Новосибирск 3.8 °C

Невероятные приключения «японца» в Сибири

19.07.2002 00:00:00

Не было у бабы хлопот...

 Почти семь лет назад немолодая жительница Новосибирска подарила сыну японский джип «Мицубиси-Паджеро». Приобрела она его на свое имя в одном из местных магазинов, заплатив по тем временам 140 миллионов рублей, получила временное свидетельство о регистрации. Ездили всей семьей, за рулем всегда был любимый сынок.

Кататься в джипе по тем, да и нынешним временам не просто шикарно, роскошно, но, главное, престижно. Но «японец» оказался как заколдованный, будто проклятый. Посыпались на женщину передряги, до сих пор она даже не могла считаться законным владельцем авто. Но если бы только такая неприятность. Несчастья валились на людей, коснувшихся странного автомобиля. Две смерти, угоны - нафантазированный и реальный, аресты, судебные тяжбы... Даже эксперты, пристально изучавшие джип, не могли прийти к единому мнению по некоторым существенным обстоятельствам, и, похоже, тоже не избежали досадных проколов и втыков от начальства. Вихрь приключений, взметнувшийся от чуда японской технической мысли, подхватил десятки наших соотечественников, если, кроме непосредственных участников «похождений, взять еще и многочисленных работников правоохранительных органов, вынужденных заниматься «чудом» по долгу службы.

Сейчас, когда в гражданском деле поставлена точка федеральным судом Дзержинского района, пожалуй, можно рассказать о невероятных приключениях «японца» в России. Не заостряясь на технических подробностях и, разумеется, не называя участников. Многим из них и так досталось. Наверное, кто-то не раз каялся и проклинал: «Да что б он провалился, этот джип!» Впрочем, разве в машине дело? Человек нынешних суматошных, загребательных дней и автомобиль, как цена такого человека, - вот, пожалуй, суть драматических и анекдотических событий. «Мицубиси» цвета «зеленый металлик» как бы вобрал в себя множество полукриминальных и до сих пор не до конца проясненных ситуаций, которые неотъемлемо связаны с автомобильным бизнесом последних лет. Нелегальные, нерастаможенные иномарки, нередко украденные за рубежом... Угоны и кражи на запчасти, перегоны по регионам России... Нападения на водителей, их гибель от удавки и ножа... Последнего, кажется, не числится в жизнеописании нашего «героя», хотя кто его знает. Машина, как и собака, тоже друг человека, и также молчит. Говорят люди...

Два угона - мнимый и реальный

 ...Около полутора лет всего и досталось джипу нормальной жизни. Возил семью, молодого хозяина, его приятелей и подруг. Конечно, и женский счастливый смех слышал, и песни. А тем временем разворачивался в Алтайском крае процесс новейших времен: должностные лица местной госавтоинспекции замечены были в выдаче подложных документов на ворованные машины. Подозрение пало и на счастливый, пока, джип цвета «зеленый металлик». Вроде как похищен он был в Краснодарском крае. Машинку арестовали, переправили на суд в Белокуриху. Сын хозяйки ездил на процесс. Справедливость восторжествовала - суд признал: не краденый джип, все по закону, и «друга» вернули владелице. Но ее ждал удар - сын скоропостижно скончался, молодой, здоровый... И даже не дома, а где-то за границей, чуть ли не на Кипре, суд это не выяснял, незачем было в гражданском процессе.

Мать слегла, долго болела, получила инвалидность. Верный «Мицубиси» так и стоял в гараже. Только в конце 1999 года хозяйка решила оформить машину, зарегистрировать как положено. И вдруг узнает, что она собственником джипа не является, а в этой роли выступает совсем ей неизвестный гражданин, назовем его Остальниковым. Пришлось собирать документы, подавать иск, доказывать в суде свою правоту. Не скоро такие дела делаются. Как выяснилось, Остальников потерял года три назад паспорт, по которому некие ловчилы зарегистрировали, кроме «зеленого металлика», еще три дорогие иномарки. Только в начале прошлого года вынесено решение: признать истицу владельцем спорного автомобиля. Казалось бы, все, можно, наконец, оформить. Но снова необходима была техническая экспертиза. А хозяйку вновь ждало потрясение.

Эксперты установили, что первоначальные номера кузова изменены, а значит кто-то над ними «поработал». Но когда, если машина годы безвыездно простояла в гараже? Но этот вопрос мог теперь интересовать только хозяйку. Иномарка с выявленными - подправленными номерами кузова числилась в базе розыска по России. Права на нее предъявил житель Москвы - Демченко (фамилия, как и остальные, изменена). Он утверждал, что джип у него украли в феврале 2000 года в Петербурге с проспекта Космонавтов в Московском районе. Тогда же в местном райотделе завели уголовное дело, машину выставили в розыск.

До выяснения истины суд Дзержинского района наложил на машину арест, ее поставили на милицейскую стоянку. И снова экспертизы: проверить номера всех агрегатов, покраску, да многое требовало прояснений. Но случилось неожиданное. «Зеленый металлик» на следующий день исчез, как ветром сдуло. Задержали его в... Татарске. А за рулем был, кто бы вы думали? Сотрудник райотдела милиции из Петербурга, где в свое время возбуждено было дело об угоне. В те дни в нашем городе находился и хозяин пропавшего в северной столице джипа. Не исключено, что увод со стоянки машины не обошелся, если и без его участия, то не без его согласия. Какую правовую оценку получила такая «самодеятельность», история умалчивает - в гражданское судопроизводство выяснение столь странных обстоятельств не входит. Важно, что спорная машина находилась в наличии, и именно в Новосибирске. И никак нельзя было игнорировать твердое утверждение хозяйки, что авто не покидало гаража с осени 1997 года и никак не могло оказаться в Питере в феврале 2000-го. Дальше судебно-прокурорское колесо закрутилось, наматывая все более любопытные обстоятельства.

Так, синий или «зеленый металлик»?

 Теперь против иска нашей землячки выставлено было еще два - от Демченко и прокурорский, требующий этапирования машины в Питер, как вещественного доказательства по делу об угоне. Ах, как непросто шел процесс, сколько новых документов пришлось затребовать суду. Две предыдущие экспертизы были противоречивы, хоть и проводил их с перерывом года в два один эксперт. Что ж, случается и такое. К тому же особенности джипов тогда еще не были хорошо известны. Потому суд назначает еще одну - независимую, не милицейскую. Ставится несколько вопросов. Что с перебитыми номерами кузова? И какая все-таки машина была угнана в Петербурге? Демченко утверждал, что это его автомобиль - синего цвета, но его могли перекрасить. И вообще он особенный, сделанный в единственном экземпляре, даже руль у него элитный - деревянный, но и его могли заменить.

Независимые эксперты, действительно спецы в своей сфере, не просто представили акты проб и анализов, но были вызваны в суд, чтобы на месте выяснить все детали. Специалист по исследованию следов орудий, инструментов, механизмов на транспортных средствах объяснила, что установить стопроцентно, какой был первоначальный номер кузова, практически теперь невозможно, так как в нескольких предыдущих экспертизах применялась, как принято, кислота. Потому так называемый информационный слой уничтожен - следы цифр расплылись. Назвать их можно только предположительно. А вот специалист по окрашиванию однозначно утверждала: следов перекрашивания машины не обнаружено. Взято было десять соскобов - с днища, под обшивкой сиденья, на стыке швов, под уплотнительными резинами и в других менее укромных местах. Везде четыре слоя, соответствующих стандарту заводского покрытия и технологии окрашивания автомобилей зарубежного производства.

Останавливаюсь столь подробно на экспертизах не случайно. Просто хочется показать, сколь мощные выводы возможно теперь делать с помощью современных методов. А в истории «японца» они сыграли решающую роль - ну, никак не мог быть он уворован на проспекте Космонавтов, потому что там украли синюю машину. Чаша весов склонялась в пользу безутешной матери.

Странное обстоятельство выявил суд, направив запрос на фабрику Гознака, где печатаются регистрационные бланки строгой отчетности на машины. Автомобиль Демченко регистрировался в Московской области в городе Чехове в 1997 году. Но в том году фабрика бланков свидетельств такой серии на Московскую область не распределяла. Так что регистрация синей машины вообще подозрительна, не исключено, что она вообще ее не проходила, а свидетельство скорее всего поддельное. Но сие обстоятельство так и осталось тайной. Как, впрочем, немало тайн в истории развития автобизнеса в нашем отечестве...

Что ж, пора подходить к концу. Под давлением «улик» прокурор от иска об этапировании «Мицубиси» в Питер отказался. Чем и признал, что напрасно Демченко настаивает на возврате своей собственности. Его машинка бегает где-то в другом месте или вовсе прекратила существование под руками умельцев, разобранная на запчасти. Остальников же, о котором упоминалось выше, не мог присутствовать на последнем процессе - умер.

Суд выслушал всех свидетелей, проанализировал акты экспертиз (рассказываю далеко не о всех) и пришел к выводу: признать право собственности за жительницей Новосибирска, обязать госавтоинспекцию зарегистрировать на ее имя «Мицубиси-Паджеро» цвета «зеленый металлик». Сложнейшее дело было закончено.

...Чем больше собственности мы имеем, тем больше с ней хлопот. Но народ наш плевать хотел на столь расхожую банальность. Наверное, правильно. Живем-то один раз, но опять же автомобили и коттеджи в могилу не унесешь... Да, хочется жить, как нормальные люди живут. Если очень хочется, то можно. Но хотя бы надо стараться охранять свою собственность и точно соблюдать законы, а для начала их, пусть поверхностно, знать. Тем более что они постоянно меняются.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: