Новосибирск 11.8 °C

Пожалуйте на досмотр, самолет!

09.07.2002 00:00:00

О том, чтобы полет был безопасным, на земле заботится специальная служба

 Авиационная безопасность - понятие особое, а в связи с известными мировыми событиями эта тема сегодня волнует многих. А поскольку одним из крупнейших авиаперевозчиков в нашем регионе является авиакомпания «Сибирь», то мы и решили выяснить, каким образом здесь обеспечивается безопасность полетов.

Не знаю, как у вас, но лично у вашего покорного слуги при слове «безопасность» воображение сразу рисует портрет чекиста с холодным сердцем, серо-стальными глазами и железной хваткой. Сергей Степанищев, заместитель гендиректора авиакомпании «Сибирь» по авиационной безопасности и режиму, внешне ничем не напоминает рыцаря безопасности. Человек на вид вполне светский, любящий пошутить, тем не менее по каким-то едва уловимым признакам (пристальный взгляд, внутренняя собранность) в нем чувствуется профессионал с головы до ног.

- Как давно организована в авиакомпании ваша служба?

- Практически с самого основания «Сибири». Когда она еще только выделилась из Толмачевского объединенного авиаотряда. Кстати, в свое время я был заместителем командира авиаотряда по авиационной безопасности. Работа, в принципе, похожа, хотя имеются и определенные отличия. В Толмачево нужно было обеспечивать безопасность в основном наземного комплекса, а в компании приходится акцентировать внимание на безопасности воздушных судов и авиационно-технической базы.

- Что входит в понятие авиационная безопасность?

- Этот спецтермин трактуется как состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в ее деятельность.

- Под этим вмешательством подразумевается воздушный терроризм?

- В том числе. Вмешательство может быть и ненасильственным. Например, те же звонки с угрозами взорвать аэропорт или воздушное судно. Когда я еще работал в Толмачевском авиаотряде, поступила информация, что на борту одного самолета, находящегося в воздухе, взрывное устройство. Экипаж принял решение сесть в Толмачево, самолет отвели на дальнюю стоянку, пассажиров удалили, вызвали представителей милиции и КГБ. Самолет обыскали сверху донизу с металлоискателями, собаками, но информация не подтвердилась.

Приблизительно в то же время в аэропорту был найден бесхозный чемодан. Просветили его интроскопом, содержимое оказалось похоже на взрывное устройство. Осторожно вскрываем, а там лежит топор с какими-то проводами. А потом и хозяин чемодана нашелся, плотник, кажется. Эти, казалось бы, пустяковые случаи показывают бдительность служб безопасности в авиации. В чемодане ведь могло оказаться что угодно.

- Каковы функции вашей службы в авиакомпании?

- Прежде всего, мы разрабатываем и выполняем программы авиационной безопасности, охраняем объекты авиакомпании в Толмачево и Внуково. Тесно сотрудничаем со службами безопасности аэропортов, в том числе и в Толмачево. А вот в Домодедово авиабезопасность обеспечивает местная фирма «Ист лайн авиэйшн секьюрити». Мы с ней также взаимодействуем. Например, перед вылетом идет обязательный досмотр самолета. И наши представители присутствуют при досмотре. Сложнее ситуация во Внуково, где остался ряд объектов, принадлежащих компании, - авиационно-техническая база, материальные ценности, которые нужно охранять, иначе их просто растащат. Такие попытки, кстати, были, и неоднократно.

- Ваша служба сотрудничает с ФСБ?

- Мы взаимодействуем. Это более точное определение. У нас есть общее поле для взаимодействия - борьба с терроризмом, самым опасным незаконным вмешательством. Пример нашей совместной работы - разработка плана действий при захвате воздушного судна. Пока, слава Богу, применять его на практике не приходилось.

- Вам не приходилось обеспечивать безопасность высоких гостей, прилетающих в Толмачево?

- Приходилось. Я участвовал в обеспечении безопасности многих лидеров бывшего соцлагеря: Яноша Кадара, монгольского «кормчего» Цеденбала. Но больше всего мне запомнился прилет французского президента Миттерана. Он прилетал на «Конкорде». Самолет мощнейший. Взлетает как истребитель, вертикально, пламя из сопел. Сам Миттеран - типичный такой «киношный» француз. Наши все в шапках, холодно было, а он с непокрытой головой, в темном пальто и бордовом шарфе, повязанном на манер банта. Но больше всего мне запомнилось его вежливое отношение ко всем людям, независимо от их служебного положения. Невольно сравниваешь его с нашими бывшими лидерами, и сравнение это не в их пользу. Французы вообще держатся очень просто. В благодарность за обеспечение их безопасности они дали в нашу честь обед с местными блюдами, но с французскими винами. Была, правда, и водка, которая так понравилась французам, что они даже попытались состязаться с нами в ее распитии. Но, конечно, безуспешно.

- Вы общались со своими коллегами из охраны Миттерана?

- Нет. Я их вообще не видел. Конечно, телохранители у него были, но в глаза не бросались. Визит прошел нормально, но без курьезов все же не обошлось, когда уже проехала машина президента, вдруг откуда-то выскочила дворняга. Как она проскочила через тройной кордон? Французы восприняли ситуацию с юмором, но наши после отъезда высокого гостя еще долго выясняли, по чьей вине произошел «инцидент» с собакой.

- А из наших лидеров кого вам доводилось встречать?

- Я участвовал в обеспечении безопасности Руцкого, Ельцина, когда тот прилетал в Новосибирск. Он был тогда Председателем Верховного Совета. Без всякой помпы приехал, вышел на площадь, его тут же окружила толпа.

- Вернемся к авиационной безопасности. После событий в Америке говорили о каких-то дополнительных мерах, принимаемых в авиации.

- Да. Взрывы в Нью-Йорке прозвучали в сентябре, и комплекс мер был принят незамедлительно. Предусматривают они очень многое. Например, во избежание захвата террористами член экипажа не должен выходить из кабины на долгое время. Не было раньше и стопроцентного досмотра пассажиров из залов ВИП и официальных делегаций. Сейчас практикуется, исключения делают лишь для очень известных лиц, которых трудно заподозрить в терроризме. Строго ограничен сегодня и вес багажа, максимум 5 кг. Нельзя сегодня провозить в самолете ножи, вилки, баллончики с аэрозолем.

P.S. Первая попытка захвата советского самолета произошла в 1958 году в Якутии. Следующая была зарегистрирована в шестьдесят первом году, в семидесятом при захвате террористов была убита бортпроводница Надежда Курченко. Всего с 1958 по 1989 год было совершено 37 попыток захвата самолетов и 311 актов «незаконного вмешательства». Но самым «урожайным» был девяностый год. 32 попытки захвата. Потом волна воздушного пиратства пошла на убыль, и сегодня о нем в России уже практически не слышно.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: