Новосибирск 2.9 °C

К конечной цели странствий помогает приблизиться Ирина Затуловская

07.08.2002 00:00:00

В Новосибирской картинной галерее открылась выставка
графических работ известной московской художницы

 Считается, что дар Затуловской - дар преображения. Под ее руками выброшенные на помойку фанерки с дырками, дверца старого разломанного шкафа или погнутые листы жести оказываются предметами нужными, способными нести тайну иного существования. Прикосновение кисти вдыхает в умершие предметы смысл, и они оживают в новом, далеком от прежних утилитарных задач качестве и в незнакомом измерении искусства. При этом память материала не уничтожается, не стирается начисто - прошлое предметов мерцает, как напоминание о теплоте соседства с людьми и служения им.

Вот что говорит об искусстве Ирины Затуловской известный московский священник - протоиерей Дмитрий (Смирнов):

- Она ходила в храм, однажды пригласила в свою мастерскую, я пришел и «рухнул». Ей удалось прорваться к искусству в чистом виде - берет железку, почти ничего в нее не добавляет, возьмет две красочки, чуть-чуть помажет, и вот он, художественный образ. У нее очень правильное восприятие материала, редкая связь с материалом, которым она распоряжается легко и свободно. И ясное детское зрение на мир сохранилось, вернее - восстановилось.

Нет никакого обмана: в ее объектах - их нельзя назвать картинами - существует все самое лучшее, что есть в настоящем искусстве. Чтобы пробиться к ее искусству, ничего не надо отсекать. Как в древнегреческих статуях: время уже отсекло все, что нужно. Так и у нее отсечено все второстепенное, материал растворяется в искусстве. Забыто все: забыто, что есть доска, краски, кажется, она не думает об изяществе линии. Создается адекватное преломление этого мира через человека, без искажения. Ее объекты не обманывают, создавая несуществующую реальность. Она останавливает наш взгляд на том, что составляет ее жизнь. Как делают дети, говоря: «Посмотри, мама». Бог-Творец создал мир прекрасным, и Ира умеет это изобразить.

 Она как бы из апельсина выжимает сок. А потом сок выпаривает, и получаются кристаллики, которые просто в воду кинь - и опять будет сок. Ее искусство чрезвычайно насыщено, концентрировано. Оно густое. Конечно, она верующий человек, это выводит ее искусство в другие пространства. К сожалению, искусство и вера уже давно разошлись. Особенно современное искусство. Поэтому, когда художник берется за религиозную тематику, получается все равно фальшь. Ее искусство является христианским и в том смысле, что это - правда. Бог в правде. Она близка к истине жизни. Здесь религиозно правильное восприятие бытия.

В небольшом местечке Йорвас в Финляндии есть своя православная часовня. Правда, она не слишком похожа на привычные русские часовенки. У нее нет ни деревянных стен, ни крыши, ни барабана с главкой. Полом ей служит земля, стенами - пространство гранитного карьера. Грот-часовня, расположенная неподалеку от Покровского мужского монастыря, освящена в 1998 году во имя великой княгини преподобномученицы Елисаветы Федоровны - сестры святой русской императрицы Александры Федоровны.

Елисавета Федоровна, принявшая монашеский постриг после трагической гибели супруга - великого князя Сергея Александровича, убитого революционером Каляевым, была зверски казнена большевиками в 1918 году. Старый карьер в Йорвасе выкопан очень давно: как выяснилось, год его появления поистине чудесным образом совпал с годом казни святой мученицы.

Автор убранства часовни - Ирина Затуловская. Вид часовни удивляет. Все ее пространство собирается вокруг овального образа преподобномученицы Елисаветы, расположенного на одной из стен карьера. Под ее изображением на земле - как ось всего пространства грота и как ось всей мировой истории - изображение ягненка, одного из древнейших символических образов Христа. На параллелизме евангельских сюжетов и истории жизни великой княгини и строится вся художественная концепция часовни: ведь всякий мученик в своей страшной и тяжелой кончине подражает смерти Спасителя.

Вокруг образа княгини - другие врезанные в гранит керамические образки: тут и новозаветные сюжеты, и эпизоды из жития преподобномученицы, и ангельские силы, и древнейшие символы раннехристианских катакомб. А чуть в стороне - простое и строгое распятие - та Голгофа, на которую взошел Христос, а вслед за Ним на протяжении многих веков восходили тысячи и тысячи тех христиан, кого убили за верность православной Истине. Пол и стены часовни, задуманной художницей как некий образ явленного на земле Неба, испещрены голубыми (есть такой особый оттенок туркуаз - египетская голубая) с золотом керамическими вставками. А вокруг - вздымаются устремленные ввысь сосны. И зимой, и летом зеленеет их душистая хвоя. И потому в них, в их вечной зелени - еще один важный христианский образ и символ: для тех, кто живет в Боге и для тех, кто умирает за Христа, зимнего холода смерти нет, ведь Он - не Бог мертвых, но Бог живых.



Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: