Новосибирск -1.9 °C

Страна Якуть

02.08.2002 00:00:00

До 40 процентов бюджета эта республика
тратит на образование

Якутский бог видит все. И одобряет

 С этим городом мы старые друзья - как собутыльники по одной подворотне: в местном аэропорту мне доводилось приземляться раз тридцать. Что в памяти? Мраморные стены в сочетании с полнейшей загаженностью. Комары и мошка летом, морозы «за полтинник» зимой, по суровости сопоставимые разве что с ценами в аэропортовском буфете. Кислый запах десятков тел пассажиров, неделями живущих здесь в ожидании вылета куда-нибудь к чертям оленьим на их рога. И врезавшаяся почему-то в память напевно-украинская безнадежная реплика буфетчицы, смахивающей пару тараканов-бройлеров с котлеты: «А, страна Якуть - тут все так живуть...»

И вот после десятилетнего перерыва под крылом снова он - город Якутск, теперь уже столица Республики Саха (Якутия). Ленивый милиционер, от безделья шмонающий документы прямо на трапе самолета, - в тоталитарные советские времена им тут и не пахло. Забираю паспорт из рук символа отечественной демократии, оглядываюсь, и...

Мать честная! Старого мраморного аэрогадюшника нет и в помине: то, что от него осталось, обтянуто глухой маскировочной сеткой. Вместо него - новенький, как с иголочки одноразового шприца, красавец-аэропорт с загадочным названием «Туймаада». Исчезли деревянные дома-развалюхи на привокзальной площади. Испарились бомжи, напоминавшие их страдальцы-пассажиры и легендарный местный сортир на открытом воздухе, коим Якутск славился в зимнее время: неосторожное движение - и вмиг примерзаешь в позе орла на скале, провожая самолет ушами...

И это еще только начало. Продолжение следует в самом городе, обильно украшенном башенными кранами. Старый деревянно-барачный Якутск сносится под ноль, а на его месте возникают новые сооружения причудливой архитектуры: банки, бизнес-точки, гостиницы не хуже московских и просто жилые дома по проектам от российских до канадских...

Бензин дорогой - литр на два рубля дороже, чем в Новосибирске. Но проезд на автобусе, что частном, что государственном - всего-то пять рублей. Впечатляет и то, что каждый частный «пазик» обязательно снабжен рацией: по городу едешь под сплошной треск переговоров водителей между собой.

Единственное, что не изменилось и не изменится - дома на сваях и вьющиеся по улицам трубы теплотрасс. В землю их не закопаешь: вечная мерзлота. Точно, хоть и грубовато определил эту ситуацию бывший якутский мэр и нью-йоркский зэк Павел Бородин - «город кишками наружу».

Впрочем, не изменить и другое - свирепую реку с ласковым женским именем Лена, на левом берегу которой стоит якутская столица. Совпадение, правда, случайное - «леена» на одном из местных диалектов означает просто «река». По сравнению с этой северной мегерой наша Обь - тихий лесной ручеек: ширина Лены в среднем течении у Якутска - добрых три километра с гаком при могучем течении, а при разливе эта цифра как минимум удваивается. В прошлом году, расшалившись по весне, она играючи слизнула с карты России немаленький город Ленск, да и в самом Якутске защитная дамба устояла буквально на грани... Даже нашим преобразователям природы, покорявшим любую водную артерию, от Волги до Енисея и Колымы, Лена оказалась не по зубам - на ней до сих пор нет ни одной плотины и ни одного моста.

На другой берег - только паромом
 Мост через Лену - трехвековая безнадежная мечта якутян. Вечная мерзлота в сочетании с местным ледоходом шансов на мост не оставляют: это по Оби весной идут льдины, а по Лене под грохот эмчеэсовской взрывчатки ползут настоящие айсберги, против которых опора моста - все равно что воткнутая в дно реки длинная спичка. Напротив Якутска, на правом берегу Лены, находится поселок Нижний Бестях, где проходит федеральная автодорога «Колыма», выходящая на Транссиб, и куда в перспективе должна подойти железная дорога, которую потихоньку тянут от БАМа. Все сообщение с Нижним Бестяхом - паромная переправа летом и дорога по льду Лены зимой. Осенью и весной сообщения нет - с берега на берег можно перебраться только самолетом.

Впрочем, благодаря Лене Якутия обзавелась своим главным символом - помните название аэропорта? За много веков могучая река размыла огромную речную долину, в центре которой и стоит Якутск, - священную для якутов долину Туймаада. Здесь проводятся все национальные праздники - и здесь же, в 47 километрах от Якутска, находится село Октемцы, где родился первый президент Якутии-Саха Михаил Николаев, ныне заседающий среди российских сенаторов. К этой личности стоит приглядеться.

Откуда рублишки для якутского строительного бума? С якутских алмазов, вестимо. Но в сегодняшней России это мало что объясняет. Посмотрим на карту. Рядом с купающимся в деньгах Якутском - ободранный нищий Магадан, сидящий на золоте, и ежегодно замерзающая от безденежья Камчатка с ее бесценной красной рыбой и икрой. Там люди существуют, а в Якутске - живут. Почему? Как раз во многом благодаря хитрющему якутскому мужику Николаеву.

Нет, он не святой - отнюдь. И капиталы его семейства сегодня оцениваются в сумму, никак не соответствующую скромному президентскому окладу. Но...

Самая ненавистная для наших реформаторов формула - «живешь сам - давай жить другим». Или, как ее переиначили в Штатах, «то, что хорошо для Форда, хорошо и для Америки». Наши доморощенные форды и гайдары, как известно, ради персонального благополучия не то что старушку-пенсионерку - страну удавят. А феномен Николаева - как раз в искусстве идти против этого течения. Да, грести самому на себя, но при этом давать выгребать в мутном потоке реформ и своему народу.

Начало правления царя Бориса - парад суверенитетов. Кто из местных владык виллой-побрякушкой соблазнился, кто банковским персональным счетом... А хитрец-президент Николаев под шумок оформил все источники якутских алмазов в закрытое акционерное общество «Алроса» - закрытое прежде всего для столичных финансовых олигархов и федерального центра.

Что получилось? Золото Магадана прямым потоком идет в Москву, рыба Камчатки и Сахалина плывет в Японию, в то время как в местных бюджетах - блоха на аркане да вошь на цепи. А николаевские алмазы работают на Якутию - столице крохи достаются. И все оформлено так, что прокурор носа не подточит. Даже убийственный для всех сырьевых регионов российский закон об уплате налогов добывающими компаниями по месту регистрации головного офиса - а почти все они зарегистрированы в Москве! - от Якутии отлетел, как мячик от стенки: «Алроса» зарегистрирована в Якутии и все огромные алмазные налоги платит здесь же в республиканский бюджет. Так изящно оставить наше по всем параметрам бессовестное государство с носом - это, что называется, уметь надо.

Дальше - больше. Какие у российского правительства финансовые приоритеты были вчера и остались сегодня? Образованию - шиш, науке - фиг, сельскому хозяйству - хрен, промышленности - дырка от шестеренки. Достаточно глянуть в будущее на бюджет-2003: 25% всех расходов - на армию и силовые ведомства плюс, естественно, бездонная Чечня. А обнаглевшие в лучшем смысле слова якуты со своими алмазами взяли да рванули совсем уж не в ногу с правительством.

Вот данные по якутскому бюджету последних лет: до 30- 40% расходов - на образование! В селах начали строиться школы одна симпатичнее другой. В родной деревне президента, Октемцах, нет музея Николаева, зато выстроен физико-математический форум-интернат для одаренных детей с чуть ли не ежедневными лекциями приглашаемых персонально ведущих профессоров Москвы и Питера. Якутский университет получил второй корпус, по сравнению с которым корпуса Новосибирского университета - скромные сельские домики. Около Якутска канадцы возвели шикарный городок из тридцати шести коттеджей, каждый из которых может разве что сниться «новым якутским» по ночам. А отдали его под высшую школу музыки для маленьких якутян: по шесть школьников и два рояля на коттедж, обучение по принципу интерната в течение всего учебного года, причем бесплатное для родителей.

Почему бесплатное? Еще лет восемь назад здесь провернули пару очень удачных финансовых операций с алмазами «Алросы» и на часть выручки создали так называемый «фонд будущих поколений». И что странно для нынешней России, деньги эти используются в основном по целевому назначению...

Результаты не заставили себя ждать. Начнем с того, что в сегодняшней Якутии, как и во всем мире, кроме России, учитель - профессия уважаемая и престижная. Зарплата опытного педагога - девять тысяч рублей в месяц без задержки (для сравнения - цены в магазинах примерно в 1,3 раза выше новосибирских) плюс региональные надбавки за стаж и преданность профессии. Есть даже специальная надбавка «за учительскую династию» - если твои дети и внуки тоже стали учителями.

И ученики оказались под стать. Дабы не утомлять цифрами, приведу лишь одну: в этом году на международной олимпиаде школьников по математике Россию успешно представляли четыре ученика. Из них двое(!) - из Якутска, из небогатой якутской семьи. Из четырех детей-физиков в команде России - один якутский школьник. И так далее: дети, как известно, народ благодарный и талантливый.

Аппетит приходит во время еды. И родилась очередная идея - международная олимпиада школьников! Итог - в нынешней, уже девятой по счету, олимпиаде «Туймаада-2002» по математике, физике, химии и информатике соревновались 115 детей из Якутии, Германии, Румынии, Китая, Южной Кореи... А закрытие олимпиады прошло на теплоходе «Алросы», доставившем участников в изумительный природный парк «Ленские Столбы».

Чудеса? По нынешним временам - более чем. Но такой курс, увы, пришелся не по нутру нынешней федеральной вертикали. Поговаривали, что столь нетрадиционная для России бюджетная ориентация стала одной из причин, по которой президент Николаев под могучим давлением Москвы был вынужден отречься от поста и снять свою кандидатуру с очередных выборов.

Но строптивая и финансово независимая «страна Якуть» и тут показала центру зубы. Обычная для нынешнего центра процедура замены главы региона на представителя силового ведомства (Ингушетия, Смоленск, Воронеж, далее везде) в единственной точке с треском дала сбой - в Якутии.

Федеральный кандидат в погонах был что надо: заместитель генерального прокурора, якут по национальности Василий Колмогоров. Могучая раскрутка с участием столичных зубров-журналистов, немереные предвыборные деньги... И при таких-то данных он пролетел той самой фанерой над Парижем, сняв свою кандидатуру за два дня до голосования по причине абсолютно нулевого рейтинга. Республика встала намертво, ответив плакатом: «Лучше якутский русский, чем московский якут!» - и дружно проголосовала за генерального директора «Алросы», стопроцентно русского Вячеслава Штырова. А столице, получившей смачную оплеуху, пришлось делать хорошую мину при скверной игре, тем более что бюджетный курс при Штырове остался тем же самым, что и при Николаеве...

Бог не фраер и все видит, как говорят на соседней с якутами Колыме. Даже по сути своей протестное решение избирателей пошло Якутии на пользу. До этого республика имела фактически две столицы: якутскую - Якутск и русскую - Мирный, причем все алмазы и деньги были, естественно, во второй. С избранием президентом Штырова в Якутске, как грибы, стали появляться вывески типа «Якутский филиал Мирнинского банка такого-то» (для сравнения - представьте где-нибудь на Красном проспекте новосибирский филиал барабинского банка!). Иначе говоря, финансово-алмазный капитал двинулся из Мирного в Якутск - само собой, главной столице Якутии от этого хуже не стало.

Завершается строительство четырехзвездочного отеля. Полностью перестроен красавец оперный театр. Активно строится третий корпус университета. В планах этого года - более десятка новых школ по всей республике. В планах следующего - юбилейная, десятая, международная олимпиада школьников.

Вам не завидно, читатель? Мне завидно. И обидно за остальные регионы, пребывающие по сей день на собачьем поводке у центра. Ибо еще Соединенные Штаты открыли формулу - «сильные штаты - сильное государство».

Сегодня среди наших реформаторов в ходу подленькая теория: дескать, жизнь в России изначально убыточна из-за холодного климата. Так, напомню, еще гитлеровцы оправдывали свой провал в сорок первом: дескать, если бы не российские морозы, то они и Москву бы взяли, и через Волгу бы переправились. Так вот, господа, нет у нас региона с более свирепым климатом, чем «страна Якуть» - от минус 50 зимой до плюс 40 летом на вечной мерзлоте. Тем не менее сегодня Республика Саха (Якутия) успешно живет и развивается, и дай бог благодатным Ростову и Краснодару такие темпы развития и такой уровень жизни. И похоже, что весь секрет ее успеха в том, что ей удалось своевременно послать российские власти на три буквы - ЗАО...



Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: