Новосибирск 11.3 °C

Реформа ЖКХ - это больше, чем пресловутые 100 процентов за ЖКУ

16.07.2002 00:00:00

 Руководителям жилищно-коммунальных служб администраций муниципальных образований, входящих в Ассоциацию сибирских и дальневосточных городов, направлена резолюция, принятая по итогам XII семинара-совещания АСДГ, проходившего в нашем городе.

На эту встречу, которая состоялась в мэрии Новосибирска в июле, собрались около 100 руководителей жилищно-коммунальных служб из 54 городов Сибири и Дальнего Востока. Предметом их обсуждения стали состояние нормативно-правовой базы реформы ЖКХ и вопросы создания конкурентной среды при оказании жилищно-коммунальных услуг. А по сути разговор шел о специфике реформирования жилищно-коммунального комплекса городов региона.

Поговорили и... не забыли

 Прошедшая встреча, где обсуждался круг вопросов, связанных с преобразованиями в ЖКХ, уже не первая для Новосибирска. В марте 2001 года подобный обмен мнениями уже состоялся на XVII общем собрании АСДГ, и его материалы и решения были переданы в аппараты Полномочных представителей Президента в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. А ровно год назад, в июне, в Новосибирске прошел семинар, где анализировалась практика реализации принципа разделения функций заказчика и подрядчика в ЖКХ, рассматривались проблемы и перспективы реконструкции и модернизации жилищного фонда и инженерных коммуникаций.

За прошедший год Исполнительная дирекция АСДГ совместно с Госстроем РФ и Комитетом по местному самоуправлению Госдумы РФ начала работу по сбору и обработке предложений муниципальных образований к Программе реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса России. В рамках АСДГ была также создана группа экспертов по разработке предложений городов сибирского и дальневосточного регионов в эту программу.

За хижины и дворцы плата разная

 Июльская встреча пополнила копилку опыта регионов и дала новую пищу для анализа. На семинаре речь шла, в частности, об экономических проблемах жилищно-коммунального комплекса, причинах финансовой неустойчивости предприятий ЖКХ и способах ее ликвидации, о правовом регулировании взаимодействия поставщиков и потребителей ЖКУ, опыте приватизации предприятий по производству и предоставлению ЖКУ и др. Новосибирцы представили на обсуждение больше всего докладов. И это не случайно. Похоже, по ряду направлений, касающихся реформирования ЖКХ, наш город продвинулся дальше других соседей по региону. Это отмечалось в выступлениях наших гостей.

Например, удачной была признана сложившаяся в Новосибирске практика дифференцированного подхода при взимании с населения платы за ЖКУ. Во-первых, в зависимости от уровня доходов граждан. Во-вторых, от степени комфортности жилья - за элитное жилье и за «хрущобы» горожане у нас платят по-разному.

В Новосибирске также созданы основы правового регулирования ответственности жилищных организаций и поставщиков за полноту и качество оказываемых жилищно-коммунальных услуг. В 2002 году по инициативе самой власти разработано и принято Положение о снижении платежей населения за некачественные жилищно-коммунальные услуги.

Вызвал интерес новосибирский опыт по разделению функций заказчика и подрядчика при оказании жилищно-коммунальных услуг. Службы дирекции заказчика были созданы в конце 90-х годов в трех районах нашего города - Ленинском, Первомайском, Калининском. Один из показателей эффективности работы этих структур - снижение себестоимости обслуживания одного квадратного метра. Но не только. Как показывает практика, создание дирекций заказчика - способ развития реальной конкуренции в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, повышения их качества, снижения издержек. Не случайно разделение функций заказчика и подрядчика вписано в план мероприятий по совершенствованию жилищно-коммунального комплекса города, который утвержден постановлением мэра Новосибирска на ближайшие два года.

В этом году к трем районам, где работали дирекции заказчика, добавились Кировский и Заельцовский. Вероятно, до конца года аналогичные структуры появятся и в оставшихся пяти районах.

Жильцы должны стать союзниками

 Документом, принятым по итогам встречи представителей городов АСДГ, рекомендовано также распространять опыт новосибирских властей по стимулированию населения к участию в управлении и сохранении жилищного фонда. О том, как поставлена работа в Новосибирске, рассказал на встрече председатель комитета ЖКХ мэрии Владимир Знатков. Сегодня в муниципальных домах избрано более 4300 старших по домам и около 5600 старших по подъездам. Но главное, что возрастает не только численность выборных лиц по месту жительства, но и их активность. Налаживается их совместная работа с жилищными, общественными, ветеранскими организациями, службой участковых уполномоченных.

Этот опыт тем более важен, что недостаточное участие населения в содержании и управлении жилфондом называется специалистами в числе наиболее актуальных проблем ЖКХ - наряду с такими серьезными, как финансовые сложности, необходимость капитального ремонта и реконструкции ветхого жилья и инженерных коммуникаций, организационным совершенствованием управления отраслью и др. Потому-то сегодня муниципальными властями ставится задача сделать население инициатором и активным участником преобразований в ЖКХ.

Эта мысль и нашла отражение в резолюции, обращенной к руководителям жилищно-коммунальных служб администраций городов, входящих в АСДГ.

Копейка рубль бережет...

 Кроме того, этим документом рабочей группе по разработке методологии преобразования жилищно-коммунального комплекса городов Сибири и Дальнего Востока поручено приступить к выработке рекомендаций и типового пакета документов по проблемам энергоресурсосбережения. Сегодня востребованность ресурсосберегающих мероприятий на уровне муниципалитетов явно недостаточна, хотя в ряде городов (в том числе и Новосибирске) программы энергосбережения реализуются. В частности, о том, как в нашем городе стимулируется «энергоресурсо-

сбереженческое» поведение участников производства и потребления ресурсов, рассказал на семинаре Вячеслав Макаров, директор МУП «ТЭРС».

В документе, принятом по итогам семинара-совещания, нашли также отражение и другие реалии сегодняшнего состояния важнейшей жизнеобеспечивающей сферы. Как признают участники встречи, хотя в большинстве городов сибирского и дальневосточного регионов в той или иной степени преобразования уже начались, они носят пока фрагментарный и бессистемный характер. Поэтому у АСДГ есть намерение взять на себя выработку стратегии реформирования ЖКХ и методических рекомендаций по ее проведению в городах Сибири и Дальнего Востока, с учетом имеющегося опыта и специфики этих регионов.

...а капля камень точит

 В ходе работы семинара-совещания Владимир Анисимов, директор департамента энергетики и ЖКХ мэрии Новосибирска, обозначил также ряд важнейших проблем, ставших сегодня тормозом для развития отрасли. К их числу можно отнести, например, пробелы в законодательстве, связанные с реконструкцией жилья, с формированием договорных отношений, с невозможностью принять действенные меры в отношении неплательщиков за жилье и получателей жилищных субсидий, скрывающих свои истинные доходы, и др. Сегодня муниципалитеты бьются с этими проблемами в одиночку. Дело может сдвинуться с мертвой точки, если АСДГ обобщит свои предложения по этим проблемам и представит их для рассмотрения на федеральном уровне. Имеющиеся прецеденты говорят о том, что этот механизм может сработать.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: