Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Виктор Серов: «Литературе и кинематографу сегодня не хватает героя...»

12.07.2002
Виктор Серов - журналист, литератор, сценарист и режиссер документального кино, генеральный директор Западно-Сибирской студии кинохроники. Но его книга, только что увидевшая свет - «Прощай, последний герой!» - не о журналистике и не о кино.

Виктор Серов - журналист, литератор, сценарист и режиссер документального кино, генеральный директор Западно-Сибирской студии кинохроники. Но его книга, только что увидевшая свет - «Прощай, последний герой!» - не о журналистике и не о кино.

 Речь в ней идет о поколении 80-х - молодых рабочих и инженерах, строивших БАМ, северную ЛЭП, тянувших газопровод... Ехали на Север, чтобы реализоваться, состояться и заработать большие честные деньги. Годами жили в вагончиках, не держащих тепла... Без дорог, столовых, гостиниц, больниц... С постоянной тоской по чистой рубашке, твердому асфальту, свежей газете, женщине.

Почему сейчас - и вдруг о восьмидесятниках?

- Считаю, что в современной литературе и кино у нас нет положительного героя, - говорит Виктор Серов, - нет созидательных людей и, главное, нет героев из прослойки так называемого простого народа. Я говорю «так называемого», потому что простых людей нет. И жизнь этих простых людей тоже не простая, она просто другая...

Герои его книги из простых и созидающих. Сам автор - тоже из того «бамовского поколения» - работал в Якутии, Амурской области, Хабаровском крае, Арктике и по своей основной специальности - журналистом, и по второй - водителем на тяжелых грузовиках. Почти 10 лет в условиях бамовского экстрима. Попадал под взрывы, переворачивался, пересекал Амгунь по проваливающемуся под колесами груженого «Магируса» льду, тушил руками загоревшийся двигатель...

По ночам, когда «назад пятьсот, вперед пятьсот», боясь уснуть за рулем, орал песни Коли Шипилова:

- Знаю, что многие другие дальнобойщики тоже орут по ночам песни. Только не знаю - какие...

Стихи Николая Шипилова, с их особым настроением, интонацией, чуть грубоватой мужицкой правдой и нежностью, органично вошли в его книгу:

... Нужно сделать тысячи
Ошибок,
Чтобы научится понимать
Жизнь;
Нужно увидеть тысячу
Восходов и закатов,
Чтобы узнать цену солнца;
Чтобы узнать любовь -
Нужно один раз полюбить.
И увидеть спину
Уходящего навсегда
Любимого человека.

 Годы, проведенные на «северах», до сих пор не дают забыть о себе. У него обморожены пальцы, которые немеют при легком морозе, сплющены позвонки (шоферская братия знает, что такое езда по «стиральной доске»), что-то в организме навсегда отравлено выхлопными газами... Но, читаем в книге, «главное - я уцелел. Не все мои товарищи убереглись». Кто-то замерз на таежной трассе, чья-то машина ушла под лед... О них, «последних наших героях мирного времени», как сказано в послесловии, его книга. «После пошли сплошные «менты» и ребята, действующие в спецэкстримах и перед камерой»...

***

Никаких прямых аналогий с телевизионным «Последним героем», утверждает автор, в его «Последнем герое» нет. И вообще писалась книга задолго до возникновения проекта на ОРТ, и название тоже придумалось давно...

И все же вольно или невольно, но полемика с нашумевшим телешоу определенно есть. Не с конкретным проектом, а шире - как сопоставление разных систем ценностей и моралей разных времен. Одна - «вытащить, а не вытолкнуть», другая - «вытолкни, не то вытолкнут тебя».

Не случайно, бывшим бамовцам было так трудно вписаться в изменившиеся правила жизни:

- Они привыкли преодолевать совсем другие трудности...

В свое время Виктор Серов писал сценарий о таком «невписавшемся». Это был фильм «Я выживаю. Мы выживаем» о судьбе уважаемого на БАМе человека Кости Камбегова, растерявшегося в постперестроечной жизни...

И в его повести, вошедшей в книгу «Старания юного Ветрова», тоже есть печальные страницы о постперестроечном бытии дальнобойщиков. «С Ветровым, - читаем, - в последний раз - в самый последний - я свиделся в середине 90-х. Женщины в черном, у мужчин - глаза пустые. Лобовое стекло грузовика Ветрова пересекает трещина, в водительской дверке - пулевое отверстие. Взял груз мануфактуры до Новосибирска. Без охраны. Ну а под Каинском ночью его и прижали...». Впрочем, криминал на дорогах - совсем другая тема. (Об этом его сценарий к фильму «Разборки на дорогах», который, кстати, получил приз на фестивале в Кракове.)

Но ностальгии по прошедшим временам, говорит Виктор Серов, у него нет. Человек он конкретный, занятый делом, предаваться «грусти по поводу» некогда. Да и что ностальгировать, у каждого времени свои песни.

Помнит, что когда его повесть «Новогодний рейс» был в 80-х опубликована в «Сибирских огнях», какой-то бамовский босс написал на него донос в областной комитет КПСС, что-де клевещет, бросает тень и проч. Журнал тогда своего автора отстоял, объявив прозу не документальной, а художественной, но факт остается фактом. Абсурда всегда хватало.

***

По книге «Прощай, последний герой!» он написал сценарий для полнометражного игрового фильма. Почему бы и нет? Там есть экстрим, любовь, история, характеры... Говорит, что написал от злости - надоело смотреть, что идет по «ящику».

Собирается снимать и документальное кино на заветную бамовскую тему. Заявки еще не подавал - пока не определился с точкой зрения и настроением. Но уже знает, какие интересные эпизоды обязательно войдут в будущий фильм. На восточном участке БАМа, например - на Дуссе-Алинском перевале, есть тоннель, который с двух сторон прорубали заключенные мужского и женского лагерей (БАМ, как известно, строили не только комсомольцы). Над этим тоннелем огромными цифрами в человеческий рост высечена цифра «1953» - год, когда две бригады соединились. Когда бывал в тех местах позже - глазам своим не поверил, вместо «1953» - «1983». Видимо, сдавали участок трассы, рапортовали, салютовали, не мудрствуя лукаво, переправили...

- Какую память для многих поколений убили, - сетует он.

Но будущий фильм, будет не о зэках... И не о полезности магистрали, позже названной «самым длинным памятником эпохи застоя», хотя на эту тему ему тоже есть что сказать... И не о баснословных залежах полезных ископаемых, похороненных потому, что трасса до них чуть-чуть не дотянула... Хотя эти мотивы в фильме обязательно будут, но не определяющими... О чем именно будет фильм, пока для него главный вопрос.

Когда окончательно определится - загрузятся со сьемочной группой на «Урал», он по старой памяти сядет за руль... И будут колесить по БАМу... Останавливаться, жить, искать живых свидетелей тех событий, слушать были и легенды...

- Документальное кино не врет по определению, - говорит он, - может соврать автор, но не камера.

***

- Конечно, меня могут упрекнуть, что и в нашем времени есть свои герои, просто я их не знаю и не вижу, - говорит автор «Поледнего героя». - И дай-то Бог, чтобы это было так! Дай Бог, чтобы нашим новым молодым выпала такая жизненная удача делать дело, нужное и тебе и стране...

Резонанс
Новости
На 58 тысяч километров скручивают пробег машин в Новосибирске. У машин 2017 года выпуска скручивают в среднем «всего» 21 547 километров, у «трехлеток» — почти 40 000 километров. Сайт бесплатных объявлений о купле-продаже автомобилей изучил информацию о скрученных пробегах машин, выставленных на продажу.
Юрий Петухов рекомендован кандидатом для назначения на должность первого заместителя губернатора Новосибирской области, Виталий Голубенко – министра финансов и налоговой политики, Ярослав Фролов – министра труда и социального развития регионального правительства. Им предстоит согласование на сессии Законодательного собрания области.

Сразу три маршрута исчезли утром 18 сентября с левобережья Новосибирска. Советский район частично остался без муниципальных маршруток №5, 6 и 7. Минтранс Новосибирской области взял под контроль ситуацию с общественным транспортом, напомнив мэрии о необходимости тщательней информировать горожан об изменениях в движении маршрутов.
Сто крутых призов за креативные фото в день выборов нашли своих законных владельцев. Итогом фотоконкурса от Издательского дома «Советская Сибирь» в Новосибирске стала церемония вручения подарков за творчество, обаяние и изобретательность. Победители раскрыли секреты, как им удалось покорить фотографиями сердца жюри.
20.09.2018 Жилье. ДОМ
Количество вариантов квартир стоимостью от 0,9 до 1,1 миллиона рублей в Новосибирске за год выросло на 30%  – с 863 до 1119 объектов. Такие данные получили аналитики портала по выбору недвижимости N1.RU.
В зоне рискованного земледелия безродное зерно хорошего урожая не дает. Минсельхоз региона направляет миллионы рублей хозяйствам, приобретающим элитный семенной материал. В 2018 году на этот вид господдержки выделили почти на 20 миллионов рублей больше, чем в предыдущем. Доля площадей, засеянных элитными семенами, посто­янно увеличивается, но не так быстро, как хотелось бы.