Новосибирск 7.8 °C

Наркотики: от «баловства» до «страны риска»

09.08.2002 00:00:00

Путь «конкистадора»

 По выражению одного специалиста-нарколога, мы превращаемся в страну риска. Никто, ни одна семья не застрахована от наркотической беды. Чтобы было яснее, во что может излиться первое «баловство», вот путь «конкистадора», завоевавшего страну «наркоманию». У тридцатилетнего Сергея З., похоже, дороги назад нет. Недавно он получил восемь с половиной лет за семнадцать (!) эпизодов, всего лишь с марта по август прошлого года.

Начал с телеантенн, снял две с крыши многоквартирного дома. Спустя неделю из сарая украл два колеса, четыре алюминиевые лыжные палки. Через два дня самый крупный улов в его тайной жизни. С подельником, которого так и не удалось установить, отогнули железо на складе и проникли в хранилище машинного масла. Почти двести ярких иностранных бутылок и коробок на сумму в 35 тысяч рублей перекочевали в собственность удачливого скупщика краденого. Учтем, что ворованное продается раз в пять дешевле заявленной владельцами стоимости.

С мая Сергей действует только в одиночку и по «мелочам»: в домовых кладовках, в садовых домиках, благо потеплело, а хозяева еще не выехали на постоянно на дачи. Но что это за уловы - на две-три сотни! И на сутки зелья не хватит. Решается на более серьезное «предприятие». Выследив, что в частном доме ночью никого не осталось, проник через форточку. Добыча - от аппаратуры до кожаных курток - на тридцать с лишним тысяч.

Далее жажда так разыгралась, что не хватало выдержки и терпения. Потому Сергей переходит в «наступление» на ближних. У знакомого, пока тот мирно спал, утащил деньги из кармана брюк. В своем родном доме, где жило все немалое семейство, в комнате сестры украл деньги ее мужа. Его простили, не стали заявлять, начали все прятать под замок. Тогда он вытащил опять же у мужа сестры удостоверение участника вооруженного конфликта. Зачем? Продать «корочки» навряд ли было возможно, да и много не выручишь. Но изобретательности наркоманов нет предела. И удостоверение пригодилось - чуть позже.

Лето шло к концу, в августе на счету Сергея появилось более опасное преступление - вооруженный грабеж. Ночью шел по коммерческим киоскам. Причем сначала по знакомым дамам. Одна его впустила. Наверное, думала, интересуется ее персоной. Но не прошло и нескольких минут, как ухажер приставил ей ножик к боку. И вышел вон с сумкой, где лежало шесть тысяч.

И снова кражи в квартирах, две ночи подряд, с немалой добычей. Потом в ход пошло удостоверение. Показывал его беспечным продавщицам ночных киосков и представлялся сотрудником милиции, а те его впускали. С ножиком перестал баловаться, просто хватал деньги - с холодильника, с прилавка и убегал.

Думается, только при огромном воображении можно предвидеть, что судьба этого молодого человека как-то изменится. Колония - не то место, где можно избавиться от болезни.

Одна цифра: количество осужденных в возрасте до 30 лет за незаконные действия, связанные с наркотиками, за десять лет, с 1990 по 2000 годы, возросла с пяти тысяч до 65-ти. Как показывают социологические исследования, сегодня больше нет ни одного субъекта Федерации, где бы не стояла проблема наркомании в полный рост. И если кто-то склонен считать, что во всем надо по старинке винить так называемую «улицу» - все беды оттуда, то ситуация с наркотиками имеет совсем иные очертания. Самые болезненные объекты наркомании ныне - школы, высшие учебные заведения, армия, так называемая досуговая сфера и семья. Пять самых болевых точек национальной беды, именно там, где она затрагивает интересы всего нашего российского населения.

Торговцы и посредники

 В конце июля министр внутренних дел на встрече с президентом сообщил, что за полгода изъятие наркотиков выросло на двадцать процентов. Вклад управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков ГУВД Новосибирской области более трехсот пятидесяти килограммов. Из них чуть более половины марихуана, полцентнера опия-сырца, гашиш, героин - более тринадцати килограммов. Да прибавим сюда то, что изымают Оперативно-розыскное бюро, пограничники, таможенники, ФСБ. Уже в июле невероятный «улов» даже на фоне нынешних постоянно крупных партий. В днище КамАЗа, шедшего из Казахстана, обнаружено в мешках из-под сахара 130 килограммов опия. Грузовик шел в сопровождении иномарки, сумел миновать границу. Совместная операция милиции и федеральных органов безопасности. В этом году меньше стало уголовных дел против потребителей наркотиков, но заметно возросло количество сбытчиков на скамье подсудимых.

Одна из тенденций, весьма ныне тревожных, - расширение круга наркоторговцев. Торгуют зельем сегодня в массе своей простые люди, далекие от преступности, - и пенсионеры, и безработные, и студенты, и школьники, и цыгане. И с этой точки зрения поток и качество внутреннего рынка наркокоммерсантов, действительно, еще недавно в России было трудно предположить.

...Тридцатипятилетний отделочник по профессии Александр Фещенко осужден в мае федеральным судом Дзержинского района к семи с половиной годам колонии строгого режима. Сам наркоман и судимый за кражи, освобожденный за хорошее поведение условно-досрочно, продал почти пятьдесят граммов опия за шесть тысяч рублей.

Его ровесник, нигде не работающий Владимир Громов, похоже, от собственного увлечения перешел к бизнесу. Вот как это происходило. Около восьми вечера в дверь к Громову позвонили. Он сам открыл дверь. Незнакомый молодой мужчина спросил: «Здесь можно купить три «дорожки?» (Это три завернутые в фольгу, фольгированные, как пишут в протоколах, дозы героина). Да, купить можно, и без проблем. Даже удивительно, насколько просто, без всякой дурацкой конспирации и уловок. Громов сразу, никуда вглубь квартиры не отлучаясь, прямо от двери, подал покупателю три пакетика из фольги. Тут же сверху и снизу к квартире подошли двое оперуполномоченных и надели на руки торговца наручники. Деньги за отраву были еще у него в руке. На последующих действиях не стоит останавливаться. Завершились они приговором в том же суде - семь лет.

Более завлекательная криминальная «драма» произошла в Дзержинском районе в частном квартале, где любят селиться граждане кочевой и торговой национальности. Цыгане, упомянутые выше, как «простые люди», играют совсем не последнюю роль в наркотизации нашего общего с ними отечества. Почему-то долгое время их вклад, не побоюсь слова, в какой-то степени ключевой в наркобизнесе, стыдливо замалчивался. Причины совершенно непонятны, ведь они такие же граждане России. И сроки им суды давали совсем мизерные, условные, учитывая, видимо, что детишек ведь без матери не оставишь. Потому как торговали и торгуют наркотой почему-то одни матери многодетных цыганских семейств. Где цыганские мужчины, непонятно. В электричках поют и побираются дети, на улицах пристают к прохожим с гаданием женщины. Мужиков вообще не видно и не слышно.

Вот и в этом деле на главных ролях оказались две тетеньки и ребенок. Пятилетний цыганенок, прямо как в старой песенке про «дети в подвале нашли пулемет», на огороде родного дома обнаружил, ну, совсем ничейный газовый пистолет. Нашел и принес, понятно, матери. А та просто положила в карман дубленки, где он мирно покоился, пока его не обнаружили сотрудники милиции. Только в этом тридцатипятилетняя Римма Золотарева признала себя виновной. Наркотики же, почти девятьсот граммов опия, она и в глаза не видела. А почему деньги, которые ей заплатили за пакет опия, оказались переписанными сотрудниками милиции, никак объяснить не может.

Читатель, наверное, понял, что это была спецоперация подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, когда под видом покупателя в логово пришел оперативный сотрудник, имея при себе помеченные купюры - 45 тысяч рублей. Цыгане соблюдали конспирацию. Сначала идешь по одному адресу. Хозяйка дома выходит и приводит торговку. И из рук в руки - пакет и деньги. Так и случилось. К тому же и незаконный «газовик» обнаружился - ребенок принес. И цыганки, и спешно нашедшийся муж торговки уверяли, что пакет им не принадлежит, что деньги - просто-напросто долг, который вернули. Наглость, вранье, упорство поразительные. Но в этой женско-детской истории все же возобладал закон, а не чувство жалости к бедной гонимой нации и трем детям, которые, кстати, остались с папашей. Суд приговорил Римму Золотареву к шести годам колонии общего режима (все же первая судимость) с конфискацией имущества. Вообще суды стали значительно чаще воздавать должное наркоторговцам. Может быть, заметная упорная работа органов милиции в сотрудничестве с другими структурами и коллегами из южных соседних государств, более жесткая позиция судов хоть как-то повлияют на наркотическую ситуацию. Может быть...

Плоды «легализации»

 Только специалисты, пожалуй, вспомнят, что первого июля можно было бы отметить оригинальную дату. Одиннадцать с половиной лет как в Российской Федерации существовала свобода употребления наркотиков. Напомню что 5 декабря 1991 года был подписал закон, по которому из Уголовного кодекса изымалась ответственность за применение наркотиков без назначения врача. А то, что не запрещалось, выходит, разрешалось. Таким образом, все эти годы существовала легальная наркомания. Но первого июля вступил в действие новый Кодекс об административных правонарушениях, а в нем прописано даже три статьи, касающиеся приобретения без цели сбыта, потребления, пропаганды наркотических средств. То есть теперь вновь вводится в силу пусть даже административная ответственность за собственное отравление.

Одиннадцать с лишним лет бурной российской жизни - политической, экономической - войдут и в анналы противостояния наркотикам. Потому что весьма существенно расширили среду потребителей. И обогатили криминальный мир. Сегодня по некоторым расчетам экспертов доходы, получаемые от наркопреступности в стране, превышают по своей сумме все бюджеты силовых структур. Благодаря одиннадцатилетней «легальной политике» укрепилась философия наркомана. Но действия против, при огромном количестве разговоров, пока малозаметны. Хотя координирующих структур предостаточно. Может быть, лишь в этом году, как сказано выше, «процесс пошел», активизировались правоохранители. И все же, по мнению специалистов, необходим какой-то координирующий орган при высшей власти, например, при президенте, как, например, в США. В нашей стране явно назрела необходимость официальной структуры, которая занималась бы федеральным мониторингом проблемы наркомании, охватывая все ветви власти, все объединения, общественные в том числе. Чтобы, наконец, сложить усилия...



Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: