы взаимодействуем. Это более точное определение. У нас есть общее поле для взаимодействия - борьба с терроризмом, самым опасным незаконным вмешательством. Пример нашей совместной работы - разработка плана действий при захвате воздушного судна. Пока, слава Богу, применять его на практике не приходилось.

- Вам не приходилось обеспечивать безопасность высоких гостей, прилетающих в Толмачево?

- Приходилось. Я участвовал в обеспечении безопасности многих лидеров бывшего соцлагеря: Яноша Кадара, монгольского «кормчего» Цеденбала. Но больше всего мне запомнился прилет французского президента Миттерана. Он прилетал на «Конкорде». Самолет мощнейший. Взлетает как истребитель, вертикально, пламя из сопел. Сам Миттеран - типичный такой «киношный» француз. Наши все в шапках, холодно было, а он с непокрытой головой, в темном пальто и бордовом шарфе, повязанном на манер банта. Но больше всего мне запомнилось его вежливое отношение ко всем людям, независимо от их служебного положения. Невольно сравниваешь его с нашими бывшими лидерами, и сравнение это не в их пользу. Французы вообще держатся очень просто. В благодарность за обеспечение их безопасности они дали в нашу честь обед с местными блюдами, но с французскими винами. Была, правда, и водка, которая так понравилась французам, что они даже попытались состязаться с нами в ее распитии. Но, конечно, безуспешно.

- Вы общались со своими коллегами из охраны Миттерана?

- Нет. Я их вообще не видел. Конечно, телохранители у него были, но в глаза не бросались. Визит прошел нормально, но без курьезов все же не обошлось, когда уже проехала машина президента, вдруг откуда-то выскочила дворняга. Как она проскочила через тройной кордон? Французы восприняли ситуацию с юмором, но наши после отъезда высокого гостя еще долго выясняли, по чьей вине произошел «инцидент» с собакой.

- А из наших лидеров кого вам доводилось встречать?

- Я участвовал в обеспечении безопасности Руцкого, Ельцина, когда тот прилетал в Новосибирск. Он был тогда Председателем Верховного Совета. Без всякой помпы приехал, вышел на площадь, его тут же окружила толпа.

- Вернемся к авиационной безопасности. После событий в Америке говорили о каких-то дополнительных мерах, принимаемых в авиации.

- Да. Взрывы в Нью-Йорке прозвучали в сентябре, и комплекс мер был принят незамедлительно. Предусматривают они очень многое. Например, во избежание захвата террористами член экипажа не должен выходить из кабины на долгое время. Не было раньше и стопроцентного досмотра пассажиров из залов ВИП и официальных делегаций. Сейчас практикуется, исключения делают лишь для очень известных лиц, которых трудно заподозрить в терроризме. Строго ограничен сегодня и вес багажа, максимум 5 кг. Нельзя сегодня провозить в самолете ножи, вилки, баллончики с аэрозолем.

P.S. Первая попытка захвата советского самолета произошла в 1958 году в Якутии. Следующая была зарегистрирована в шестьдесят первом году, в семидесятом при захвате террористов была убита бортпроводница Надежда Курченко. Всего с 1958 по 1989 год было совершено 37 попыток захвата самолетов и 311 актов «незаконного вмешательства». Но самым «урожайным» был девяностый год. 32 попытки захвата. Потом волна воздушного пиратства пошла на убыль, и сегодня о нем в России уже практически не слышно.

Резонанс
Новости
ЧП произошло в школе №13 Новосибирска – локоть ученицы 5-го класса застрял между секциями батареи отопления. Прибывшие спасатели боялись ошпарить девочку кипятком.
Почти на 10% больше преступлений было совершено в Новосибирской области в первые десять месяцев 2018 года. Повысилось и количество тяжких и особо тяжких преступлений. Однако есть и позитивные моменты – так, из 151 убийства пока нераскрытыми остаются два эпизода.
Формулировку «за совершением порочащего проступка» экс-начальник ГИБДД Новосибирской области попросил поменять на «в связи с выслугой лет, дающей право на пенсию». С такой просьбой уволенный Сергей Штельмах обратился в Новосибирский суд.
Максим Галкин назвал размер пенсии своей супруги, Аллы Пугачевой. Пенсия певицы была в несколько раз ниже пенсии коллеги по цеху Валерия Леонтьева.
Потерял зуб воспитанник новосибирского хоккея Владимир Тарасенко в матче НХЛ «Сент-Луис» – «Чикаго». Несмотря на боль, бывший игрок «Сибири» воспринял инцидент с улыбкой. Он подобрал зуб и передал его доктору своей команды.
Наконец-то получили свои квартиры в доме №5/3 по улице Вертковская обманутые дольщики. Дом должны были сдать еще 15 лет назад. За прошедшие годы у многих родились и выросли дети, другие отчаялись получить вожделенные метры и купили квартиры в других домах. Но вот 16 ноября была перерезана красная ленточка на последнем подъезде дома.