Новосибирск 8.7 °C

С точки зрения «столичного» жителя

17.07.2002 00:00:00

(Почти «Записки путешественника»)

 Последний раз я был в Омске пять лет назад. Тогда город показался мне зеленым, ухоженным, а дороги, это уж несомненно, здесь были гораздо лучше новосибирских. В своих наблюдениях я не ошибся. В начале 80-х Омск входил в пятерку самых зеленых городов России, а про его зеркальные трассы знал любой водитель, даже не бывавший там, по рассказам.

Омск и сейчас по-прежнему город достаточно зеленый, но, увы, во многих местах эта зелень буквально дикорастущая. Если в центре трава еще хоть как-то скашивается, то шаг за центр - и на газонах море бурьяна. Лопухи, «кобылка», одуванчики. Бросается в глаза, что почти нет цветов, даже в центре. Зато есть во множестве мусорные кучи. Не те, что порой бывают и у нас возле мусорных контейнеров, если по какой-либо причине задержалась уборочная машина, а кучи полноценные, холмистые, как курганы. Все это на фоне старых тополей, имеющих обыкновение даже при небольшом ветре ломаться на середине ствола. Тоже видел сам. По всем законам такие деревья надо спиливать, хотя бы ради безопасности граждан, заменяя их новыми, но никто в Омске, похоже, этим всерьез не занимается. Дороги, увы, стали обыкновенными, российскими, то есть в меру разбитыми.

Причина подобной неухоженности, как мне пояснили знакомые омичи, в длительной войне между обладминистрацией в лице губернатора Полежаева и мэрией в лице господина Ращупкина. Цветы не высаживались намеренно (по версии обладминистрации), а мусор не убирался расчетливо. По версии же мэрии, обладминистрация «подгребла» все финансы под себя и не выделяла городу достаточных средств на уборку. Хотя война некоторое время назад закончилась сменой мэра и разгоном его команды, заметных улучшений жизни, что обещались омичам, не наступило.

Больше того, по ряду показателей жизнь ухудшилась. Допустим, цены на продовольственные и промышленные товары в Омске такие же, как и в Новосибирске, но доходы омичей в целом ниже, чем у нас. Вообще рыночная инфраструктура развита здесь не то что слабо, а очень слабо. Мы уже привыкли к тому, что у нас через каждые метров пятьдесят (максимум сто) если не магазин, то сеть ларьков. Отвыкли, что покупки, как это было при «социалистическом строе», можно делать до девяти часов вечера, а дальше хоть караул кричи. В Омске (исключая, конечно, центр) можно пройти в поисках магазина и сто, и двести-триста метров. С ночными магазинами совсем дело труба. Они есть, но в мизерном количестве.

В Омске хорошо ходят маршрутки, но в целом транспорт переполнен. Лично мне явно не хватало метро, его мобильности. Интересно, что когда я сказал про магазины и метро некоторым из своих знакомых омичей, то люди меня явно не поняли. Неудивительно. Как справедливо заметил Жванецкий, трудно спорить о вкусе устриц, которых ты никогда не пробовал.

Безусловно, город немыслим без «смычки» с областью. Ведь именно оттуда идут важнейшие продовольственные товары - зерно, молоко, мясо. В прошлом году в Омской области, как и в Новосибирской, был собран рекордный урожай пшеницы. Часть урожая не удалось сохранить, потому что не были заблаговременно подготовлены хранилища. В результате не получилось ожидаемого снижения цен на хлеб. Реакция власти - молчание. Поэтому я не удивился, когда услышал, что в Омской области есть только один процветающий район, и тот «немецкая слобода». То ли работать люди умеют, то ли, что более вероятно, помогают инвестициями соотечественники из Германии.

Впрочем, моя «сибирская столичность» и «столичная избалованность» меня в итоге подвели. Надо было снять жилье, и я, не долго думая, обратился в частное агентство по аренде жилья. Называлось оно «Тихий дом». Привыкнув к тому, что в Новосибирске подобные «частные агентства» в массе своей, особенно крупные, работают добросовестно, чтобы соблюсти престиж, я и не ожидал, какой меня ждет подвох. С меня взяли пятьсот рублей за посреднические услуги и дали три адреса, по которым, как меня уверили в «Тихом доме», сдается жилье. Потратив на это почти день, я убедился, что меня грубо надули. Все три квартиры оказались сданы, причем только один квартиросъемщик сотрудничал с агентством, а остальные развешивали объявления «на столбах» и ни о каком агентстве знать не знали. Деньги мне, понятно, не вернули, предложив «искать жилье дальше». Подумав, я решил рассказать о случившемся коллегам-журналистам, полагая, что это тема для добротного репортажа, как для газеты, так и для телевидения. Такая мошенническая фирма при широкой общественной огласке - труп. Но и в этом случае я тоже оказался наивен. Коллеги, разделяя мое возмущение, стали тем не менее отмахиваться от меня, как черти от ладана. Общий смысл отказа сводился к следующему: недопустимо показывать «плохое», ибо это может быть воспринято как критика губернатора, а губернатора ни в коем случае критиковать нельзя. Только хвалить.

Хвалят же господина Полежаева взахлеб практически все СМИ Омска за исключением трех газет. Две из них, впрочем, имеют слабое финансирование и поэтому малотиражные. Хвалят - это мягко сказано. На всех телеканалах просто полная аллилуйщина. Представьте, что вы смотрите «Новости», а там из десяти сюжетов восемь посвящено губернатору. Губернатор учит учителей, как им надо учить школьников. Губернатор учит школьников, как им надо учить уроки. Губернатор на выплавке стали, губернатор на пшеничном поле, он же в библиотеке, он же на выставке «народного хозяйства», он же курирует заводы, помогает сиротам, ну и т. д. После такого ежедневного телепросмотра у меня создалось дикое ощущение, что я нахожусь где-то в Китае времен правления Мао. Разве что цитатников с речами вождя не раздают, но, как говорится, еще не вечер. Откуда журналисты умудряются набирать столько хвалебного материала про одного человека - диво дивное. Причем за этот грубейший PR журналисты (в общей массе) получают не больше зарплаты, но зато все ходят под страхом увольнения за малейшую «политическую оплошность». Новосибирску, слава Богу, удалось избежать подобного.

Жить я стал в итоге у товарищей, к которым в гости и приехал, и они же меня предупреждали, что поздно вечером по Омску лучше одному не ходить. Официальная статистика «криминальных» происшествий не совпадает с действительностью. Конечно, я их не послушал, ходил, и ничего страшного со мной не случилось. Большинство омичей на самом деле люди приветливые и добропорядочные. Много со вкусом одетых парней и красивых девушек. Омск ведь по-прежнему город во многом студенческий. Город и старый, и молодой одновременно. В нем бывали Достоевский, Ярослав Гашек и многие другие исторические личности, вплоть до Ермака, чье знамя не так давно нашли в старинной часовне, перебирая ее кладку. Молод же он - как раз молодежью. Ее энергией, инициативой, изобретательностью. Поэтому у меня есть некоторая надежда, что эта энергия сорвет крышку с котла вместе с теми политиканами, что ее надвинули.

Новосибирск, как я убедился (хотя бы сам для себя), действительно, столица Сибири. От Урала и до Тихого океана пока «круче» города нет. Другой вопрос, что в цивилизованном государстве не должно быть городов «первого» и «второго» сорта, как не может быть осетрины «второй свежести».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: