Новосибирск 2.3 °C

Кто защитит «Cкорую»?

24.07.2002 00:00:00

 Случай, произошедший недавно, шокировал даже видавших всякое медперсонал Ленинской подстанции «скорой». Ближе часам к одиннадцати вечера в диспетчерскую подстанции вошел мужчина средних лет, по виду - кавказец. Он сказал диспетчеру, что живет здесь неподалеку, и пожаловался, что его жене вдруг сделалось плохо, - нужна помощь врача. Увы, все машины в этот момент были на выезде. Мужчине объяснили, что «скорая» приедет чуть позже.

Спустя минут десять он явился снова, да не один, а со своим приятелем, и тут же накинулся на женщин в диспетчерской с угрозами. «Почему не едет «скорая»? - кричал он, - да я вас всех тут перережу-перестреляю». Перепуганные женщины позвонили в милицию. И тут подъехала одна из машин «скорой». Не на шутку взбешенный южанин кинулся к показавшемуся в дверях молодому фельдшеру и начал его пинать. Завязалась драка. Всеобщими усилиями все же удалось унять и вытолкать за дверь разбушевавшихся гостей.

Скоро подоспела милиция, и уже вместе со стражами порядка бригада «Скорой помощи» выехала на вызов.

Ничего угрожающего для жизни у жены того хулигана врач не обнаружил - обычная почечная колика легкой формы. Понятно, что мужчина тревожился за здоровье близкого ему человека и был взбешен, что «скорая» «так долго не едет». Хотя, если бы не эта драка, бригада была бы на месте через 20 минут.

На этом неприятная история не закончилась. Несмотря на сильные ушибы, фельдшер, которому досталось от южан больше всех, храбрился, продолжая отрабатывать смену дальше. Но спустя несколько часов, возвращаясь с очередного вызова, он почувствовал себя нехорошо. Шофер «скорой», сориентировавшись, быстро доставил парня до первой больницы. Через несколько минут тот лежал на операционном столе...

Милиция возбудила уголовное дело. Узнав об этом, подследственный навестил пострадавшего медика в больнице, угрожая расправой.

- Такой вопиющий случай - первый за всю работу подстанции, - рассказала корреспонденту «ВН» заведующая Ленинской подстанцией Татьяна Добрякова. - Хотя сейчас почти на каждом дежурстве вместо благодарности нашим людям, порой работающим сутками без сна и отдыха, приходится выслушивать ругань и оскорбления. Бывает, что и с ножами или пистолетом на врача кидаются, но чтобы вот так, до больницы... это уже совсем страшное дело.

Нападали на медперсонал «Скорой» и раньше, но, в основном, это были местные наркоманы, которые во что бы то ни стало пытались заполучить морфий. Сейчас же распускать руки или угрожать врачу позволяют себе все, кому не лень. Уж сколько раз случалось с медперсоналом той же Ленинской подстанции, что приехавшую по срочному вызову бригаду встречала пьяная компания! Все кричат, руками машут, матерятся, требуют, чтоб помогли их налакавшемуся до рвоты товарищу.

На подобную подвыпившую компанию в марте этого года нарвались врач и помощник фельдшера Кировской подстанции «Скорой помощи». Один из компании по неосторожности подвернул ногу так, что не мог идти. Бедолагу решено было погрузить в машину и доставить на подстанцию. Его дружки тут же заявили, что не оставят товарища и поедут с ним. Спор вылился в драку. По факту избиения работников «скорой» возбуждено уголовное дело, сейчас ведется следствие. Возбуждено уголовное дело и по факту драки, которую учинила компания молодых людей, вызвавших «скорую» накануне Дня города. Откликнувшийся на вызов медперсонал был жестоко избит...

Такому же избиению подверглась бригада Центральной станции «Скорой помощи» минувшей зимой. Возвращавшиеся с очередного вызова врачи увидели, как прямо на дороге двое неизвестных колошматят друг друга до крови. Медики, поддавшись велению профессионального долга, остановились, чтобы помочь, и неожиданно сами попали в переделку. Врачу сломали нос, у другого сотрудника впоследствии обнаружили сотрясение головного мозга.

На новый, 2002, год в одной из квартир в доктора Западной подстанции «Скорой помощи» запустили тяжелым предметом - все из-за того, что он приехал по вызову не сиюминутно. А медперсонал Советской подстанции на выезды одно время сопровождал наряд милиции - после того, как одного врача, приехавшего по срочному вызову, в квартире закрыли наркоманы и, угрожая расправой, требовали вколоть им наркотики...

Руководители почти всех городских подстанций «Скорой помощи», с кем нам удалось поговорить, подтверждают: медики, 80 процентов которых - женщины, боятся заходить в квартиры - не знаешь, как тебя там встретят. К тому же заходить к пациенту в квартиру приходится поодиночке, шофер остается на улице стеречь машину - были случаи, когда карету «скорой» переворачивали или выбивали стекла и фары. Рация тоже остается в машине, так что в случае чего, врач или фельдшер даже не могут позвать на помощь.

Между тем за последние два года работы у «Скорой» прибавилось почти в два раза. Если раньше число вызовов от населения заметно увеличивалось лишь зимой, когда начиналась эпидемия гриппа, то теперь медперсонал «Скорой» вкалывает без продыху круглый год. Нагрузка не уменьшается даже в выходные.

- Это связано прежде всего с тем, что люди перестали обращаться за медицинской помощью в поликлинику, - считает заведующая Ленинской подстанцией Татьяна Добрякова. - Вызвать «скорую» проще всего: не надо сдавать анализы, высиживать долгие очереди на прием к врачу. Ладно, если действительно что-то серьезное, но, вместе с тем, много вызовов ложных, а то и просто «смешных», когда у человека дома не оказывается таблетки от головной боли или ребенок пальчик порезал. Много звонков от бабушек, иной раз по 2-3 раза одна и та же звонит. Мчимся, а куда деваться? Приедешь, спрашиваешь: что стряслось? На самом деле старому человеку просто одиноко, поговорить с кем-то хочется, душу облегчить. По-человечески их понять можно, но ведь одиночество - это не диагноз. Иной раз за час поступает 10 вызовов, а у нас 6 человек. Вот и разрывайся, как хочешь...

К тому же, как правило, люди не знают, как работает служба «Скорой помощи». Считают, что после их телефонного звонка бригада должна мчаться к ним, сломя голову. И ругаются, если «скорая» «запаздывает», почему-то забывая встретить врача у подъезда, предпочитая подождать, когда он разглядит номер квартиры в подъезде без лампочки.

Мало кого волнует, что бригад «Скорой» сейчас на всех не хватает. Поэтому в первую очередь обслуживаются вызовы кардиологические, с ножевыми и огнестрельными ранениями, внезапные роды. Мало кто знает, что в работе «скорой» есть и свои «пик-часы»: с 6 до 10 часов утра, днем с 13 до 15 и после 17 примерно до 23. В такие часы нагрузка на медперсонал и машины «скорой» увеличивается в 3-5 раз. И каждому кажется, что к нему первому обязаны приехать. Но есть разница между повышенной температурой и сердечным приступом или инсультом.

Главный врач Центральной станции скорой медицинской помощи Олег Иванинский видит причину всех бед, когда медперсонал «Скорой» оказывается объектом физического нападения и угроз, прежде всего в падении нравственности населения.

- Это энтузиасты своего дела, уж поверьте мне! - так говорит Олег Иванович о работниках «Скорой». - Они работают практически в экстремальных условиях: на двух ставках и «голом» окладе, а в последнее время прибавилась еще и угроза для их жизни. К сожалению, у нас нет возможности обеспечить каждую бригаду сопровождением сотрудников правопорядка (порой одновременно на вызовы выезжает до 10 машин), не имеем права мы и раздать оружие. Но ясно одно: безопасность людей в белых халатах - сегодня не менее важная проблема здравоохранения, чем оказание срочной помощи пациентам.

Совсем недавно в одном печатном издании промелькнуло сообщение о приезде шведских врачей к нам, в Россию. Они познакомились с нашей системой оказания скорой помощи и были несказанно удивлены, что в составе бригады к пациенту у нас обязательно выезжает врач или фельдшер, - на богатом Западе это считают слишком дорогим удовольствием и давно отказались от такой системы. Там помощь пациенту оказывает медик со знаниями ниже нашего фельдшера. А нужна более квалифицированная помощь - пожалуйте в поликлинику. И население не спорит с этим. Кроме того, ряд европейских стран проводит жесткую политику по отношению к агрессивным и нетрезвым пациентам - вводится запрет на лечение отдельных лиц, позволивших себе «некорректное» отношение к медперсоналу. В России же люди в белых халатах остаются незащищенными.

Проблема безопасности работников «Скорой помощи» стоит остро не только в нашем городе, но и по всей России. В связи с этим, например, в Москве и Саратове решается вопрос о профессиональном страховании работников «Скорой». В Новосибирске же интересы медперсонала «Скорой помощи» никто не защищает. Или их просто некому защитить?..

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: