Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

«Правильное» образование - панацея от социальных «болезней»?

06.08.2002
Наш социум серьезно болен. Достаточно вспомнить наркоманию, преступность, алкоголизм. И до сих пор никто еще не предложил эффективного рецепта от этих напастей. Единственное утешение, что наше общество не исключение... А может, это неизбежное зло как расплата за технический прогресс, выхолащивающий человеческую душу? Но Владимир Элиашвили, автор теории устойчивости личности, так не считает.

Люди, посидевшие за колючей проволокой,
четко понимают незыблемость природных законов

Эти двое уже повзрослели

 Наш социум серьезно болен. Даже не оглашая весь список социальных болезней, достаточно вспомнить главные - наркоманию, преступность, алкоголизм. И до сих пор никто еще не предложил эффективного рецепта от этих напастей. Единственное утешение, что наше общество не исключение. Процветающая Америка и прочие «развитые» страны страдают теми же социальными недугами, разве что в менее острой форме. А может, это неизбежное зло как расплата за технический прогресс, выхолащивающий человеческую душу? Но Владимир Элиашвили, автор теории устойчивости личности, так не считает. По его твердому убеждению, причина всех социальных болезней одна - низкий уровень образования. По его мнению, «правильное» образование дает человеку иммунитет от всех недугов современной цивилизации.

Владимир Людвигович - человек во всех отношениях примечательный. Высокий с ястребиным носом и пронзительными глазами. Такую внешность, наверное, имели древние пророки. Плюс кипучий темперамент (дают себя знать грузинские корни) и ненасытная жажда знаний. Эта жажда и привела его к созданию собственной концепции образования. Владимир Элиашвили преподает в Московском институте социальных отношений и права, но живет в Новосибирске. И здесь же он пытается внедрить свою теорию в жизнь.

- Что такое, на ваш взгляд, «правильное» образование, исключает ли оно традиционные дисциплины?

- В принципе, нет. Традиционные знания необходимы для выполнения каких-либо социальных функций, но полезность их все же относительна. Мы все живем в доме, который называется Земля, и следовательно, изначально нужны знания, накопленные живым веществом Земли. Ведь все живое - единый организм, наработавший какие-то свои законы. Не зная их, жить в этом доме очень трудно. А эту жизненно важную информацию в школе не дают.

Вообще вся наша иерархическая образовательная лестница построена в принципе неправильно. Даже нужные отраслевые знания непригодны для жизни, т. к. ничем не базируются. Есть такое расхожее понятие - жизнь научит. А почему, спрашивается, не учителя? По очень простой причине. Потому что у них жизненно важных знаний нет. Моя задача и вдохнуть в образовательную систему эти знания. Наша теория рассматривает три объекта - личность как самостоятельная система, социум и природа как пространство, в котором мы живем.

- Но разве зачастую природные законы и общественные не противоречат друг другу?

- Совершенно верно. И мы, так называемые нормальные люди, стремимся блюсти социальные нормы и табу в ущерб природным законам, что в корне неверно. Нарушения социального законодательства может пройти незамеченным, а за игнорирование природного закона наказание последует неизбежно, хоть и не столь явно. Болезни, различные эпидемии - вот следствие нарушения природных законов. Я имею в виду не экологический аспект, а всеобщие законы жизни, по которым мы все живем. А вот люди посидевшие за колючей проволокой, совершенно четко понимают незыблемость природных законов. Например, почему в зоне не считают за людей растлителей? Да потому что закон выживания намного важнее сексуального удовлетворения. Конечно, жизнь «по понятиям» не адекватна природным законам, но все же, в определенной степени, ближе к ним, нежели наше бытие. Мы-то говорим одно, думаем другое, а делаем третье.

- В своей теории вы утверждаете, что существующая система образования не делает людей взрослыми. Что вы имеете в виду?

- Именно то, что говорю. Аттестат зрелости еще не делает человека взрослым. В наших учебных заведениях не учат взрослости. По-настоящему взрослым является человек, который чувствует ответственность за все, что он делает. Много у нас таких людей? А вот инфантильных, нуждающихся в поводыре, т. е. фактически детей, не ставших взрослыми, сколько угодно. А если такой ребенок дипломированный специалист, то он просто потенциально опасен для окружающего мира. Именно детская безответственность в сочетании с отраслевыми знаниями и порождает бредовые проекты, типа поворота рек.

- Социальный кризис спровоцирован незрелым, «невзрослым» человеком?

- В принципе, да. Отличительная черта взрослого человека - умение работать над собой. А взрослые «дети» не только не умеют это делать, но и не понимают, зачем это нужно. Это не их вина, а беда. Никто нас не учил понимать себя. Социум ориентирует нас на «общественно полезную» деятельность. Но, занимаясь ей, человек попросту уходит от собственных проблем. А главная проблема каждого человека - это он сам. Каждый должен прежде всего понять, что ему делать с собой? Для чего дана ему жизнь, сознание, что он должен в себе изменить? Без решения этих главных вопросов человек как личность просто не состоится. И никакие отраслевые знания ему не помогут.

- Разве человеку не свойственно ошибаться?

- Свойственно. Но ошибка ошибке рознь. Можно убить на них всю жизнь, заработав кучу болезней, а можно идти по жизни с минимумом ошибок и вполне здоровым. Наш курс и дает такую возможность. Мы учим ставить цели и добиваться их, не нарушая этики жизни.

- Вы внедряете вашу теорию в жизнь?

- Да, я прочитал наш курс под названием «Психология процесса познания» в Московском институте социальных отношений и права. Также прочитал его, в качестве факультатива для студентов, в Новосибирской медакадемии. Теперь там принято решение с первого сентября начать его в полном объеме для аспирантов. Возможен и вариант, что спецкурс будет развиваться при кафедре психологии. А мой соавтор Ольга Данилова будет читать его в школе с 5-го по 11-й класс.

- Прослушавшие ваш курс станут настоящими взрослыми?

- Да. Они будут взрослыми среди детей.

- Но взрослый заставляет ребенка подчиняться себе во имя своих целей. Не будет ли ваша методика средством манипулирования сознания?

- Нет. Потому что она нацеливает на служение людям и миру. Без духовного роста продвижение вперед теряет смысл. Сама жизнь - это служение и учение. У нас просто нет иного выбора, как учиться всю жизнь и служить миру. Все остальные цели - власть, деньги и т. д. - просто глупости, ловушки социума.

- Как вы относитесь к религиям?

- Нормально отношусь. Все конфессии учат духовному самосовершенствованию, только не надо ни на чем зацикливаться. Я в свое время, как и многие, начинал с Библии, потом понял главную истину, проходящую красной нитью во всех учениях, - пока ты не стал самостоятельной личностью, ты не представляешь интереса для мироздания, в принципе. Выходя в мир, ты должен очертить свои границы. Мы и помогаем очертить эти границы. Почему курс назван «Теория устойчивости?» Да потому что сегодня устойчивость личности целиком зависит от оценки ее ближайшего окружения. И как только эта оценка меняется, личность терпит крушение. «Теория устойчивости» помогает на основе мировых ценностей, сформировать приоритеты и самооценку вне зависимости от социума, что позволяет личности обрести иммунитет против наркомании и иных социальных болезней. Это не просто слова. Вначале я читал свой курс для бывших наркоманов, и они мне заявили, что это именно то, что они должны знать. Базовые постулаты теории устойчивости - трезвость, адекватность миру, прагматизм, самоконтроль.

- Но разве не бывают бесконтрольные ситуации, когда социум диктует нам свои законы? Попробуйте, например, повлиять на чиновника-самодура.

- Это не так сложно, как кажется. Человек адекватный миру, знает правила игры. Он знает главное, что мир справедлив, и если ему что-то не нравится, то переделать ему нужно себя, а не окружающих. В основном же люди предпочитают ругать правительство, существующую систему и т. д.

- В своем курсе вы пишете, что Россия максимально подготовлена к принятию «нового» образования. Почему?

- Потому что мы недовольны собой. Американец доволен, поэтому его невозможно научить чему-то новому. А мы знаем, что можем стать лучше.



Резонанс
Новости
Жители Новосибирской области стали чаще рассчитываться картами. За девять месяцев этого года жители региона оплатили картами товары и услуги на общую сумму 203 млрд рублей, это на треть больше общего объема платежей по картам аналогичного показателя 2016 года.
Незаконные действия при переезде в Австрию стали поводом для возбуждения уголовного дела в отношении Натальи Юрченко – супруги бывшего губернатора Новосибирской области Василия Юрченко, который ранее также получил приговор.
Лягушку с необычайно ярко-желтым окрасом встретили на улице жители Новосибирска.   Специалисты предположили, что земноводное мимикрировало под цвет осенних листьев.
На Михайловской набережной Оби появится «Комната запахов». Так архитекторы проекта называют небольшую площадку под открытым небом, которая находится в парке «Городское начало». Вокруг нее высадили ароматные растения.
Новосибирская команда рискует установить антирекорд КХЛ. За восемь первых матчей команда не набрала ни очка. В клубе поменяли главного тренера, расстались с несколькими игроками, однако все тщетно. В чем причины ужасного старта – в материале VN.ru.

Отец шестерых малолетних детей ненадлежащим образом исполнял возложенные на него обязанности по их воспитанию, не заботился и часто избивал. Именно горе-родитель признан виновником пожара, который унес жизни его детей. После трагедии циничный папаша сбежал в Москву для участия у телешоу.