Новосибирск 10.5 °C

Реинкарнация удалась

20.07.2002 00:00:00

Фестиваль этнической музыки «Живая вода» получился впечатляющим, несмотря на сопротивление публики.

Группа «Оле-Лукойе» - легенда психоделической музыки. Фото Сергея ПЕРМИНА

 То, что в эту, 17 июля, среду происходило на набережной, достойно самых высоких оценок. Чести принять столько звезд этнической музыки на одной сцене удостаивается не каждый российский город. Правда, город этого, по большому счету, не оценил. Около сотни эстетов и неформалов навряд ли могут считаться достойной аудиторией для такого масштабного фестиваля. А по сравнению с толпой, которая образуется на набережной во время выступления поп- и рок-групп, аудитория «Живой воды» выглядит и вовсе сиротливо. С другой стороны, узости культурных интересов нашей публики удивляться не приходится, а слушать музыку приятней не в толпе потных подростков, а в довольно разреженной атмосфере среди вполне вменяемых людей.

Открыли фестиваль «монополисты» российской психоделии - группа «Оле-Лукойе». Услышав хоть и психоделический, но все-таки рок, к сожалению, немногочисленная, но молодая публика привычно принялась подергиваться в такт непростым ритмам, а уже расслабившиеся исполняли ритуальные танцы. Последующая программа показала, что из всех выступавших питерцы оказались ближе всех к року, и это был только первый залп по ушам неподготовленной публики. Но традиционным роком музыку «Оле-Лукойе» нельзя назвать в том смысле, что тексты композиций составляют либо народные напевы, либо фонетические эксперименты ее лидера Бориса Бардаша, с которым после выступления удалось побеседовать.

- Борис, вам часто удается выступать на открытых площадках в российских городах?

- Вообще не удается. Но не потому, что мы не хотим, а потому, что нас не приглашают. Тот пласт музыки, который не показывают по телевизору, не передают по FM, не существует для основной массы публики и организаторов концертов. А вот на Западе мы выступаем более активно. (На счету «Оле-Лукойе» неоднократные гастрольные туры по Германии, Норвегии, странам Восточной Европы. - А. Т.)

- В России вообще много хорошей музыки?

- Да, много. Из той, которая приносит удовольствие не в потребительском плане, то есть под которую приятно жевать, а та, где присутствует внутренняя свобода, которая раскрепощает.

- В ваших песнях, которые не являются народными, а сочинены вами, вы используете фонетическую игру, которая ничего не имеет общего с традиционной для русской песенной традиции «смысловой нагрузкой».

- Идея о том, что в песне должны звучать громкие слова, относится прежде всего к такому дурацкому явлению, как «русский рок». Народные же песни с первого раза не разберешь. Все равно ведь все поют об одном и том же - любви, солнце, полете. Наши песни тоже об этом.

На этот раз перед сценой была разреженная атмосфера
 Вслед за «Оле-Лукойе» на сцене появились музыканты бывших советских республик - Казахстана и Киргизии. Особенно запомнилось выступление Бакыта Шатенова из Киргизии, мощные среднеазиатские рифы и напевы которого оживляли картины моих среднеазиатских путешествий. Грант Айрапетян и Армен Овсепян из Армении представили армянскую музыку, в последнее время ставшую популярной в мире и даже в Голливуде. Заслуженный тромбонист из Германии Хайнц-Эрих Гедеке представил зрителям довольно впечатляющую программу, в ходе которой он не только сыграл на тромбоне, но и успевал менять духовые и ударные инструменты. Правда, публика большей частью внимала, чем сопереживала музыкантам.

Энвер Измайлов из Крыма понравился собравшимся куда больше. Наверное, из-за своей приверженности традиционному инструменту - электрогитаре. Стиль, в котором играет музыкант, ведущий вечера определил как «тэппинг». Манера игры заключается в том, что музыкант использует только гриф гитары, одной рукой перебирая на нем струны. Такая точечная игра на инструменте нашла отклик у зрителей. Еще более их позабавила шуточная зарисовка про утро в совхозе, когда Измайлов весьма убедительно имитировал на гитаре звуки животных, заводящегося мотоцикла, сирены «скорой помощи»...

Выступавший вслед за Измайловым крупнейший современный популяризатор идентичного русского фольклора Сергей Старостин, бывший ведущий телепрограммы «Мировая деревня», представил несколько впечатляющих русских песен, предельно экзистенциальных по своему содержанию и восприятию, а также познакомил слушателей со звучанием редких русских инструментов.

Одним из самых масштабных по содержанию стал сет группы «Ген-дос» из Тывы. Лидер коллектива, в честь которого названа группа, одетый в шаманские одежды, перед началом выступления жег на сцене какие-то благовония и настойчиво давал их нюхать музыкантам. Впечатления от выступления Ген-доса трудно выразить словами, так как невербальная шаманская практика не нуждается в описаниях, тотемные позывы возникают в подсознании у каждого слушателя, дух далеких предков посылает привет своим соплеменникам.

- Я в Новосибирске выступаю уже в третий раз, многие меня, наверное, узнают, или не узнаете? - спрашивал шаман публику, та застенчиво признавалась в любви к артисту.

От шаманства «Ген-дос» перешли к рок-музыке, исполнив среди прочего свою версию песни «Animals» группы «Nazareth» на тувинском языке, а затем неожиданно выяснили, что программа у них закончилась.

Ансамбль «Ашхабад», весьма популярный в Европе, сменивший тувинцев, представил на суд зрителей сочетание традиционных туркменских инструментов с европейскими, а также эклектику из туркменских, армянских, молдавских, азербайджанских и других мелодий.

Апофеозом фестиваля стало выступление проекта «Волга», который на этот раз предстал в лице дуэта блистательной певицы Анжелы Манукян с ее внушительным «итальянским контральто» и помогавшей ей в плане электроники бывшим гитаристом группы «Коррозия металла» Романом Лебедевым. Проект «Волга» определяет себя как реинкарнацию древнего русского фольклора. Реинкарнация осуществляется путем синтеза русских песен, исполняемых блистательной Анжелой, с современными электронными ритмами.

- Потанцуем под заговор? - кокетничает Анжела и предупреждает танцующих: - Мужчины двигаются быстрее, ведь это - женский заговор.

Результат превосходит все ожидания - живее, чем обычная электроника и куда более воспринимаемо, чем фольклор в традиционном понимании. При том, что идея делать такую музыку довольно распространена и реализацией ее занимаются как и у нас, так и на Западе различные поп-звезды, у «Волги» это получается на редкость гармонично и интеллигентно, все-таки в проекте участвуют настоящие умы. Поэтому танцы под занавес фестиваля выглядели отнюдь не бессмысленными.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: