Новосибирск 7.3 °C

Дело взорванного Ту-154М: процесс будет долгим...

14.08.2002 00:00:00

Фото NTVRU.com

 Печерский районный суд Киева вошел в историю Украины как суд, в котором впервые рассматривалось дело по иску иностранного гражданина к украинскому правительству, выступавшему соответчиком. Состоялось первое заседание («ВН» о нем уже сообщал), однако без предварительного уведомления представители Кабинета министров Украины не явились на первое слушание по иску родственников члена экипажа самолета Ту-154, сбитого украинской ракетой над Черным морем 4 октября прошлого года. Другие два ответчика по иску вдовы бортинженера Елены Лаптевой - представители Минобороны и Госказначейства - поддержали адвокатов потерпевшей в просьбе не начинать слушания без одного из ответчиков и перенести заседание суда на 10 сентября.

В заявлении для прессы представители россиянки Елены Лаптевой в украинском суде подчеркнули, что неявка в суд представителей Кабмина Украины отвечает логике поведения украинского правительства на протяжении всех девяти месяцев, прошедших с момента трагедии. Более того, по мнению адвокатов, этот шаг является демонстрацией отношения исполнительной власти Украины к судебной власти страны. А полученное по окончании первого заседания объяснение, что неявка в суд произошла из-за того, что в КМ некому было подписать доверенность своему представителю в связи с отпуском вице-премьера Олега Дубины, выглядит малоубедительным не только для адвокатов, но и для представителей СМИ.

У «ВН» появилась возможность познакомить читателей с мнением относительно этого дела главы киевской юридической фирмы «Атлант» Сергея Платонова, адвоката Елены Лаптевой.

- Есть ли в иске требования назвать имена виновников трагедии?

- Нет. Это гражданский иск, и мы не рассматриваем вопросы уголовной ответственности. Генеральная прокуратура в лице военной прокуратуры, как по первой ракете (я имею в виду случай в Броварах), так и по второй, уголовные дела прекратила и виновных не нашла. Я получил постановления по одному и другому делу. Там сказано: «Виновата ракета». Поскольку она дура и не знает, что делает.

Мы же пытаемся добиться в суде, чтобы украинская власть назначила ежемесячное пособие двум несовершеннолетним дочерям бортинженера в связи с потерей кормильца. Эта сумма материального ущерба. Нами оценен также и моральный ущерб. Это один миллион 890 тысяч гривен.

- Как вы вышли на эту сумму?

- Не существует критериев определения морального ущерба. Есть разные методики, но однозначных нет. Поэтому мы исследуем медицинские заключения, материальное положение тех, кто обращается, и ставим задачу перед судом. Он либо согласится, либо может ее изменить. По закону Украины, минимальный размер возмещения морального ущерба - 600 гривен... Мы же исходим из мировых стандартов, делая поправку на экономическую ситуацию в стране. В Персидском заливе был инцидент с иранским самолетом. Родственникам погибших заплатили по 5-5,5 млн долларов США. Но это Америка. Мы не можем ставить так вопрос.

- Впервые в качестве ответчика по иску иностранного гражданина проходит правительство Украины.

- Мы это сделали сознательно. Поскольку правительство - конституционный орган и отвечает за жизнь и здоровье всех, кто попадает в сферу их деятельности, а в данном случае военные учения - это деятельность Вооруженных сил Украины. Далее правительство Украины по Конституции отвечает за использование объектов государственной собственности, а вооружение - это объект государственной собственности, поэтому оно должно их использовать таким образом, чтобы не нанести ущерба здоровью людей. Поэтому КМ привлечен к ответственности наряду с Минобороны. А Госказначейство мы привлекли, памятуя о горьком опыте броварского дела, поскольку, даже получив положительное решение суда, его трудно исполнить, не привлекая казначейство. И теперь при положительном решении дел Лаптевой и остальных 11 дел мы собираемся добиться списания средств с Госказначейства.

- В Новосибирске накануне слушания в Киеве состоялась встреча членов созданной в прошлом месяце специальной Госкомиссии РФ с родственниками погибших новосибирцев, в котором якобы была достигнута договоренность о том, что они не будут предъявлять судебные претензии министерствам и ведомствам Украины в период работы комиссии.

- Этот спор нельзя урегулировать на межгосударственном уровне. Только суд может определить, кто и как пострадал и какая компенсация положена. Звучавшие на протяжении девяти месяцев заявления о том, что будет решено на межгосударственном уровне, - это все пустая болтовня, ничего общего не имеющая с действительностью. Единственное, за что можно выплатить деньги без суда, - это стоимость самолета, поскольку она известна. Есть юридические механизмы, которые позволяют решить этот вопрос без суда. А вопрос о возмещении морального ущерба без суда решить нельзя.

Кстати, как раз после заседания комиссии в Новосибирске мне позвонила вдова командира экипажа. Она сказала, что приезжала очередная комиссия и по сути ни о чем не договорились. Вот и определяйте сами цену заявления российских и украинских властей о том, что они не хотят судебных разбирательств, сделанных в понедельник, когда в Киеве на вторник дело было назначено к слушанию в суде. Судебный процесс пошел, поезд правосудия тронулся, и его уже не остановить.

Хочу сразу сказать, что это будет затяжной судебный процесс. Первое заседание продемонстрировало, что будут предприняты все возможные и невозможные способы, чтобы процесс затянуть. Но нам повезло: дело слушается в Печерском суде. Исходя из опыта, скажу, что это самый квалифицированный суд Киева, а дело слушает один из самых квалифицированных судей Светлана Смык.



Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: