Новосибирск 0.3 °C

Вперед в прошлое, или На волшебном острове с Аркадием Бурхановым и Ко

20.07.2002 00:00:00

Ансамбль «Insula Magica» (Аркадий Бурханов первый справа)

 Конец июля, август и половину сентября филармонический ансамбль ранней музыки «Insula Маgiса» проведет на гастролях в Австрии и Швеции. Накануне европейского турне музыканты сыграли концерт в малом зале филармонии, где прозвучали фрагменты музыкальных программ, которым все лето будет рукоплескать Европа.

Кредо ансамбля - так называемое аутентичное исполнительство - максимально точное воссоздание подлинного звучания ранней музыки. Исполняется музыка в исторических костюмах и на старинных инструментах - точных копиях тех, что существовали в эпоху Средневековья, Ренессанса и барокко. А в одну из программ ансамбля с названием «Бал XVI века» включены и бытовавшие в эпоху Ренессанса танцы.

Запад не устоит перед нашей чувствительностью

 Гастроли будут включать две музыкальные программы: «Эхо Полтавы» - музыка войны и мира русских и шведских авторов - и обновленную версию программы «Окно в Европу» - российская вокальная лирика XVIII века.

- Ранняя российская вокальная лирика за рубежом практически не известна, - говорит художественный руководитель «Инсулы» Аркадий Бурханов. - Там знают Глинку, Чайковского, Рахманинова, а «доглинкинский» период - сплошное белое пятно. Возможно, нашим слушателям музыка может показаться несколько наивной и излишне чувствительной - создавалась она в эпоху сентиментализма. Но именно наша эмоциональная открытость и прочувствованная выразительность иностранного зрителя особенно привлекают.

Одним словом, Запад, устав от собственной разумности, холодности и сдержанности, хочет нашей чувствительности, и потому программа, которую музыканты уже вывозили за рубеж, пользуется там неизменным успехом.

Вторую программу «Эхо Полтавы» (о ней наша газета уже писала) составляют произведения из уникального манускрипта шведского музыканта Густава Блидстрема, долгое время находившегося в русском плену (в Тобольске) после Полтавы. Обнаружен «тобольский манускрипт» шведскими коллегами наших музыкантов в одной из библиотек Стокгольма. Это настоящее историческое открытие, говорит Бурханов, впервые проливающее свет на вопрос, какая инструментальная музыка звучала в Сибири в первой трети 18 века:

- Теперь мы с полным основанием можем говорить, что в петровские времена, здесь, в Тобольске, проходили настоящие музыкальные ассамблеи, не уступающие петербургским. В ассамблеях принимали участие и пленные шведские музыканты, которых было порядка трехсот человек.

Музыка из манускрипта, которую, как ни парадоксально это звучит, можно назвать «сибирским барокко», легла в основу совместной программы «Insula Маgiса» и шведского ансамбля «Laude Novella».

Надо ли оживлять «музейный экспонат»?

 У направления, которое проповедует ансамбль - воссоздание подлинного звучания старинной музыки, - есть не только сторонники, но и оппоненты. Доводы последних сводятся к тому, что человечество не стоит на месте - жизнь ускоряется, вкусы меняются, музыкальные инструменты совершенствуются, зачем реконструировать старинное, если современные звучат лучше, и в новом звучании музыка только выиграет и так далее.

- Обычно оппонентами выступают те, кто не очень хорошо разбирается в материале, - говорит Бурханов, - или имел дело с невысоким уровнем исполнения старинной музыки.

Хотя, признается он, поначалу и сам неоднократно задавался всеми этими вопросами. Пока не определился окончательно:

- Ранняя музыка - особая эстетическая среда, чтобы воспроизводить один к одному, нужно избавляться от чуждых ей элементов.

Чуждыми элементами в данном случае является все новое, современное. Старинные инструменты не лучше и не хуже современных - они просто другие, с иной манерой извлечения звука, с иными средствами музыкальной выразительности.

К пониманию этого музыканты пришли не сразу. Хотя с самого начала разница старых и новых инструментов была очевидна, значение этих различий осмыслялось еще очень долго.

«Приходилось все постигать самим»

 Началось с того, что еще в студенческие годы Аркадию Бурханову «со товарищи» показалось абсурдным изучать историю музыки не слыша - абстрактно, чисто теоретически:

- Все равно что изучать живопись или архитектуру по словесному описанию, не видя объекта или хотя бы репродукции.

Тогда-то и родилась идея «материализовать» и вдохнуть жизнь в «мертвую музыку».

Вначале играли на инструментах самых обычных. Да и инструментов-то было мало. Основную нагрузку несла группа вокала. Школу «раннего вокала» приходилось постигать самим, поскольку у нас она практически нигде не преподается - слушали записи, ориентировались на лучших зарубежных исполнителей. Когда предоставлялся случай, брали мастер-классы у опытных мастеров. Постепенно появлялись инструменты, инструментальная группа стала играть основную роль. Старинные инструменты некоторое время еще соседствовали с современными. Но постепенно окончательно вытеснили их.

Название «Insula Маgiса» родилось 20 лет назад. А спустя десять лет началась профессиональная концертная жизнь ансамбля. Аналогов «Инсуле» на сегодняшний день в России нет.

- В Москве и Петербурге есть прекрасные музыканты, занимающиеся старинной музыкой, но постоянно действующих коллективов, которые бы одновременно исполняли музыку и Средневековья, и Ренессанса, и барокко, не существует, - говорит Бурханов. - Есть отдельно инструментальные барочные коллективы, есть вокальные ансамбли, есть флейтовые, струнные... Музыканты перемешиваются, играют в разных сочетаниях... Мы же существуем в филармонии как бюджетный коллектив и благодаря этому имеем возможность ежедневно работать над широким по времени и стилям репертуаром.

Экипировка

 Точные копии старинных инструментов, на которых играют музыканты (названия большинства из них современному слушателю незнакомы: ребек, рубаб, ротта, тромба марина, виола да гамба, гемсхорн, корнемюз и проч.), создаются по самым разным источникам. Это могут быть музейные экспонаты, трактаты или иконография. Картины в этом смысле тоже пособие вполне надежное. Писавшие их художники XIV века были, как известно, не только непревзойденными живописцами, но и великолепными музыкантами и поэтами, так что изображали предмет со знанием дела. К приобретению нового инструмента музыканты, бывает, идут годами - ищут мастера, определяются по цене... В России владеющих уникальным искусством остались единицы. Замечательный мастер Александр Батов, с которым сотрудничали музыканты, - реставратор музеев истории музыкальных инструментов Москвы и Петербурга, теперь проживает в Англии...

Об «экипировке» своего ансамбля Бурханову приходится рассказывать часто. Хотя, утверждает он, все это лишь внешняя сторона жизни музыки. Есть еще внутренняя, постижение глубинной сути которой - гораздо важнее:

- Сейчас осмысление феномена аутентичного исполнения идет в основном на уровне формы. Споры ведутся о том, как играть - быстро или медленно, длинным или коротким смычком... Между тем концепция аутентичности должна прежде всего складываться из внутреннего духовного освоения...

Мистик и романтик?

 Конечно, многое из того, что составляло суть жизни человека эпохи Средневековья, Ренессанса и барокко или более раннего времени, когда музыка была частью религиозного культа, с определенными функциями, нам в полной мере недоступно.

- Но в истории очень много достоверных сведений о том, что многие музыканты и композиторы прошлого наполняли свои произведения в первую очередь духовным содержанием, - говорит Бурханов. - Они часто обожествляли Орфея, преклоняясь перед его творческим духом... Один из создателей итальянской оперы, Лаудио Монтеверди, имел духовный сан и занимался магией и алхимией... Антонио Вивальди в свое время был больше известен как «Рыжий аббат».... Бах перед сочинением музыки взывал к высшим силам...

И согласно заданным правилам игры при всей разнице мировоззрений человека тогдашнего и нынешнего - надо хотя бы пытаться максимально приблизиться, прочувствовать и понять, чем жил человек, чему поклонялся, о чем молился, к кому взывал. Понять, что было в голове сочинителя, подключиться к его мыслительной энергии, чтобы максимально точно соответствовать тому, что играешь.

В этом году Бурханов выступал в нескольких городах Швеции и Международном университете Ландегг в Швейцарии с концертами-лекциями о божественной природе музыкального звука, о том, как это понимали люди в то время и как к этому приходят музыканты сегодня, занимаясь старинной музыкой. Причем в концертах исполнялась не столько культовая музыка, сколько светская. Он исследовал такие скрытые глубины, как, например, насыщение звуков светом (!). Пытался проникнуть в такие сверхтонкие материи, как колебания и вибрации звукового и светового спектров. Он утверждает, что можно уловить тот пограничный момент, когда звук начинает переходить в свет. Особенно, считает Бурханов, к такому восприятию располагают «тишайшие звуки «небесной лютни». Концерты шли в темном зале при свечах. И самой большой наградой, признается музыкант, для него было, когда после концерта подходили слушатели и признавались, что действительно видели преломление света.

Мистик, скажете вы! Возможно. А еще - неисправимый романтик. Потому что убежден, что красота непременно спасет мир. Музыка развивает чувствительные способности души. Люди искусства, которым особенно свойственны тонкие душевные движения, подключают к своей энергии простых смертных, поднимая их до высоты понимания божественных звуков...

- А человек тонкий и чувствительный никогда не причинит боли другому, - говорит Бурханов, - поэтому именно Красота и только Красота, разумеется, в самом широком понимании этого слова, способна спасти мир.

Свой остров

 Вникнув во всю эту философию, уже не задаешь вопроса, почему именно «Волшебный остров» - так переводится с латыни «Insula Маgiса». Остров - потому что творческое существование музыкантов «Инсулы» сознательно изолировано, оторвано от многих «материковых» вещей - от некоторых проявлений концертной практики современности, например. Остров волшебный - потому что рождение музыкального звука, вдыхание жизни в «мертвые звуки» - всегда волшебство и таинство. А разве не волшебство - сольные проекты Бурханова с преобразованием музыки в свет? И как результат размышлений - его программа «Sounds of Light» («Звуки света»): музыка для лютни композиторов 16 века, обладателей высших для своего времени титулов - «Орфей», как Джон Доуленд, либо «Божественный», как Франческо да Милано?

И в продолжение темы острова: Бурханов убежден, что, только создав для себя неприкосновенный маленький островок личной жизни, духовных ценностей, куда бы человек приходил, как к себе домой, снимая будничные тяготы и оставляя их у порога, - можно выжить и выстоять в серой обыденности жизни.

- Для нас таким островком является наша музыка, - говорит он, - и мы помогаем найти этот заветный «волшебный остров» всем, кто приходит к нам на концерты...

**

Из гастролей музыканты вернутся в город к концу сентября. Обещают удивить. Сезон откроется концертом-презентацией нового инструмента - двухмануального клавесина ХVШ века работы французского мастера Таскена, точную копию которого создал современный мастер, хранитель секретов знаменитой фламандской династии Рюккерсов Фрэд Беттенхаузен.

Право представить инструмент будет передано одному из ведущих мировых исполнителей на исторических клавишных, профессору Московской консерватории Алексею Любимову.

Жизнь не стоит на месте - «Инсула» продолжает движение вперед... в прошлое.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: