О чем пишут...
Ну, вот, дождались: правительство готовит очередную атаку на челноков. И не в последнюю очередь благодаря активным протестам новосибирских обувщиков, направленным против дешевой китайской обуви на барахолках.
Предстоящее решение правительства попытались проанализировать журналисты газеты «Известия» в материале «Цивилизация мешка».
Пересмотр существующего порядка перемещения товаров физическими лицами (а челноки относятся именно к этой категории) через таможенную границу России фактически приведет к отмене челночных льгот - полагают авторы публикации.
«Вечерний Новосибирск» уже сообщал, что с осени будут введены ограничения, запрещающие беспошлинный провоз товаров свыше 100 кг и стоимостью более тысячи долларов. Они вводятся потому, что чиновники Минэкономразвития согласились с доводами наших промышленников, что челноки не дают развиваться легкой промышленности России. Хотя и оговариваются: челноков лишают льгот не для того, чтобы максимально облегчить работу нашим предприятиям, а для того лишь, чтобы дать возможность последним на равных конкурировать с импортными товарами. И еще один довод: в ВТО, в которую так рвется команда Грефа, Россию с такой армией челноков не пустят.
Однако «Известия» приводят компетентное мнение замдиректора Института международных экономических и политических исследований Руслана Гранберга, с которым трудно не согласиться: отечественная промышленность, получив дополнительную таможенную защиту, может, конечно, улучшить качество, но скорее увеличит цены.
То есть вместо недорогих и весьма средних по качеству школьных ботинок, которые вы покупаете растущему буквально по месяцам подростку, появятся, может, и попрочнее, но раза в два дороже, зато «мэйд ин Новосибирск».
Есть и еще одна отрицательная сторона в деле удушения челноков. В России около 10 миллионов человек живут за счет челночного бизнеса, причем преимущественно в регионах. И нам с вами, жителям крупнейшего за Уралом оптового центра, это очевидно. Новосибирск, скорее всего, сильнее других пострадает от запретительных мер: сколько народу, который прямо или косвенно кормится от приезжих оптовых покупателей, пострадает!
Но про Новосибирск «Известия» не пишут. Они приводят в пример Москву, где доля челночного бизнеса уже сведена до минимума, торговля самоорганизуется, переходя в руки крупных оптовиков. До регионов этот процесс пока не дошел. «Решение прижать челноков в очередной раз - это продолжение целенаправленной линии выжимания соков, которой придерживается правительство на протяжении последних лет. Как будто повышение таможенных пошлин может радикально решить проблему пополнения бюджета страны», - таково эмоциональное заключение Бориса Фантаева, директора Союза производителей и импортеров, изложенное в «Известиях».
Авторы публикации делают вывод: «Без официального включения челноков в категорию малого бизнеса вряд ли удастся привлечь их энергию к созданию цивилизованного рынка в стране».