Новосибирск 11.5 °C

Пастырь чудес

08.08.2002 00:00:00

 Из обширного списка представителей Бразилии, внесших заметный вклад в мировую культуру, пожалуй, наибольшей популярностью в нашей стране пользуются выдающиеся футболисты. Диди, Вава, Пеле, Гаринча, Жаирзиньо, а после недавнего чемпионата - еще и Рональдо с Ринальдино, знакомы широкой публике куда лучше, чем прекрасные писатели Жозе де Аленкар, Грасилиано Рамос, Жоан Гимараэнс Роза или великий художник Алежардиньо. Но все же один бразильский автор обладает известностью не меньшей, чем его соотечественники - «гранды футбола» (и, добавим, героини «мыльных опер»). Речь идет о Жоржи Амаду, большинство произведений которого переведены на русский язык.

Он родился 10 августа 1912 года в небогатой семье и очень рано избрал карьеру профессионального литератора. Его первый роман с характерным названием «Страна карнавала» вышел в свет уже в 1931 году. После недолгих экспериментов с так называемой литературой факта Амаду находит собственный неповторимый путь в искусстве. Романом «Жубиаба» (1935 г.) он начинает большую серию повествований о его любимом городе - Баие, в которых показывает прекрасное знание легенд, преданий и обрядов преимущественно негритянско-мулатского населения Бразилии, равно как и повседневной жизни простых людей. Произведения этого цикла, продолжающегося до сих пор, во многом построены по образцу народной литературы, поэтому видный литературовед, профессор И. Тертерян предложила отнести их к типу фольклорных романов.

Однако романиста привлекало не только этнографическое своеобразие афро-американских верований и обычаев, но и мотивы социального протеста и борьбы. Амаду не приемлет разграничений по расовым признакам, которые выдвигали не только идейные наследники белых колонизаторов, но и некоторые писатели-негристы, защищавшие самобытность черного населения Бразилии. Символична в этом смысле сюжетная судьба негра Антонио Балдуино, главного персонажа «Жубиабы». Если в начале романа он ожесточенно сражается на ринге с немцем-боксером, то в заключительной части повзрослевший герой берет на себя заботу о воспитании белого мальчика-сироты.

Жоржи Амаду создавал также произведения, непосредственно включенные в политическую жизнь страны. Такова, например, биография руководителя бразильских коммунистов Луиса Карлоса Престеса, впервые изданная в 1942 году и призвавшая к последовательной борьбе за его освобождение. Однако и здесь Амаду не опускался до уровня примитивных «агиток». Серьезно занимаясь политикой и пропагандой, он всегда оставался художником. Эти две стороны его творчества взаимно дополняли и обогащали друг друга, - например, в романах «Город Ильеус», «Красные всходы», «Подполье свободы». Выступая в 1950 году на Втором Всемирном конгрессе сторонников мира в Варшаве, Жоржи Амаду предельно четко сформулировал свое кредо: «Я - сын этой страны, писатель этого мужественного и благородного народа, рожденный и выпестованный им, переживающий вместе с ним его горести, его борьбу и его надежды».

О непростых отношениях писателя с коммунистической идеологией в целом следует сказать особо - тем более что ситуация в той или иной мере знакома по личному опыту многим из нас. Он вступил в партию молодым человеком, когда отчаянная нищета и бесправие абсолютного большинства народа неумолимо требовали радикальных решений. Столь же сознательно участвовал Амаду в международном движении за мир, был лауреатом Сталинской премии. Но общество постоянно развивалось, что неизбежно изменяло и взгляды людей. Классовая война больше не представлялась единственным или, во всяком случае, наилучшим средством разрешения всех социальных противоречий. К тому же, коммунистическое движение оказалось слишком тесно связанным с судьбой одной партии, КПСС. Соответственно, все просчеты и неуклюжие эксперименты советских руководителей были восприняты как дефекты самой идеологии. С конца 1950-х годов, после XX съезда, Жоржи Амаду постепенно отходит от активной политической деятельности, полностью сосредотачиваясь на творчестве. Однако не в пример многим российским деятелям, он никогда не оплевывал прошлое, не предавал своих бывших соратников, пытаясь перелицевать историю.

Можно отметить в отдельных произведениях Амаду некоторую непоследовательность. К таким чертам, на наш взгляд, относится его повышенное внимание к маргинальным элементам. Люмпенство, то есть предельное обнищание и почти полная утрата своего социального облика у значительной части населения, действительно относится к сложнейшим проблемам многих стран (увы, с некоторых пор включая и нашу). Поэтому интерес писателя к данному вопросу вполне закономерен. Иногда на основе реальных фактов ему удавалось создать поистине выдающиеся произведения о жизни людей, отвергнутых и презираемых обществом. Многие из нас, очевидно, помнят ошеломляющее впечатление, которое произвел на зрителей в свое время жестокий и трогательный фильм «Генералы песчаных карьеров», созданный по роману Жоржи Амаду «Капитаны песка». Даже став сенатором и академиком, он не впал в пресловутый академизм, не утратил способности сопереживать жизнь так называемых низов общества во всех ее, временами неприглядных, проявлениях. Можно, наверное, сказать, что временами автору изменяет чувство меры, и от точного художественного анализа он переходит к любованию бесшабашной удалью своих героев. Однако отмеченная им связь между социальными маргиналами и политическими радикалами представляет важный фактор общественной жизни в Латинской Америке, и не только. Некоторые критики и литературоведы полагают, что в свое время именно политическая ангажированность Амаду не позволила ему получить многие высшие литературные награды, включая Нобелевскую премию. Но это не помешало, а в какой-то мере даже помогло ему занять видное место среди крупнейших прозаиков XX столетия.

Сергей КОМИССАРОВ, кандидат исторических наук



Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: