Сергей Лемешев и Анатолий Жуков |
По улицам Праги двигались колонны танков с десантниками на броне. Был среди них и радист гвардии старший сержант Анатолий Жуков.
Едва он успел сойти с танка, как из толпы выбежала красивая девушка с букетиком весенних цветов. Окинула взглядом толпу солдат и уверенно выбрала Анатолия. Подошла и поцеловала его, затем подала букетик и затерялась в толпе, что стояла у обочины дороги.
Позднее, когда воинская часть остановилась на привал, один из товарищей Жукова пошутил:
- Анатолий, ты сердцеед! Не успел въехать в Прагу, как попал в объятия красавицы...
Но тут вмешался лейтенант. Протягивая гвардии старшему сержанту гитару, попросил:
- Спой что-нибудь, Анатолий. Ведь сегодня День Победы.
Перебирая струны гитары, он пел вдохновенно. Тенор старшего сержанта властвовал над сердцами бывалых фронтовиков. Они просили исполнить «Жди меня», «Мою любимую», «Землянку»...
...Это было 9 мая 1945 года. Вспоминая события того времени, Анатолий Галактионович говорил:
- Меня в тот день ребята просто замучили. Несмотря на усталость, повторял то «В лесу прифронтовом», то «Темную ночь». Пел и другие песни военных лет. Да мне не привыкать. Ведь я был запевалой ротным. Пел и на привалах, и во фронтовых землянках.
С армией моя жизнь связана накрепко. С того самого дня, когда в марте сорок второго года со своими друзьями добровольцем ушел в армию. Нас зачислили в школу радистов. Затем был фронт.
Прибыли под Сталинград. Отсюда начались мои фронтовые дороги.
...Вспоминая о своем боевом пути, ветеран рассказал мне, что после Сталинградской битвы ему довелось участвовать в боях на Орловско-Курской дуге. Там он удостоился ордена Красной Звезды. Позднее была еще одна награда - орден Отечественной войны второй степени. Украшали его грудь и боевые медали.
Как только окончилась война, Жукова пригласили в дивизионный ансамбль песни и пляски. Затем перевели в творческий коллектив 7-й гвардейской армии. Там был солистом ансамбля.
С этого началась его артистическая деятельность. После демобилизации из армии остался на жительство во Львове...
- В сорок восьмом году поступил во Львовскую консерваторию, - продолжал Анатолий Галактионович. - После занятий выступал в составе капеллы «Трембита». Я постигал вокальное мастерство...
После получения диплома об окончании Львовской консерватории Жукова пригласили стажером в Московский Большой академический театр. Там и посчастливилось ему познакомиться с народным артистом СССР Сергеем Яковлевичем Лемешевым. Он внимательно выслушал его и посоветовал:
- Ты бывалый человек. Многое повидал в жизни. Стажерство уже перерос. Поезжай, Анатолий, в Новосибирск. Там молодой оперный театр. Как солист, будешь расти вместе с ним...
Жуков так и поступил. На сцене Новосибирского академического театра оперы и балета им спето свыше 40 оперных партий. Это князь Синодал в опере «Демон» Рубинштейна, Ленский в «Евгении Онегине» Чайковского, граф Альмавива в «Севильском цирюльнике» Россини и многие другие.
Заслуженному артисту России Жукову аплодировали зрители во многих театрах нашей страны. Его труд отмечен тремя орденами «Знак Почета».
...Задаю последний вопрос:
- Анатолий Галактионович, доводилось ли вам позднее встречаться с Лемешевым?
- Многие годы я переписывался с ним. В своих письмах делился мнением о новых ролях, просил его совета. Он был для меня наставником. Приезжая в Москву, по возможности встречался с великим маэстро.
Последний раз мы виделись в Новосибирске. В апреле шестьдесят шестого года он приезжал в наш город. Дал шесть концертов. В то время было несколько встреч с ним. Тогда и сфотографировались на память.
Позднее сибирские снимки послал ему в Москву. А один из них он вернул с такой надписью:
Ваш С. Лемешев.
Москва. 8 ноября 1966 г.».
P.S. Этот снимок мне показал Анатолий Галактионович. А копию фотографии я попросил для газеты.