Самая точная из доступных на сегодняшний день
статистика столкновений отечественных самолетов
Фото NTVRU.com |
Чуть больше месяца прошло со дня страшной ночной катастрофы над Германией, унесшей несколько десятков детских жизней. Два самолета в ночном небе - две пылинки в масштабе той же Европы. Как мала должна быть вероятность того, что две пылинки - по чьей-то ошибке или просто по воле судьбы - не поделят между собой огромное небо?
Статистика знает все - в том числе и скорбная статистика. Можно ее приукрасить, как кладбище, венками, что, к примеру, сделала 2 июля «толстушка»-«Комсомолка»: дескать, пока что из ста трех Ил-86 разбился всего один, из 1100 штук Ту-154 - только 22, посему наша техника никак не хуже хваленого «Боинга». На самом же деле из ста шести Ил-86 списано уже четыре: из них один сгорел на земле, два разбились на посадке и один, последний - на взлете. Из 1100 Ту-154 всех модификаций на июль 2002 года разбились и списаны по этой причине 59 самолетов (из них 39 - под флагами СССР, России и стран СНГ и 20 - под флагами других государств), так что по надежности до «Боингов» нашему самому ходовому лайнеру - как до Луны на «кукурузнике».
Тем не менее, столкновения в воздухе занимают особое место в этом черном списке: если при столкновении самолета с землей у людей на борту чаще всего остается шанс выжить, то при схождении в небе с другой крылатой машиной - считается, что практически никаких. Хотя, к счастью, и это не всегда так.
В прошлой нашей советской жизни, как известно, авиакатастроф не было: все данные по ним строжайшим образом засекречивались и ходили на уровне слухов. Лишь единственный раз правду не удалось скрыть: когда в 1979 году в небе погибла целая футбольная команда ташкентского «Пахтакора». Футболисты - люди известные, во внезапную эпидемию никто бы не поверил - пришлось сквозь зубы признать, что самолеты Аэрофлота тоже могут падать, а советские воздушные диспетчеры могут быть такими же разгильдяями, как американские или швейцарские.
Счет столкновениям пассажирских авиалайнеров в воздухе ведется с 12 июля 1945 года. В этот день в небе над американским штатом Северная Каролина пассажирский «Дуглас ДС-3» рейса 45 Вашингтон - Колумбия при заходе на посадку столкнулся с военным истребителем. Тем не менее, пилоту «Дугласа» сопутствовала редкостная удача - машину с отрубленной половиной крыла и отвалившимся двигателем удалось посадить «на брюхо»: из 24 человек, находившихся на борту, погиб только один. Но начало было положено.
Годы 1945-1949: 12 столкновений в воздухе, 161 погибший. Меньше, чем вмещает один Ту-154 - самолеты были еще небольшими. В этом списке и первая трагедия с участием советского самолета.
Обычный весенний день 5 апреля 1948 года. Обычный рейс пассажирского «Виккерс-610» компании «British European Airways». Заход на посадку в аэропорт Западного Берлина, и «Виккерс» лоб в лоб сталкивается с истребителем Як-3, беззаботно, как у себя дома, выписывающим фигуры высшего пилотажа над Берлином без уведомления авиадиспетчера о своих маневрах. Все 14 человек в «Виккерсе», включая экипаж, плюс безымянный советский воздушный хулиган погибают.
Годы 1950-1959: 22 столкновения, 366 погибших. На этот раз наших участников, слава богу, не было. Самая тяжелая катастрофа произошла 30 июня 1956 года в небе над Аризоной: два пассажирских самолета, 128 человек.
Годы 1960-1969: 31 столкновение, 591 погибший. И снова кровавая жатва обходит наше отечество стороной: был все-таки порядок у диспетчерских служб Аэрофлота! И горели наши самолеты в воздухе, и падали за это время десятки раз - но не сталкивались! А катастрофа этого десятилетия произошла 16 декабря 1960 года над Нью-Йорком. Данные отдают мистикой: машины тех же двух американских авиакомпаний, что и в 1956-м, у одной совпадает даже тип самолета, и снова ровно 128 жертв...
Впрочем, мистики в этой мрачной статистике хватает - мы еще к ней вернемся.
Годы 1970-1979: 25 воздушных столкновений, из которых на землю не вернулись 1003 человека. Самолеты стали крупнее, и последствия, соответственно, серьезнее. На этот раз Аэрофлот оказался в смертельной игре, что называется, на полную катушку.
Итак, 1 апреля 1970 года: почти ровно 22 года прошло с того трагического первого берлинского инцидента. День Дурака - и до сих пор уникальная в истории авиации катастрофа, благодаря которой в книгу авиарекордов Гиннесса попал город Новосибирск.
Информация по ней невелика. Место - СССР, город - Новосибирск, главный участник - Ан-24В, борт 47751. Скорее, дело было над аэропортом «Северный», чем над Толмачево: Ан-24 летали в основном на городской аэропорт. Жатва смерти - 45 человек, с самолета не спасся никто. Причина - рекорд мирового разгильдяйства: столкновение в воздухе с воздушным шаром! Можно лишь предположить, что имеется в виду метеозонд - все-таки в те годы воздухоплаватели над Новосибирском стаями не летали...
Вряд ли кто помнит сегодня это происшествие - как-никак, прошло больше 30 лет. Что это был за борт, откуда и куда летел? Если кто может поделиться информацией - мы дополним этот материал...
И - как прорвало. 4 декабря 1971 года - столкновение грузового Ан-12 (борт 12985) с «кукурузником» Ан-2 возле Иркутска. Число жертв не известно по сей день, но, судя по типам самолетов, невелико. А вот воистину черными днями Аэрофлота стали две даты семидесятых.
9 сентября 1976 года. Ан-24, борт 46518, выполняет рейс 7957 Донецк-Сочи. Бархатный сезон, шахтеры-отпускники и их семейства предвкушают скорый отдых у самого синего моря. Но наперерез Ану стартует Як-40 (борт 87772), следующий рейсом 31 Сочи-Керчь. И трагическая ошибка адлерского диспетчера: Як направляется на нечетный эшелон, зарезервированный для встречного движения. Страшный лобовой удар - и остатки обоих самолетов навсегда тонут в Черном море на глубине 600 метров. Там же обретают свой вечный покой 64 человека...
А через три года катастрофа десятилетия семидесятых - на сей раз траурная пальма первенства остается за Аэрофлотом. 11 августа 1979 года. Ту-134 (борт 65816) с футбольной командой «Пахтакор» и простыми советскими гражданами на борту выполняет рейс Ташкент-Минск. Другой Ту-134 (борт 65735) следует рейсом Челябинск-Кишинев. По недосмотру диспетчера их пути пересекутся на высоте 7800 метров над украинским городом Днепродзержинском. На обоих бортах было в сумме 178 человек...
Необъяснимая мистика цифр: погибший 23 года назад ташкентский самолет с футболистами имел бортовой номер 65816 (первые две цифры - тип самолета, три последних - собственно, его номер). Уфимский Ту-154М, так и не довезший своих юных пассажиров 2 июня до Испании, летал и погиб при роковом столкновении под номером 85816. Их «брат по номеру» Ан-24Б, борт 46816 2 сентября 1992 года загорелся на взлете на высоте 900 метров в Гурьеве (Казахстан): пилот чудом посадил машину «на брюхо». Все 49 пассажиров и членов экипажа остались живы, но самолет был списан. Старенький Ил-14, борт 41816, разбился в Антарктиде в 1991 году - тоже, слава богу, без жертв.
По-суеверному отметим: к счастью, 816 - цифра большая, поэтому самолеты с «роковым» номером были только в самых массовых типах лайнеров. Из всех «816-х» благополучно долетал свое только Ил-18, борт 75816, и еще летает где-то Як-40, борт 87816 - дай ему, самолетный бог, удачи...
Годы 1980-1989: 13 столкновений, 301 погибший. Число явно уменьшилось: мир, обеспокоенный предыдущим десятилетием, активно искал противоядие от диспетчерских ошибок. Появились автоматические системы предупреждения о столкновениях - прообразы тех, что стояли на столкнувшихся 2 июля «Боинге» и Ту. В результате статистика резко улучшилась, но, увы, четыре столкновения из 13 произошли в СССР. Из 301 погибшего в воздухе за десятилетие 158 - больше половины! - пассажиры и члены экипажей Аэрофлота.
24 августа 1981 года. Ан-24, борт 46653, выполняет обычный рейс Комсомольск-на-Амуре - Благовещенск: 32 пассажира и члена экипажа. И на высоте 5200 метров над Амурской областью его таранит советский бомбардировщик Ту-16. Виновата доходящая до психоза милитаризация нашего отечества, включая воздушное пространство: гражданский борт ведет гражданский диспетчер, бомбардировщик - не зависящий от него диспетчер в армейских погонах...
А дальше опять мистика рекордов Гиннесса: одна из пассажирок, 20-летняя Лариса Савицкая, остается жива! Падение вместе с оторвавшимся самолетным креслом в течение восьми минут с пятикилометровой(!) высоты в лес, еще три дня в лесу с серьезными травмами - и в таких невероятных условиях девушка выжила и даже не стала инвалидом. Несколько лет назад ее нашла «Комсомольская правда» - цветущая женщина, работает, счастлива, хотя тот самый затяжной в своей жизни полет вспоминает с ужасом...
Три с половиной недели спустя, 18 сентября 1981 года, уже Як-40 (борт 87455) сталкивается в воздухе над Железногорском с вертолетом Ми-8. Причина по сей день официально не известна, но 33 человека на борту Як уходят в небытие.
На своих ошибках, говорят, учатся только дураки - умные предпочитают учиться на чужих... Но нет пророков в нашем отечестве, зато дураков в избытке. Это о катастрофе десятилетия восьмидесятых - 94 погибших. Адрес - СССР, город Львов, дата - 3 мая 1985 года. Расклад и причина - почти копия амурской катастрофы 1981-го. На посадку строго по командам гражданского диспетчера заходит Ту-134 (борт 65856), выполняющий рейс Таллин - Львов. И тут навстречу ему по независимой команде диспетчера военного взлетает армейский Ан-26 (борт 26492): шансов отвернуть от лобового столкновения у пилота Ту-134, как оценили позже эксперты, не было никаких...
В общем, накуролесила армия в воздухе в восьмидесятых годах изрядно. Завершился этот процесс столкновением двух армейских грузовых Ил-76 2 апреля 1987 года над Джанкоем (Крым): точные данные по этой катастрофе не известны по сей день.
Годы 1990-1999: 17 столкновений в воздухе, 764 погибших. СССР ушел со сцены, появилась независимая Россия. Поначалу с ее стороны в небесных столкновениях участвовала в основном российская техника под другими флагами: то ливийский Миг-23УБ протаранит ливийский же «Боинг» (1992 г.), то иранский Су-22 - тоже иранский Ту-154М (1993 г.)... Вообще Ту-154М оказался невезучей машиной в этом плане. Всего одну новую «эмку» получила германская армия в наследство от ГДР - и та столкнулась над Южной Африкой с армейским самолетом США со стопроцентным летальным исходом (1997 г.)
Чисто российский инцидент в статистике лишь один: 9 сентября 1994 года Ту-134 летно-испытательного центра им. Громова (борт 65760) вел фотосъемку бомбардировщика Ту-22 в полете, и из-за ошибки при пилотировании машины столкнулись над Московской областью. Погибли семь человек экипажа Ту-134; Ту-22 успешно совершил посадку.
В девяностых годах среди не поделивших небо дебютировали страны СНГ. Дебют Украины прошел почти незаметно. 10 февраля 1995 года при испытании нового самолета Ан-70 на высоте 3200 метров опытная машина Ан-70 попала в воздушную яму и буквально села верхом на летящий ниже самолет сопровождения Ан-72: погибли семь человек.
А вот летчики независимого Казахстана со страшной силой прогремели на весь мир: 349 погибших в одной катастрофе. Самый мрачный итог за всю историю авиационных столкновений и третий за всю историю авиакатастроф вообще...
Спокойный вечер 12 ноября 1996 года. В индийский аэропорт Нью-Дели заходит на посадку грузовой Ил-76 (борт 76435) компании «Эйр Казахстан». Рейс 1907 из Чимкента, чисто коммерческий - на борту 27 «челноков»- пассажиров, летящих из Казахстана и Киргизии в Индию за очередной партией дешевых шмоток. Предписанная Илу высота - 15000 футов, чуть больше 4500 метров.
В это время из того же аэропорта стартует огромный «Боинг-747» Саудовской Аравии: рейс 763 везет три сотни паломников в священную для мусульман Джидду. Диспетчеры спокойны: саудовскому командиру предписано набрать 14000 футов и тем самым разойтись с казахским лайнером.
А дальше происходит непредвиденное никем. Пока «Боинг» набирает высоту, казахстанский пилот без команды снижается уже до 14500 футов. В этот момент спохватившаяся «земля» его предупреждает, что всего в 8 милях - саудовский самолет! И снова необъяснимое: вместо того, чтобы срочно набрать высоту и вернуться на свой эшелон, ожидая очередь на посадку, пилот Ила продолжает снижение до смертельной высоты 4270 метров. Этот его маневр и стал роковым - Казахстан так и не дождался индийского тряпья, а мир вздрогнул в ужасе...
Годы 2000 - и по сей день. Пока что зафиксировано всего два столкновения и 73 погибших. Все они - в нашей июльской трагедии: в предыдущей, тоже в 2002 году, оба самолета-участника удалось посадить без потерь. Таким образом, взрыв в ночном небе Германии стал 122-й по счету катастрофой этого рода за 58 лет скорбной статистики.
Много это или мало? Точного ответа не даст никто. На фоне сопоставления с ежедневным количеством автомобильных столкновений, в которых тоже гибнут люди, беспредельно мало. Но для семей, в которые пришла беда, - беспредельно много. И всем почему-то кажется, что небо - оно большое, а самолеты в нем - лишь песчинки...
Использованы материалы международного сервера авиационной безопасности