Новосибирск -1.4 °C

Не поделившие небо...

08.08.2002 00:00:00

Самая точная из доступных на сегодняшний день
статистика столкновений отечественных самолетов

Фото NTVRU.com

 Чуть больше месяца прошло со дня страшной ночной катастрофы над Германией, унесшей несколько десятков детских жизней. Два самолета в ночном небе - две пылинки в масштабе той же Европы. Как мала должна быть вероятность того, что две пылинки - по чьей-то ошибке или просто по воле судьбы - не поделят между собой огромное небо?

Статистика знает все - в том числе и скорбная статистика. Можно ее приукрасить, как кладбище, венками, что, к примеру, сделала 2 июля «толстушка»-«Комсомолка»: дескать, пока что из ста трех Ил-86 разбился всего один, из 1100 штук Ту-154 - только 22, посему наша техника никак не хуже хваленого «Боинга». На самом же деле из ста шести Ил-86 списано уже четыре: из них один сгорел на земле, два разбились на посадке и один, последний - на взлете. Из 1100 Ту-154 всех модификаций на июль 2002 года разбились и списаны по этой причине 59 самолетов (из них 39 - под флагами СССР, России и стран СНГ и 20 - под флагами других государств), так что по надежности до «Боингов» нашему самому ходовому лайнеру - как до Луны на «кукурузнике».

Тем не менее, столкновения в воздухе занимают особое место в этом черном списке: если при столкновении самолета с землей у людей на борту чаще всего остается шанс выжить, то при схождении в небе с другой крылатой машиной - считается, что практически никаких. Хотя, к счастью, и это не всегда так.

В прошлой нашей советской жизни, как известно, авиакатастроф не было: все данные по ним строжайшим образом засекречивались и ходили на уровне слухов. Лишь единственный раз правду не удалось скрыть: когда в 1979 году в небе погибла целая футбольная команда ташкентского «Пахтакора». Футболисты - люди известные, во внезапную эпидемию никто бы не поверил - пришлось сквозь зубы признать, что самолеты Аэрофлота тоже могут падать, а советские воздушные диспетчеры могут быть такими же разгильдяями, как американские или швейцарские.

Счет столкновениям пассажирских авиалайнеров в воздухе ведется с 12 июля 1945 года. В этот день в небе над американским штатом Северная Каролина пассажирский «Дуглас ДС-3» рейса 45 Вашингтон - Колумбия при заходе на посадку столкнулся с военным истребителем. Тем не менее, пилоту «Дугласа» сопутствовала редкостная удача - машину с отрубленной половиной крыла и отвалившимся двигателем удалось посадить «на брюхо»: из 24 человек, находившихся на борту, погиб только один. Но начало было положено.

Годы 1945-1949: 12 столкновений в воздухе, 161 погибший. Меньше, чем вмещает один Ту-154 - самолеты были еще небольшими. В этом списке и первая трагедия с участием советского самолета.

Обычный весенний день 5 апреля 1948 года. Обычный рейс пассажирского «Виккерс-610» компании «British European Airways». Заход на посадку в аэропорт Западного Берлина, и «Виккерс» лоб в лоб сталкивается с истребителем Як-3, беззаботно, как у себя дома, выписывающим фигуры высшего пилотажа над Берлином без уведомления авиадиспетчера о своих маневрах. Все 14 человек в «Виккерсе», включая экипаж, плюс безымянный советский воздушный хулиган погибают.

Годы 1950-1959: 22 столкновения, 366 погибших. На этот раз наших участников, слава богу, не было. Самая тяжелая катастрофа произошла 30 июня 1956 года в небе над Аризоной: два пассажирских самолета, 128 человек.

Годы 1960-1969: 31 столкновение, 591 погибший. И снова кровавая жатва обходит наше отечество стороной: был все-таки порядок у диспетчерских служб Аэрофлота! И горели наши самолеты в воздухе, и падали за это время десятки раз - но не сталкивались! А катастрофа этого десятилетия произошла 16 декабря 1960 года над Нью-Йорком. Данные отдают мистикой: машины тех же двух американских авиакомпаний, что и в 1956-м, у одной совпадает даже тип самолета, и снова ровно 128 жертв...

Впрочем, мистики в этой мрачной статистике хватает - мы еще к ней вернемся.

Годы 1970-1979: 25 воздушных столкновений, из которых на землю не вернулись 1003 человека. Самолеты стали крупнее, и последствия, соответственно, серьезнее. На этот раз Аэрофлот оказался в смертельной игре, что называется, на полную катушку.

Итак, 1 апреля 1970 года: почти ровно 22 года прошло с того трагического первого берлинского инцидента. День Дурака - и до сих пор уникальная в истории авиации катастрофа, благодаря которой в книгу авиарекордов Гиннесса попал город Новосибирск.

Информация по ней невелика. Место - СССР, город - Новосибирск, главный участник - Ан-24В, борт 47751. Скорее, дело было над аэропортом «Северный», чем над Толмачево: Ан-24 летали в основном на городской аэропорт. Жатва смерти - 45 человек, с самолета не спасся никто. Причина - рекорд мирового разгильдяйства: столкновение в воздухе с воздушным шаром! Можно лишь предположить, что имеется в виду метеозонд - все-таки в те годы воздухоплаватели над Новосибирском стаями не летали...

Вряд ли кто помнит сегодня это происшествие - как-никак, прошло больше 30 лет. Что это был за борт, откуда и куда летел? Если кто может поделиться информацией - мы дополним этот материал...

И - как прорвало. 4 декабря 1971 года - столкновение грузового Ан-12 (борт 12985) с «кукурузником» Ан-2 возле Иркутска. Число жертв не известно по сей день, но, судя по типам самолетов, невелико. А вот воистину черными днями Аэрофлота стали две даты семидесятых.

9 сентября 1976 года. Ан-24, борт 46518, выполняет рейс 7957 Донецк-Сочи. Бархатный сезон, шахтеры-отпускники и их семейства предвкушают скорый отдых у самого синего моря. Но наперерез Ану стартует Як-40 (борт 87772), следующий рейсом 31 Сочи-Керчь. И трагическая ошибка адлерского диспетчера: Як направляется на нечетный эшелон, зарезервированный для встречного движения. Страшный лобовой удар - и остатки обоих самолетов навсегда тонут в Черном море на глубине 600 метров. Там же обретают свой вечный покой 64 человека...

А через три года катастрофа десятилетия семидесятых - на сей раз траурная пальма первенства остается за Аэрофлотом. 11 августа 1979 года. Ту-134 (борт 65816) с футбольной командой «Пахтакор» и простыми советскими гражданами на борту выполняет рейс Ташкент-Минск. Другой Ту-134 (борт 65735) следует рейсом Челябинск-Кишинев. По недосмотру диспетчера их пути пересекутся на высоте 7800 метров над украинским городом Днепродзержинском. На обоих бортах было в сумме 178 человек...

Необъяснимая мистика цифр: погибший 23 года назад ташкентский самолет с футболистами имел бортовой номер 65816 (первые две цифры - тип самолета, три последних - собственно, его номер). Уфимский Ту-154М, так и не довезший своих юных пассажиров 2 июня до Испании, летал и погиб при роковом столкновении под номером 85816. Их «брат по номеру» Ан-24Б, борт 46816 2 сентября 1992 года загорелся на взлете на высоте 900 метров в Гурьеве (Казахстан): пилот чудом посадил машину «на брюхо». Все 49 пассажиров и членов экипажа остались живы, но самолет был списан. Старенький Ил-14, борт 41816, разбился в Антарктиде в 1991 году - тоже, слава богу, без жертв.

По-суеверному отметим: к счастью, 816 - цифра большая, поэтому самолеты с «роковым» номером были только в самых массовых типах лайнеров. Из всех «816-х» благополучно долетал свое только Ил-18, борт 75816, и еще летает где-то Як-40, борт 87816 - дай ему, самолетный бог, удачи...

Годы 1980-1989: 13 столкновений, 301 погибший. Число явно уменьшилось: мир, обеспокоенный предыдущим десятилетием, активно искал противоядие от диспетчерских ошибок. Появились автоматические системы предупреждения о столкновениях - прообразы тех, что стояли на столкнувшихся 2 июля «Боинге» и Ту. В результате статистика резко улучшилась, но, увы, четыре столкновения из 13 произошли в СССР. Из 301 погибшего в воздухе за десятилетие 158 - больше половины! - пассажиры и члены экипажей Аэрофлота.

24 августа 1981 года. Ан-24, борт 46653, выполняет обычный рейс Комсомольск-на-Амуре - Благовещенск: 32 пассажира и члена экипажа. И на высоте 5200 метров над Амурской областью его таранит советский бомбардировщик Ту-16. Виновата доходящая до психоза милитаризация нашего отечества, включая воздушное пространство: гражданский борт ведет гражданский диспетчер, бомбардировщик - не зависящий от него диспетчер в армейских погонах...

А дальше опять мистика рекордов Гиннесса: одна из пассажирок, 20-летняя Лариса Савицкая, остается жива! Падение вместе с оторвавшимся самолетным креслом в течение восьми минут с пятикилометровой(!) высоты в лес, еще три дня в лесу с серьезными травмами - и в таких невероятных условиях девушка выжила и даже не стала инвалидом. Несколько лет назад ее нашла «Комсомольская правда» - цветущая женщина, работает, счастлива, хотя тот самый затяжной в своей жизни полет вспоминает с ужасом...

Три с половиной недели спустя, 18 сентября 1981 года, уже Як-40 (борт 87455) сталкивается в воздухе над Железногорском с вертолетом Ми-8. Причина по сей день официально не известна, но 33 человека на борту Як уходят в небытие.

На своих ошибках, говорят, учатся только дураки - умные предпочитают учиться на чужих... Но нет пророков в нашем отечестве, зато дураков в избытке. Это о катастрофе десятилетия восьмидесятых - 94 погибших. Адрес - СССР, город Львов, дата - 3 мая 1985 года. Расклад и причина - почти копия амурской катастрофы 1981-го. На посадку строго по командам гражданского диспетчера заходит Ту-134 (борт 65856), выполняющий рейс Таллин - Львов. И тут навстречу ему по независимой команде диспетчера военного взлетает армейский Ан-26 (борт 26492): шансов отвернуть от лобового столкновения у пилота Ту-134, как оценили позже эксперты, не было никаких...

В общем, накуролесила армия в воздухе в восьмидесятых годах изрядно. Завершился этот процесс столкновением двух армейских грузовых Ил-76 2 апреля 1987 года над Джанкоем (Крым): точные данные по этой катастрофе не известны по сей день.

Годы 1990-1999: 17 столкновений в воздухе, 764 погибших. СССР ушел со сцены, появилась независимая Россия. Поначалу с ее стороны в небесных столкновениях участвовала в основном российская техника под другими флагами: то ливийский Миг-23УБ протаранит ливийский же «Боинг» (1992 г.), то иранский Су-22 - тоже иранский Ту-154М (1993 г.)... Вообще Ту-154М оказался невезучей машиной в этом плане. Всего одну новую «эмку» получила германская армия в наследство от ГДР - и та столкнулась над Южной Африкой с армейским самолетом США со стопроцентным летальным исходом (1997 г.)

Чисто российский инцидент в статистике лишь один: 9 сентября 1994 года Ту-134 летно-испытательного центра им. Громова (борт 65760) вел фотосъемку бомбардировщика Ту-22 в полете, и из-за ошибки при пилотировании машины столкнулись над Московской областью. Погибли семь человек экипажа Ту-134; Ту-22 успешно совершил посадку.

В девяностых годах среди не поделивших небо дебютировали страны СНГ. Дебют Украины прошел почти незаметно. 10 февраля 1995 года при испытании нового самолета Ан-70 на высоте 3200 метров опытная машина Ан-70 попала в воздушную яму и буквально села верхом на летящий ниже самолет сопровождения Ан-72: погибли семь человек.

А вот летчики независимого Казахстана со страшной силой прогремели на весь мир: 349 погибших в одной катастрофе. Самый мрачный итог за всю историю авиационных столкновений и третий за всю историю авиакатастроф вообще...

Спокойный вечер 12 ноября 1996 года. В индийский аэропорт Нью-Дели заходит на посадку грузовой Ил-76 (борт 76435) компании «Эйр Казахстан». Рейс 1907 из Чимкента, чисто коммерческий - на борту 27 «челноков»- пассажиров, летящих из Казахстана и Киргизии в Индию за очередной партией дешевых шмоток. Предписанная Илу высота - 15000 футов, чуть больше 4500 метров.

В это время из того же аэропорта стартует огромный «Боинг-747» Саудовской Аравии: рейс 763 везет три сотни паломников в священную для мусульман Джидду. Диспетчеры спокойны: саудовскому командиру предписано набрать 14000 футов и тем самым разойтись с казахским лайнером.

А дальше происходит непредвиденное никем. Пока «Боинг» набирает высоту, казахстанский пилот без команды снижается уже до 14500 футов. В этот момент спохватившаяся «земля» его предупреждает, что всего в 8 милях - саудовский самолет! И снова необъяснимое: вместо того, чтобы срочно набрать высоту и вернуться на свой эшелон, ожидая очередь на посадку, пилот Ила продолжает снижение до смертельной высоты 4270 метров. Этот его маневр и стал роковым - Казахстан так и не дождался индийского тряпья, а мир вздрогнул в ужасе...

Годы 2000 - и по сей день. Пока что зафиксировано всего два столкновения и 73 погибших. Все они - в нашей июльской трагедии: в предыдущей, тоже в 2002 году, оба самолета-участника удалось посадить без потерь. Таким образом, взрыв в ночном небе Германии стал 122-й по счету катастрофой этого рода за 58 лет скорбной статистики.

Много это или мало? Точного ответа не даст никто. На фоне сопоставления с ежедневным количеством автомобильных столкновений, в которых тоже гибнут люди, беспредельно мало. Но для семей, в которые пришла беда, - беспредельно много. И всем почему-то кажется, что небо - оно большое, а самолеты в нем - лишь песчинки...

Использованы материалы международного сервера авиационной безопасности



Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: