Новосибирск 8.1 °C

Мощенная бактериями дорога ведет в поселение XXI века

06.08.2002 00:00:00

Игорь Огородников держит в руках целую дорогу. Фото Бориса БАРЫШНИКОВА

 Две тысячи квадратных метров ровной, морозостойкой, экологически чистой и - самое главное - недорогой дороги находятся в квартире кандидата физико-математических наук из Академгородка Игоря Огородникова. Не потому, что у кандидатов наук нынче такие большие квартиры (у Игоря Александровича обычная «хрущевка»), а потому, что этот участок дороги умещается... в 20-литровой канистре. Собственными глазами видел - стоит канистра в одной из комнат на полу возле домашних тапочек у тахты рядом с шифоньером.

- Два миллиона человек - и все в белых штанах? Ну, это вы бросьте, Бендер! - Примерно так отреагировал Шура Балаганов на рассказ Остапа о Рио-де-Жанейро.

Я сказал Игорю Александровичу так же:

- Эта бутыль - четыреста метров пятиметровой в ширину дороги?! Да ну...

- Хотите верьте, хотите - нет, а в Мексике, Гондурасе, Румынии, Казахстане и на Украине по таким дорогам уже ездят, - ответил Огородников.

В канистре - пармазам (PZ). На взгляд непредубежденного наблюдателя, пармазам - это темного цвета густая масса. А в упрощенном для дилетантов разъяснении кандидата физматнаук - продукт жизнедеятельности определенных бактерий. В частности, они могут быть извлечены из патоки, образующейся при переработке сахарной свеклы. Бактерии перерабатывают патоку, полученную из свеклы, в результате получается пармазам. Потом его специальным образом разводят в пропорции 1:500 или 1:1000 и покрывают раствором дорогу. Игорь Александрович уверяет, что через 72 часа после этого по дороге можно уже ездить. На Аляске, во всяком случае, так и делают.

Сахарной свеклы и в России достаточно - в Краснодарье, на Алтае, под Воронежем. Только у нас руки не доходили каким-то нужным образом перерабатывать свекольные отходы, а в Штатах додумались до этого еще в 60-х годах. Правда, не в научных целях, а нужда заставила. Население Невады в ту пору сильно озадачилось ветрами, которые разносили радиоактивную пыль с местного полигона, и существовавшая (она и сейчас существует) тогда Ядердная комиссия США объявила конкурс на лучший проект, который бы уберег близлежащие территории от этой пыли. Один ученый предложил для этих целей PZ. Предложение было принято, и Ядерная комиссия профинансировала доработку фермента. В течение долгого времени - до начала 80-х годов - Комиссия была единственным покупателем фермента (так было оговорено заранее). С начала 80-х годов в дополнение у фермента складывается новая устойчивая клиентура - штаты и графства, которые по разрешению и по примеру Ядерной комиссии начали применять этот препарат для строительства дорог, укрепления грунта и т. д.

Фото Бориса БАРЫШНИКОВА
 Несмотря на явные успехи применения всех ферментов (это подтверждается отзывами, результатами испытаний и т. д.) усилия по продвижению на рынок этих ферментов носили очень ограниченный характер, и эти ферменты практически неизвестны широкому потребителю даже в США, что, в общем-то, удивительно для предприимчивых американцев: поскольку дорожное покрытие с применеием PZ в три-четыре раза дешевле ныне известных. А объясняется все тем, что разработчик и владелец формулы всех ферментов имел и имеет достаточный доход от государственных клиентов - во-первых; во-вторых, этот человек, разработчик ферментов - талантливый инженер, но совершенно не бизнесмен и не заинтересован в росте бизнеса; вследствие его преклонного возраста со второй половины 90-х годов маркетинговые усилия носили спорадический характер.

А три года назад автор и разработчик фермента, ввиду опять же своего преклонного возраста, начал передавать руководство компанией более молодым и энергичным людям, которые не удовлетворены существующим положением вещей. Так о PZ узнали и Игорь Огородников и его сподвижники, осуществляющие в Новосибирске программу «Экопоселения XXI века». Теперь бутыль в спальне Огородникова - ее привез единомышленник Игоря Александровича из университета Литл Рок штат Арканзас (США) профессор Джим Карр - ждет своего часа, а точнее - дня: для изготовления покрытия и дороги с применением пермазама необходимо одно условие - сухая погода на протяжении примерно десяти дней.

Что касается широкого применения экологически чистого и дешевого пермазама в дорожном строительстве, то Игорь Огородников относится к такой перспективе скептически. По его мнению, имеющим госзаказ или местный заказ дорожным предприятиям это невыгодно по очень простой причине: чем меньше объем (финансовый - в первую очередь) предполагаемых работ, тем меньше возможностей «накрутить» на него сумму покрупнее. А вот фирмам помельче....

Впрочем, разработчики и реализаторы программы «Экопоселения XXI века» (как и тот американский ученый, имя которого, кстати, до сих пор широко не афишируется) тоже больше ученые, чем предприниматели. Им главное - свой экологически чистый поселок в Академгородке отстроить и такую же дорогу к нему проложить. Тем не менее они надеются, что этот пример все-таки найдет конструктивных сторонников и в бизнесе, и во власти. А об остальном пусть болит голова у тех, кто составляет, утверждает и исполняет бюджет.



Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: