Новосибирск -5.7 °C

Потому и болеем больше, что люди на кране трясутся?

17.07.2002 00:00:00

 По итогам прошлого года в Новосибирской области количество профзаболеваний увеличилось на треть. И если раньше мы смотрелись более-менее благополучно на общероссийском уровне, то теперь приближаемся по показателям чуть ли не к традиционно опасным шахтерским городам.

Простая дробь - одна третья - стала за последнее время для нас практически магическим числом. Судите сами: по последним статистическим данным, на территории области проживает около 2,5 миллиона человек. Из них работает и приносит пользу 900 тысяч. В свою очередь, из этих 900-300 тысяч (одна треть) задействованы на предприятиях с вредными и опасными условиями труда. А после прошлогодней проверки обнаружилась еще одна треть - именно столько предприятий НСО не обеспечивают на производстве необходимых санитарных норм по охране труда. Туда попал, например, Новосибирский песчаный карьер, где 60 процентов анализов воздуха на содержание пыли до 10 раз превышают ПДК. На Сиблитмаше, Элсибе, Тяжстанкогидропрессе эксплуатируются оборудование и станки, уровень шума от которых превышает 100 децибел (для сравнения - в турбине самолета развивается шум около 140 децибел). А на Новосибирском инструментальном заводе вообще настолько низкая санитарная культура, что там постоянно регистрируются заболевания туберкулезом.

По структуре профзаболеваний Новосибирск несколько отличается от средних показателей по стране. Больше всего у нас развито машиностроение:

кузницы, механосборочные цеха, обогатительные фабрики и так далее. Поэтому на первом месте вибрационная болезнь и профессиональные поражения органов слуха. Немного от них отстают заболевания органов дыхания: бронхиты и пневмокониозы. На третьем месте поражения опорно-двигательного аппарата и инфекционные заболевания. В России же в целом у людей больше всего проблем с легкими и органами движения.

О том, как бороться со зловредными третями, нам рассказала руководитель клиники профессиональных заболеваний Елена Потеряева:

- Десять лет назад, когда развалилась экономика, предприятия начали «скидывать» всю социальную инфраструктуру: детские сады, профилактории, здравпункты. У крупных предприятий были и свои поликлиники, и свои стационары, где работали врачи, хорошо разбирающиеся именно в специфике данного производства. Поэтому была выстроена очень хорошая цепочка: профилактика - диагностика - лечение - реабилитация.

Потом эту работу стали проводить простые поликлиники, не обученный специально медперсонал. Естественно, по всем звеньям цепи качество услуг снизилось. Отсюда и статистика: нельзя однозначно сказать, что люди стали больше болеть, просто учет стал эффективнее. И, возможно, процент выявленных заболеваний из года в год будут расти. В этом нет ничего удивительного. Например, в Финляндии, где всего 8 миллионов работающего населения, цифры профзаболеваний такие же, как в целом по России.

Большинство профзаболеваний не возникают сиюминутно, это достаточно длительный процесс: пока человек из группы риска перейдет в категорию больного. Менять непригодные из-за уровня шума и вибраций станки и кормить сотрудников витаминами нередко «забывают», а периодические медосмотры носят чисто формальный характер. Так, из-за этого на заводе им. Ефремова, например, за последние два года произошла настоящая вспышка профзаболеваний - двадцати (!) крановщицам был поставлен диагноз «вибрационная болезнь», хотя до этого они проходили осмотры, и их не отсранили от работы в опасных условиях.

Недавно изменились льготы лицам, потерявшим здоровье на рабочем месте. По новому положению о социальном обеспечении, на одного больного с диагнозом «профзаболевание» государство теперь тратит от 100 до 200 тысяч рублей в год. Во-первых, это денежная компенсация, во-вторых, обязательное бесплатное санаторно-курортное лечение раз в год. Плюс к этому медицинское обслуживание и дополнительное питание для некоторых категорий больных.

Можно сказать, что сейчас профнепригодность стала выгоднее. Недавно сразу 24 человека с Новосибирского мясокомбината обратились в клинику с просьбой подтвердить наличие бруцеллеза, полученного во время работы. Диагноз пришлось подтвердить, несмотря на яростные возражения руководства комбината. Причем это серьезное инфекционное заболевание было у сотрудников уже в хронической форме. Но раньше они предпочитали скрывать болезнь, работать было выгоднее, а тут наметилось сокращение штатов, кое-кого отправили бы на пенсию. Впрочем если по итогам какого-либо расследования выяснится, что работник сам спровоцировал профзаболевание или это произошло из-за его халатности, то из суммы по возмещению ущерба вычтут 25 процентов.

Мы пытаемся контролировать деятельность более-менее крупных предприятий. Но есть еще частные предприниматели, которые иногда вообще не заключают договор, когда берут людей на работу. Настаивать на этом надо обязательно, потому что без договора мы практически не в состоянии доказать вину работодателя и компенсировать потерю здоровья. Мы разбирали случай, когда водитель одного мелкого ЧП по производству алюминия перевозил из Новокузнецка в Новосибирск мешки с плавиковой кислотой. Мало того, что не были соблюдены элементарные правила техники безопасности при работе с ядовитыми грузами, так он еще и груузил их, буквально прижимая к себе. В результате - тяжелейшее отравление и потеря работоспособности. А работодатель, естественно, все отрицает. И формально доказать его вину нельзя.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: