Новосибирск 11.3 °C

«Правильное» образование - панацея от социальных «болезней»?

06.08.2002 00:00:00

Люди, посидевшие за колючей проволокой,
четко понимают незыблемость природных законов

Эти двое уже повзрослели

 Наш социум серьезно болен. Даже не оглашая весь список социальных болезней, достаточно вспомнить главные - наркоманию, преступность, алкоголизм. И до сих пор никто еще не предложил эффективного рецепта от этих напастей. Единственное утешение, что наше общество не исключение. Процветающая Америка и прочие «развитые» страны страдают теми же социальными недугами, разве что в менее острой форме. А может, это неизбежное зло как расплата за технический прогресс, выхолащивающий человеческую душу? Но Владимир Элиашвили, автор теории устойчивости личности, так не считает. По его твердому убеждению, причина всех социальных болезней одна - низкий уровень образования. По его мнению, «правильное» образование дает человеку иммунитет от всех недугов современной цивилизации.

Владимир Людвигович - человек во всех отношениях примечательный. Высокий с ястребиным носом и пронзительными глазами. Такую внешность, наверное, имели древние пророки. Плюс кипучий темперамент (дают себя знать грузинские корни) и ненасытная жажда знаний. Эта жажда и привела его к созданию собственной концепции образования. Владимир Элиашвили преподает в Московском институте социальных отношений и права, но живет в Новосибирске. И здесь же он пытается внедрить свою теорию в жизнь.

- Что такое, на ваш взгляд, «правильное» образование, исключает ли оно традиционные дисциплины?

- В принципе, нет. Традиционные знания необходимы для выполнения каких-либо социальных функций, но полезность их все же относительна. Мы все живем в доме, который называется Земля, и следовательно, изначально нужны знания, накопленные живым веществом Земли. Ведь все живое - единый организм, наработавший какие-то свои законы. Не зная их, жить в этом доме очень трудно. А эту жизненно важную информацию в школе не дают.

Вообще вся наша иерархическая образовательная лестница построена в принципе неправильно. Даже нужные отраслевые знания непригодны для жизни, т. к. ничем не базируются. Есть такое расхожее понятие - жизнь научит. А почему, спрашивается, не учителя? По очень простой причине. Потому что у них жизненно важных знаний нет. Моя задача и вдохнуть в образовательную систему эти знания. Наша теория рассматривает три объекта - личность как самостоятельная система, социум и природа как пространство, в котором мы живем.

- Но разве зачастую природные законы и общественные не противоречат друг другу?

- Совершенно верно. И мы, так называемые нормальные люди, стремимся блюсти социальные нормы и табу в ущерб природным законам, что в корне неверно. Нарушения социального законодательства может пройти незамеченным, а за игнорирование природного закона наказание последует неизбежно, хоть и не столь явно. Болезни, различные эпидемии - вот следствие нарушения природных законов. Я имею в виду не экологический аспект, а всеобщие законы жизни, по которым мы все живем. А вот люди посидевшие за колючей проволокой, совершенно четко понимают незыблемость природных законов. Например, почему в зоне не считают за людей растлителей? Да потому что закон выживания намного важнее сексуального удовлетворения. Конечно, жизнь «по понятиям» не адекватна природным законам, но все же, в определенной степени, ближе к ним, нежели наше бытие. Мы-то говорим одно, думаем другое, а делаем третье.

- В своей теории вы утверждаете, что существующая система образования не делает людей взрослыми. Что вы имеете в виду?

- Именно то, что говорю. Аттестат зрелости еще не делает человека взрослым. В наших учебных заведениях не учат взрослости. По-настоящему взрослым является человек, который чувствует ответственность за все, что он делает. Много у нас таких людей? А вот инфантильных, нуждающихся в поводыре, т. е. фактически детей, не ставших взрослыми, сколько угодно. А если такой ребенок дипломированный специалист, то он просто потенциально опасен для окружающего мира. Именно детская безответственность в сочетании с отраслевыми знаниями и порождает бредовые проекты, типа поворота рек.

- Социальный кризис спровоцирован незрелым, «невзрослым» человеком?

- В принципе, да. Отличительная черта взрослого человека - умение работать над собой. А взрослые «дети» не только не умеют это делать, но и не понимают, зачем это нужно. Это не их вина, а беда. Никто нас не учил понимать себя. Социум ориентирует нас на «общественно полезную» деятельность. Но, занимаясь ей, человек попросту уходит от собственных проблем. А главная проблема каждого человека - это он сам. Каждый должен прежде всего понять, что ему делать с собой? Для чего дана ему жизнь, сознание, что он должен в себе изменить? Без решения этих главных вопросов человек как личность просто не состоится. И никакие отраслевые знания ему не помогут.

- Разве человеку не свойственно ошибаться?

- Свойственно. Но ошибка ошибке рознь. Можно убить на них всю жизнь, заработав кучу болезней, а можно идти по жизни с минимумом ошибок и вполне здоровым. Наш курс и дает такую возможность. Мы учим ставить цели и добиваться их, не нарушая этики жизни.

- Вы внедряете вашу теорию в жизнь?

- Да, я прочитал наш курс под названием «Психология процесса познания» в Московском институте социальных отношений и права. Также прочитал его, в качестве факультатива для студентов, в Новосибирской медакадемии. Теперь там принято решение с первого сентября начать его в полном объеме для аспирантов. Возможен и вариант, что спецкурс будет развиваться при кафедре психологии. А мой соавтор Ольга Данилова будет читать его в школе с 5-го по 11-й класс.

- Прослушавшие ваш курс станут настоящими взрослыми?

- Да. Они будут взрослыми среди детей.

- Но взрослый заставляет ребенка подчиняться себе во имя своих целей. Не будет ли ваша методика средством манипулирования сознания?

- Нет. Потому что она нацеливает на служение людям и миру. Без духовного роста продвижение вперед теряет смысл. Сама жизнь - это служение и учение. У нас просто нет иного выбора, как учиться всю жизнь и служить миру. Все остальные цели - власть, деньги и т. д. - просто глупости, ловушки социума.

- Как вы относитесь к религиям?

- Нормально отношусь. Все конфессии учат духовному самосовершенствованию, только не надо ни на чем зацикливаться. Я в свое время, как и многие, начинал с Библии, потом понял главную истину, проходящую красной нитью во всех учениях, - пока ты не стал самостоятельной личностью, ты не представляешь интереса для мироздания, в принципе. Выходя в мир, ты должен очертить свои границы. Мы и помогаем очертить эти границы. Почему курс назван «Теория устойчивости?» Да потому что сегодня устойчивость личности целиком зависит от оценки ее ближайшего окружения. И как только эта оценка меняется, личность терпит крушение. «Теория устойчивости» помогает на основе мировых ценностей, сформировать приоритеты и самооценку вне зависимости от социума, что позволяет личности обрести иммунитет против наркомании и иных социальных болезней. Это не просто слова. Вначале я читал свой курс для бывших наркоманов, и они мне заявили, что это именно то, что они должны знать. Базовые постулаты теории устойчивости - трезвость, адекватность миру, прагматизм, самоконтроль.

- Но разве не бывают бесконтрольные ситуации, когда социум диктует нам свои законы? Попробуйте, например, повлиять на чиновника-самодура.

- Это не так сложно, как кажется. Человек адекватный миру, знает правила игры. Он знает главное, что мир справедлив, и если ему что-то не нравится, то переделать ему нужно себя, а не окружающих. В основном же люди предпочитают ругать правительство, существующую систему и т. д.

- В своем курсе вы пишете, что Россия максимально подготовлена к принятию «нового» образования. Почему?

- Потому что мы недовольны собой. Американец доволен, поэтому его невозможно научить чему-то новому. А мы знаем, что можем стать лучше.



Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: