Новосибирск -0.2 °C

Западно-Сибирский «бархатный путь» начинается в поселке Горный

19.07.2002 00:00:00

Корпуса-красавца завода

 Открытие щебеночного завода в поселке Горный Тогучинского района Новосибирской области начальник Западно-Сибирской железной дороги Александр Целько назвал подарком и для железнодорожников, и в целом для области.

Потребность Западно-Сибирской железной дороги в щебне составляет 2,5 миллиона кубических метров в год. Это важнейший материал для строительства стальных магистралей. Еще 350 кубических метров «съедает» завод «Спецжелезобетон», выпускающий железобетонные шпалы. Раньше Западно-Сибирская дорога завозила щебень для своих нужд из Кузбасса. Это было, во-первых, дорого, во-вторых, кузбасский щебень не отвечал всем требованиям, предъявляемым к качеству данной продукции.

Открывшийся в Горном завод, как это предусмотрено проектом, будет давать порядка 2 миллионов кубических метров щебня в год. Производство будет практически безотходным. Шестьдесят процентов продукции - щебень крупных фракций - пойдет на устройство подрельсового основания железнодорожных путей, щебень помельче - на производство железобетонных шпал, совсем мелкие камни можно использовать при укладке асфальта. Немаловажно и то, что камнереченский щебень по качеству значительно превосходит аналогичную продукцию из других регионов, так как делается из камня породы диабаз, который в качестве подрельсового основания служит в два раза дольше камней других пород.

Предполагается, что затраты на строительство завода окупятся за 6-7 лет.

В декабре 2000 года по инициативе тогдашнего начальника дороги Владимира Старостенко и заместителя губернатора Афанасия Францева руководство области передало на баланс ФГУП «Западно-Сибирская железная дорога» незавершенный комплекс Камнереченского каменного карьера со щебеночным заводом в поселке Горный. «Когда мы пришли сюда, - вспоминал присутствовавший на открытии комплекса губернатор Виктор Толоконский, - здесь был пустырь и разрушенные цеха». В 2001 году железная дорога вложила в реконструкцию недостроя 250 миллионов рублей. Меньше чем через год завод заработал.

Виктор толоконский и Александр Целько у пульта управления производством. Фото Бориса МОСКВИНА
 Александр Целько уверен, что затраты окупятся очень скоро: «К 2008 году мы планируем перевести весь Транссибирский путь на мощное щебеночное подрельсовое основание толщиной 25-30 сантиметров, железобетонные шпалы и бесстыковой способ соединения рельсов».

Это новая технология в строительстве и реконструкции железных дорог. Ее уже назвали «бархатный путь». «Бархатный путь» позволяет увеличить скорость движения поездов с сегодняшних 60-80 километров в час до 120-140, соответственно, уменьшить общее время в пути, обеспечить плавность хода, комфорт пассажиров. А главное - огромная экономия эксплуатационных средств. Несмотря на то, что строительство одного километра «бархатного пути» обходится в 4 миллиона рублей - это достаточно дорого - вложенные в строительство затраты с лихвой окупают себя. «Бархатный путь» не требует ежегодного ремонта с применением тяжелого ручного труда. Раз нет ремонта - не нарушается расписание, нет простоя составов и связанных с этим потерь.

В качестве знакового явления Александр Целько указал на то, что женщину в оранжевом жилете с костыльным молотком после проведения реконструкции мы на наших дорогах больше не увидим.

За последние четыре года 20 процентов, иначе говоря, 600 километров всех магистралей Западно-Сибирской железной дороги оборудованы по новой технологии. В этом году планируется прирастить еще 200 километров. Из 17 железных дорог России Западно-Сибирская на третьем месте. Впереди нас Московская и Октябрьская железные дороги, которые перевели на мощное железобетонное подрельсовое основание 70 процентов стальных магистралей. Это та перспектива, к которой стремятся все мощные железнодорожные державы, - отметил Александр Целько. Российские железные дороги значительно опережают по динамике развития этих технологий многие страны.

В Новосибирской области реконструкция полотна по новой технологии ведется сейчас в районе станции Восточная. Австрийская щебнеукладочная машина «Динамик Стропэкспресс 3Х» укладывает 1,5 километра пути в час. За год «Динамик Стропэкспресс» проходит 700 километров. Железнодорожники утверждают, что одной такой машины достаточно, чтоб реконструировать и потом содержать в порядке весь Транссиб.

Тогучинскому району открытие Камнереченского комплекса дало 300 новых рабочих мест и новую весомую составляющую налоговой базы. «Село всегда питало промышленные предприятия, так же, как промышленные предприятия питали село, - отметил в этой связи Виктор Толоконский, - поскольку без создания мощной социальной, экономической инфраструктуры села не будет. Будет преуспевать завод, будет возможность строить жилье, социальные объекты, будет у сельской молодежи выбор - где и кем работать - тогда и село будет нормально жить, люди перестанут уезжать из него».

Почетную миссию запустить заводские конвейеры возложили на губернатора. Он нажал соответствующую кнопку на диспетчерском пульте, каскад грохотов заработал, и щебень поселка Горный посыпался в вагоны, чтобы стать основой Западно-Сибирского «бархатного пути».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: