Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Проверки на дорогах: новые правила, прежние огрехи...

12.07.2002
О новшествах Кодекса об административных нарушениях, касающихся водителей, - интервью начальника отделения административной практики Управления ГИБДД ГУВД Новосибирской области Алексея Мороза

О новшествах Кодекса об административных нарушениях, касающихся водителей, - интервью начальника отделения административной практики Управления ГИБДД ГУВД Новосибирской области Алексея Мороза

 В первые июльские дни сотрудники ГИБДД в среднем по области регистрировали примерно по полторы тысячи дорожно-транспортных нарушений. Сравним: в июне эта цифра ежедневно приближалась к четырем тысячам. Что, враз обрели дисциплинированность наши водители? Увы, чудес не бывает. Просто с первого июля вступил в действие новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях с двенадцатой главой, посвященной «проверкам на дорогах».

Такая реакция, пожалуй, может быть объяснима двояко. Маловероятно, что водители, изучив заблаговременно Кодекс, преисполнились сознательности. Хотя это и не исключено. Скорее второе - сотрудники ГИБДД пока присматриваются, примериваются к новому закону. Да и писанины им теперь больше, так что, может, пока не успевают. Раньше ведь что - штрафанул на месте и «ехай, водитель, дальше». Теперь и водительские права просто так не возьмешь.

Впрочем, что касается статей закона, забегаю вперед. А пока свежий пример. На трассе, что идет в Черепаново, еще в пределах Бердска нигде не работающий владелец «Хонды-Прелюдии» превысил скорость на шестьдесят километров, как зафиксировал прибор «Барьер». А технику не обманешь: вместо положенных максимальных в городе 60 километров водитель газанул на 123. Права у него тут же изъяли. Теперь судьбу его будет решать начальник районной ГИБДД, или дело пойдет в суд, который вправе наложить штраф до пяти минимальных размеров оплаты труда или лишить прав вождения от двух до четырех месяцев. (Кстати, напомню - мы об этом на этой неделе уже писали - «минималка», принятая при расчете штрафов за административные правонарушения, равняется ста рублям, как предписано Законом «О минимальном размере оплаты труда в РФ». Сто рублей - базовый штраф). Такого нарушения и, соответственно, такой за него меры наказания в прежнем Административном кодексе вообще не было.

О новшествах, которые приняты и которые надлежит исполнять водителям и инспекторам ГИБДД, разговор с начальником отделения административной практики Управления ГИБДД ГУВД Новосибирской области Алексеем Морозом.

- Понятно, что в одной беседе невозможно даже коснуться всех изменений. Что бы вы отметили как наиболее важное в новом Кодексе?

- На мой взгляд, такое очень существенное нововведение: теперь инспектор может изъять водительские права только по десяти статьям, а не так, как раньше, - почти во всех случаях нарушений Правил дорожного движения. По-новому водительские права теперь изымаются на месте как временная мера для обеспечения безопасности до решения суда или руководителя ГИБДД только по тем составам, по которым это предусмотрено. Когда, например, пьяный за рулем. Когда водитель не выполняет законное требование нашего сотрудника о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Это было и раньше. Введены новые составы, например, выезд на полосу встречного движения. Еще совершенно новое нарушение и наказание. Водитель не может оставить место ДТП, он обязан находиться там и выполнить все предписанные процедуры. Наказание за это - штраф от десяти до пятнадцати «минималок» или лишение прав от шести месяцев до года и даже административный арест до пятнадцати суток. Хочу подчеркнуть, что новый Кодекс более конкретизирован. Нарушения остались те же, но теперь они разбиты более узко на много составов.

- То есть детализированы. А полезно ли это с точки зрения водителя-нарушителя? То есть окажет ли новый закон влияние на безопасность дорожного движения, а значит, и пассажиров, и пешеходов?

- Сейчас на это, пожалуй, никто точно не ответит. Время покажет. Закон несет профилактическую нагрузку. Думаю, конкретизация ответственности должна оказать положительное воздействие, по крайней мере, на многих. Почитает человек и задумается, не все, конечно. Да и штраф минимальный возрос - на тридцать рублей. Хотя деньги для нарушителя - не стимул быть дисциплинированным.

- Все комментарии по новому Кодексу обязательно подчеркивают - теперь инспектор отстранен от денег, штраф принимать теперь не его компетенция. Как это будет происходить?

- Штрафы на месте без составления протокола будет выписывать инспектор по упрощенной схеме по шестнадцати составам, если штраф в пределах одного МРОТа. Но пока что мы еще в глаза не видели специальной квитанции-постановления. Когда нарушение тянет до трех «минималок», инспектор вправе сам вынести постановление о наложении штрафа. В остальных случаях инспектор должен составлять протокол, нарушитель приглашается на комиссию в ГИБДД - к начальнику инспекции. А тот решает, как и на сколько наказать нарушителя, или передает это на усмотрение суда. Но в любом случае штраф надо платить в Сбербанке. Срок уплаты - тридцать дней. Потом взыскание направляется по месту работы или учебы. Если и там не удалось взыскать, то передается судебным приставам.

- Не исключено, что столь канительная процедура одних подстегнет не нарушать или, если нарушил, сразу платить. А других - «рассчитываться» на месте, как было всегда. Ведь инспектора остались те же.

- Спорить трудно, и комментировать не берусь. Скажу, что у нас работает контрольно-профилактический отдел, который сейчас активизирует свою деятельность. Действительно, оплата штрафа осложнилась. Не каждый нарушитель поспешит в Сбербанк, чтобы отдать свои кровные, пусть пятьдесят - сто, да даже и двести рублей... Не каждый захочет в очереди стоять... Наверное, в первое время все будет совсем не просто. Отрабатываем взаимодействие с судебными приставами. Хотя это, в общем-то, не наша проблема - брать штрафы.

- Впервые в Административный кодекс введена статья о презумпции невиновности. Сомнения толкуются в пользу предполагаемого нарушителя. Видимо, во многих случаях инспекторам придется отстаивать свою точку зрения в суде как свидетелям. Готовы ли ваши коллеги к этому?

- В процессуальной части Кодекса сказано, что свидетель «может быть вызван» в суд. Решает это он сам с руководством или суд.

- Много говорят, как о демократическом завоевании, о запрещении использовать так называемые эвакуаторы, снимать номерные знаки.

- К статье о нарушении правил остановки или стоянки транспортных средств есть примечание. Цитирую: «...запрещается применение блокирующих устройств, эвакуация транспортных средств, удержание их на стоянках, снятие номерных знаков, применение иных принудительных мер, не предусмотренных федеральным законом». Казалось бы, все ясно - запрещается, и все. Мы этого не делаем уже года два. Но введена статья о наказании, направленная в первую очередь против сотрудников ГИБДД: за эвакуацию, снятие номерных знаков - штраф на должностных лиц до двадцати «минималок». И что такое «номерной знак»? Мы знаем, что есть государственный регистрационный знак. Подобных неточностей в новом Кодексе немало. Например, еще такое. В пятой части статьи о задержании транспортного средства сказано, что это, а также помещение его на стоянку осуществляется в порядке, установленном правительством. Но пока что такого «порядка» мы не имеем.

- А если водитель - злостный нарушитель, не платит штрафы, права у него отобрать нельзя - ничего не совершил из упомянутых выше десяти составов, как быть? Какая мера ответственности?

- Когда протоколы попадают к начальнику, он и сам может проверить, что числится за нарушителем, и соответственно определить наказание. И суд вправе учесть прежние проделки. К тому же в новом Кодексе есть статья: обстоятельства, отягчающие ответственность, в том числе и повторное совершение однородного правонарушения. Так что надо применять закон. Нашу главу в Кодексе мы рассматриваем с позиции безопасности дорожного движения и сохранения жизни людей. Наша цель, чтобы люди не гибли и не становились инвалидами под колесами... Профилактический смысл закона - не нарушай, и не будешь платить...

- В таком случае конкретный вопрос. Уже устали говорить о машинах на тротуарах. Ездят без всяких правил. Идешь по тротуару, вроде бы должен чувствовать себя в безопасности, и вдруг сзади визг тормозов, а то и сигнал: уступи, мол, дорогу. Машины стоят во дворах, вдоль домов... Это правильно?

- Конечно, нет. Очередное новшество в Кодексе, конкретизирующее данное нарушение: если транспортное средство на тротуаре влечет создание препятствий для движения пешеходов, то это наказывается штрафом до двух минимальных размеров оплаты труда. Такого прежде не было.

- Значит, теперь инспектор может оштрафовать водителя на тротуаре на двести рублей? Нормально. Но, думается, у гаишников на такое просто сил не хватит, руки не дойдут...

- Может быть и так, согласен. Но все же проводили и будем проводить специальные мероприятия... Кстати, еще новшество: нарушения правил движения в жилых зонах. Раньше они отдельно не выделялись. В жилых зонах, во дворах первостепенное право движения оставлено за пешеходом.

...Первые недели действует новый Кодекс об административных правонарушениях и его двенадцатая глава, касающаяся транспорта и водителей. Понятно, что совсем рано делать какие-то выводы. Тем более, что немало положений можно считать непроясненными, мягко говоря. Например, то самое временное разрешение - зеленое - водители теперь могут выбросить, оно новым законом не предусмотрено. Но зато по Правилам дорожного движения имеет место быть. Но сами Правила пока не претерпели изменений, они сейчас не в ладу с Кодексом. Ходят по инстанциям, как и другие постановления, уже упоминавшиеся «О порядке задержания транспортного средства, помещение на стоянку и хранение», «О порядке медицинского освидетельствования граждан на состояние опьянения». Что ж, большевистский принцип: «Главное - ввязаться в драку, а там видно будет» - сохраняется...

Резонанс
Новости
Номерные знаки по новому ГОСТу начнут выдавать в России с 1 января 2019 года, говорится в приказе Росстандарта. Изменения в первую очередь затронут мотоциклетные номера – они станут меньше в размерах. Знаки для праворульных авто примут форму, приближенную к квадрату.
Незаконные действия при переезде в Австрию стали поводом для возбуждения уголовного дела в отношении Натальи Юрченко – супруги бывшего губернатора Новосибирской области Василия Юрченко, который ранее также получил приговор.
Лягушку с необычайно ярко-желтым окрасом встретили на улице жители Новосибирска.   Специалисты предположили, что земноводное мимикрировало под цвет осенних листьев.
На Михайловской набережной Оби появится «Комната запахов». Так архитекторы проекта называют небольшую площадку под открытым небом, которая находится в парке «Городское начало». Вокруг нее высадили ароматные растения.
Новосибирская команда рискует установить антирекорд КХЛ. За восемь первых матчей команда не набрала ни очка. В клубе поменяли главного тренера, расстались с несколькими игроками, однако все тщетно. В чем причины ужасного старта – в материале VN.ru.

Отец шестерых малолетних детей ненадлежащим образом исполнял возложенные на него обязанности по их воспитанию, не заботился и часто избивал. Именно горе-родитель признан виновником пожара, который унес жизни его детей. После трагедии циничный папаша сбежал в Москву для участия у телешоу.